В точке кипения Севера
Дорога жизни... Эта забытая с военных времен формулировка вновь стала актуальной для жителей севера Дальнего Востока. Никогда еще так поздно не заканчивалась навигация в субарктике, как в прошлом году, и никогда так рано не начинался очередной северный завоз в Корякском автономном округе. Совместить открытие и закрытие полярки в нетрадиционные сроки пришлось морякам “ДВМП” для спасения жителей отдаленных районов Камчатского полуострова. Cеверяне замерзали в буквальном смысле
Дорога жизни... Эта забытая с военных времен формулировка вновь стала актуальной для жителей севера Дальнего Востока. Никогда еще так поздно не заканчивалась навигация в субарктике, как в прошлом году, и никогда так рано не начинался очередной северный завоз в Корякском автономном округе. Совместить открытие и закрытие полярки в нетрадиционные сроки пришлось морякам “ДВМП” для спасения жителей отдаленных районов Камчатского полуострова. Cеверяне замерзали в буквальном смысле
Оленей не эвакуируешьВ прежние более-менее благополучные годы жидкое и твердое топливо завозилось теплоходами в округ по чистой воде. Москва исправно выделяла деньги и флот под северный завоз. В прошлом году правительство практически бросило северян на произвол судьбы.
Даже в статье федерального бюджета Министерство финансов РФ выделило КАО сумму меньше необходимой. Округу предложили всего 661,2 миллиона рублей, из которых 347 выделялось на транспортные расходы. Однако на деле оказалось еще хуже. Как сообщил корреспонденту “В” вице-губернатор округа Борис Левчук, 50 миллионов рублей было выделено на закупку нефтепродуктов под фрахтователя груза, 54,8 миллиона пришло в Палану - столицу КАО в виде ссуды под закупку топлива. Все вместе - лишь 16 процентов от необходимого. Это привело к тому, что за весь прошлый год в регион завезли всего 4254 тонны дизельного топлива (около половины от потребности) и 11200 тонн угля, что составляет менее одной трети от необходимого.
Уже в декабре власти Корякского автономного округа были вынуждены ввести чрезвычайное положение. А в январе на всех котельных шести поселков Карагинского района закончилось твердое топливо. Чтобы не гасить топки, энергетики вынуждены были собирать угольную пыль и вместе с песком (для более длительного горения) отправлять в топки. На растопку разобрали все брошенные деревянные строения. Температуру в системе держали на предельно допустимом уровне - от плюс 5 до плюс 15 градусов, только для того, чтобы не полопались от мороза трубы. При этом ночные температуры воздуха стабильно держались на минусовой отметке в 25-30 градусов, а в иные сутки при пронизывающем арктическом ветре столбик термометра опускался до 40-45 градусов.
Впервые с 1890 года, когда один-единственный раз при царском правительстве к корякам не пришел пароход с продовольствием, встал вопрос об эвакуации населения. Однако коренных жителей со стадами оленей при всем желании на материк не вывезешь. Власти КАО обратились за помощью к традиционным коммерческим поставщикам топлива. Лишь две дальневосточные компании - “ЛЭШ” и “ДАЛЬТЭК-1” согласились и дальше в долг завозить уголь и ГСМ для спасения северян. На свои средства и под гарантийные обязательства они приобрели необходимое количество топлива. Транспортно-экспедиторская компания “ДАЛЬТЭК-1” взялась доставить его до места назначения.
Обычная для лета и осени процедура превратилась в настоящую спасательную операцию. Все дело в том, что в это время года Карагинский залив полностью закрыт для навигации из-за крайне сложной ледовой обстановки. Ледокол в тех местах видели всего один раз.
Месяц назад танкер “Нарымнефть” попытался без сопровождения пробиться к северо-восточному побережью Камчатки. Его затерло торосами, мощные льдины повредили часть оборудования. Танкер был вынужден дрейфовать по течению “ледовой реки”, пока его не вытащило на чистую воду. Лишь по счастливой случайности не произошло беды.
Корпус трещал в торосахВновь рисковать было бессмысленно. Поэтому танкерщики приняли решение обратиться за помощью к руководству “Дальневосточного морского пароходства”. Генеральный директор ОАО “ДВМП” Виктор Миськов, учитывая безнадежное положение в Корякском автономном округе, принял решение немедленно отправить в субарктику ледокол. Выбор пал на портовый ледокол “Магадан”. Все подразделения пароходства - управление эксплуатации флота, служба ледокольного флота и управление безопасности мореплавания - приложили максимум усилий, чтобы в кратчайшие сроки отправить “Магадан” в трудный рейс - на ледовую проводку сухогруза “Абакан”.
Справка “В”. “Магадан” спущен на воду в Финляндии в 1982 году. Длина судна более 90 метров, ширина - 20 метров, высота борта - 10,5 метра. Водоизмещение составляет 6200 тонн при осадке в 6,5 метра. Максимальная скорость по проекту - 17,5 узла, хотя реально можно говорить о 12-14 узлах. Все это время ледокол постоянно трудился в Арктике, Анадырском заливе, Охотском море, у берегов Приморья.
Учитывая сложность задания, отсутствие воздушной разведки и опыта работы в Карагинском заливе, вместе с экипажем ледокола под командованием капитана Евгения Синегурского отправились капитан-наставник Владимир Балычев и один из опытнейших полярников, инженер-гидролог Игорь Ванюшкин.
Полторы недели понадобилось ледоколу для преодоления 2040 миль от Владивостока до пролива Литке. Причем легким этот переход не назовешь - судно все время сопровождали штормы. Еще столько же времени пришлось потратить “Магадану”, чтобы пройти 10 миль до рыболовецкого порта Оссора.
Карагинский залив отделен от Берингова моря островом Карагинским. Северный заход в залив более удобен, поскольку льды там пробиваются течением. Однако “Магадану” из-за сильного шторма пришлось заходить с юга.
После вхождения в ледовые поля скорость резко упала. Ледоколу пришлось в буквальном смысле пробиваться в торосах и создавать канал шириной от 50 до 100 метров для дальнейшей проводки теплохода с углем. По словам гидролога Игоря Ванюшкина, моряки столкнулись со льдами в 10 (максимум) баллов. Припайный лед на разных участках составлял от 70 до 150 сантиметров. Однако мощные торосы в большей части под припаем толщиной до 2 метров и наст снега до 1 метра до крайности осложняли работу.
В отдельных наиболее сложных местах каждый удар ледокола позволял преодолевать всего менее корпуса судна. На самом сложном участке из-за больших нагромождений торосов при входе в бухту Оссора удавалось за сутки пройти менее 5 кабельтовых (меньше 1 километра). Ситуация осложнялась плохой видимостью: либо непрерывно шел снег, либо мела поземка. Капитан-наставник Владимир Балычев, с 1978 года работающий в северных широтах, в этих экстремальных условиях высоко оценил профессионализм и мастерство экипажа “Магадана”.
После того как в Карагинском заливе и бухте Оссора удалось проложить канал шириной в 2, а в наиболее сложных местах и в 3 корпуса, “Магадан” отправился за грузовым теплоходом. Все это время “Абакан” дожидался в заливе Корфа окончания первичной работы ледокола. На борту сухогруза находилось около 6200 тонн сахалинского угля и 500 тонн бензина А-76. Этого количества топлива хватит жителям Карагинского района продержаться до июня.
Первоначально перевозчики планировали использовать собственное судно с символичным именем “Палана” (город Палана является столицей Корякского округа). Этот теплоход с небольшой осадкой, берущий на борт около 5 тысяч тонн груза, идеально подходит для работы на севере в необорудованных портпунктах. Однако в данный момент требовался теплоход усиленного ледового класса. И вновь на помощь пришло “Дальневосточное морское пароходство”. Оно выделило для этой благой цели “Абакан”.
Помимо “Абакана” ледокол должен был обеспечить проводку еще и танкера “Дунай”. На судне вспомогательного флота ВМФ находилось около 1200 тонн дизельного топлива и авиационного керосина. Однако в момент выхода “Дуная” из Петропавловска-Камчатского на север чиновники в погонах запретили его участие в экспедиции спасения. Пришлось сливать все топливо в береговые емкости областной нефтебазы. Теперь ведутся переговоры с владельцами гражданских танкеров.
Брошенный краЙДо начала перестройки в Карагинском районе насчитывалось 33 населенных пункта, сейчас осталось всего 6 поселков. Население сократилось на треть. На материк - в Россию и на Украину - переехали специалисты, все более-менее обеспеченные люди. Остались лишь коренные камчадалы, представители национальных меньшинств - коряки, чукчи, ительмены. И совсем немного русских с украинцами.
Из 3245 жителей Оссоры, включая детей и пенсионеров, ровно 300 трудоспособных мужчин и женщин официально признаны безработными.
Справка “В”. Поселок Оссора - административный центр Карагинского района. Образован в конце 30-х годов на месте корякского рыбачьего поселения. Имеются аэропорт, средняя школа, поликлиника с больницей на 76 коек и единственный в КАО тубдиспансер, почта, телеграф, дизель-электростанция, три котельных на угле, несколько коммерческих магазинов. Действующих промышленных предприятий нет. Выпускается газета “Карагинские вести”, принимается три программы центрального телевидения. Глава поселковой администрации - Александр Тищенко.
Как выживают в таких условиях местные жители? Только за счет натурального хозяйства. О коряках разговор отдельный. А вот остальные почти поголовно держат маленькие теплицы. В них выращивают лук, свеклу, чеснок, морковь, капусту, некоторые в теплицах получают урожаи огурцов, помидоров и даже клубники. Картофель вызревает и в открытом грунте.
Летом все отправляются в тайгу и тундру на сбор голубики, брусники, жимолости, шикши, морошки, княженики. Охотники при наличии лицензий уходят на промысел. Бьют утку, куропатку, зайца, лису, соболя, росомаху, дикого оленя. На бурого медведя лицензии по 1,5 тысячи долларов выдают только в Москве, весной и осенью прилетают богатые и желающие экзотики американцы, японцы, немцы, финны.
Однако основным средством пропитания была, есть и будет рыба. Карагинский залив признан одним из самых богатых на морские запасы водоемов в России. В разное время года можно поймать минтай, сельдь, треску, зубатку, навагу и другие донные породы, в бухте выращивают морскую капусту. Летом во все речушки косяками валит красная рыба - кета, красница, горбуша, кижуч и изредка чавыча. К примеру, в самом богатом 1987 году здесь ее только официально выловили 82 тысячи тонн (!), район получил прибыль лишь от реализации 8 тысяч, остальные деньги в баснословных объемах целенаправленно перекочевали в столицу. К этому надо добавить десятки тысяч тонн, пойманных браконьерским способом.
Икряная мафияСейчас в чести икра лососевых. Ее легче и дешевле переправить на “большую землю”, с ней меньше мороки в период заготовки, а денежная отдача значительно выше. За весь прошлый год, по данным депутата Государственной думы РФ от КАО Галины Ойнвид, в Карагинском районе заготовили 3,5 тысячи тонн (!) икры. Округ и район вообще ничего от этого богатства не имеют, все квоты и лицензии выдаются наверху. По самым скромным подсчетам, еще 1 тысяча тонн оказалась неучтенной.
Тому подтверждением служат слова старшего рыбинспектора районной инспекции рыбоохраны Василия Пермякова. Уже можно открыто заявить о наличии на Камчатке икряной мафии. Причем под защитой местной милиции. Только один рейд на речку Карагу стал тому подтверждением. Охрану этого водоема осуществляли сотрудники районного ОВД. Менее чем в 100 метрах от стационарного поста рыбинспектора обнаружили в кустах 44 50-литровых заполненных деликатесом бочки. Милиция вначале растерянно развела руками. Зато после конфискации по телефонам посыпались угрозы с требованием вернуть браконьерский улов. Оно и понятно. По самым скромным расценкам, каждая такая бочка тянет только в Оссоре на 7,5 тысячи рублей. 12 инспекторов при всем желании не смогут контролировать 700 километров береговой полосы.
Отработаны система и каналы транспортировки браконьерского груза. Расскажу только о том, что видел своими глазами. В позапрошлую субботу в аэропорту Оссора по расписанию самолетов не было. Тем не менее приземлился “Ан-26”; как удалось выяснить, его закупил на 1 рейс какой-то предприниматель за 67 тысяч рублей. Рядом сразу опустился на землю вертолет, прилетевший из более северного поселка Ильпырьского. С борта на борт перегрузили большое количество бочек с лососевым деликатесом. Сверху забросали мешками с 6 тоннами свежемороженой наваги. Все делалось под охраной молодчиков в камуфляже. Несмотря на непогоду, самолет вылетел в Елизово.
Поэтому и разъезжают по Оссоре джипы самых последних моделей. Хотя сам район нищенствует. А ведь здесь еще и золото добывают. Совсем недавно американская фирма провела разведку еще одного - нового Озерского месторождения. Регион можно сделать богатым с помощью пушнины, шкур и мяса. И хотя зверосовхозы и крупные оленеводческие хозяйства разрушены, коряки не перестали держать оленей. Однако их поголовье сократилось аж в 7 раз.
Нищета в богатствеВ беседе с корреспондентом “В” глава районной администрации Валерий Отяжкин посетовал, что, несмотря на несметные богатства, его район на 97 процентов дотационный. Раньше существовали многочисленные рыбокомбинаты, которые содержали всю коммуналку и бюджетников, делали богатыми всех жителей. Но после приватизации все предприятия перестали существовать. Из Паланы за весь прошлый год поступило “живыми” деньгами менее 5 миллионов рублей, а этого не хватает даже рассчитаться со всеми бюджетниками (при средней зарплате в 1050 рублей в месяц) за все месяцы. Взаимозачетами зачли еще 16 миллионов. И это все. Поэтому пришлось отказаться от целевого завоза продовольствия и от закупки топлива.
Однако, как показала практика, без тепла и жизни нет. В поселке городского типа отсутствуют дома с печным отоплением. Ведь строился он сразу после войны в расчете на светлое будущее. В квартирах многочисленных пятиэтажек температура опускается до минусовых отметок. Более-менее тепло на нижних этажах зданий, полностью заваленных снегом. Люди на ночь не снимают верхнюю одежду. Для населения Оссоры, где всю зиму котлы работали только на обогрев самих теплотрасс, приход “Магадана” и “Абакана” стал счастливым избавлением от постоянного холода.
К примеру, в местной средней школе учителя запрещают своим ученикам снимать шапки, пальто и шубы, ведь им в будущем становиться мамами и папами. Дети пишут в перчатках, застывает паста в ручках, ее приходится отогревать дыханием. Занятия две последние четверти ведутся по сокращенной программе, каждый урок длится 30 минут. И тем не менее, по словам директора школы Нины Нерсесиян, здесь с большим желанием учатся одаренные дети. В прошлом году 5 медалистов, многие выпускники поступили в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска и Владивостока. Любимый предмет у малышей и подростков - физкультура, где можно двигаться и согреваться. А еще здесь успехом пользуются театр на английском языке, кружки внеклассного творчества - технического творчества, вождения, фото, керамики, стрелковый, поскольку вечером ребятне податься некуда.
Маленький кинотеатр переморожен, там можно проводить разве что дискотеки. Единственными развлечениями являются концерты местной художественной самодеятельности в не менее стылом клубе современной постройки - хора ветеранов войны и национального корякского танцевального ансамбля “Кынокэтой”, что в переводе означает “не забывай”. Его и вправду можно запомнить надолго, стоит только посмотреть на выступление артистов в возрасте от 10 до 40 лет. Кстати, песни они поют на чавчовынском наречии. Костюмы танцоры шьют сами, постановки разрабатывают сообща. Когда-то выступали по всей стране, сейчас только односельчан радуют своим задором. С особым концертом коряки готовятся выступить перед моряками-спасателями.
О героизме не думаютЛюди живут здесь дружно, опираются только на собственные силы, поскольку особой помощи со стороны им ждать не приходится. В районе, в котором запросто уместится Швейцария, все друг друга знают. И всегда готовы прийти на помощь. В ночь перед моим сходом на берег в национальном селе Тымлат стало плохо женщине. Ей требовалась срочная операция, которую местный акушер сделать не мог. Отправить за пострадавшей вертолет было невозможно, поскольку бушевала метель. И тогда несколько смельчаков на “Буранах” отправились по бездорожью в опасный путь. За 6 часов в кромешной тьме они добрались до больной. Еще столько же возвращались обратно, успев обморозиться. Врачи районной больницы сделали операцию и спасли жизнь землячке. О геройстве никто и не думал.
Картина северного поселка будет неполной, если не посетить местные магазины. На полках благодаря стараниям предпринимателей с их завозом самолетами и вертолетами имеется практически все. Но цены... Сыр “Эдам” - 120 руб. за кг, яблоки - 36, окорока куриные - 53, сметана - 90, макароны - 40, яйцо - 40 за десяток, кока-кола - 35 за литровую бутылку, водка - 45, шампанское - 80, “Хванчкара” - 56, “Холстен” - 35, плитка шоколада Alpen gold - 18. Буханка “серого” хлеба у коммерсантов стоит 11 рублей 20 копеек. Единственная муниципальная пекарня печет хлеб по 8 рублей - для школьной и больничной столовых, детских садов и пенсионеров.
Вот так живет, а точнее, выживает российский север. И если бы не нынешняя экспедиция спасения “Дальневосточного морского пароходства”, компаний “ЛЭШ” и “ДАЛЬТЭК-1”, то, наверное, на поселке Оссора пришлось бы поставить крест. Пока правительство страны, Госкомсевер, министерство финансов и другие государственные структуры не вспомнят о брошенных ими людях, такие экстремальные ситуации и их героическое преодоление будут продолжаться...
* * *
В настоящее время “Абакан” стоит в трех кабельтовых от берега. По созданной ледовой “дороге жизни” от него в поселок возят тракторными санями и грузовыми автомобилями уголь. “Магадан” обеспечивает нормальную выгрузку, не дает сдавить льдами теплоход. Так что жизнь в Оссоре продолжается.
Редакция “В” благодарит пресс-центр ОАО “ДВМП”, экипаж “Магадана”, руководство компании “ДАЛЬТЭК-1”, администрацию Карагинского района за помощь в подготовке этого материала.
Владивосток - Петропавловск-Камчатский - ледокол "Магадан" - Оссора - Елизово - Владивосток
Автор: Николай КУТЕНКИХ,"Владивосток", фото автора.