Ключи от морских ворот Владивостока расположены на мысе Назимова
Ну наконец хоть в чем-то Владивосток вышел теперь на мировой уровень! В минувшее воскресенье на мысе Назимова, который является самой южной точкой материковой территории города, прошло торжественное открытие нового центра управления движением судов (ЦУДС) в заливе Петра Великого, который выстроило ЗАО “Норфес”.
Ну наконец хоть в чем-то Владивосток вышел теперь на мировой уровень! В минувшее воскресенье на мысе Назимова, который является самой южной точкой материковой территории города, прошло торжественное открытие нового центра управления движением судов (ЦУДС) в заливе Петра Великого, который выстроило ЗАО “Норфес”.
Сказать, что центр оснащен по самому последнему слову техники, значит, не сказать ничего; по признанию представителей норвежских и шведских фирм, занимающих лидирующее положение в мире в этой области и являющихся основными поставщиками электронной начинки центра, здесь установлено оборудование XXI века.
К слову, наша славная приморская погодка устроила в воскресенье такую круговерть - сплошные снежные заряды, нулевая видимость, что ситуация для проверки возможностей “буржуйской” электроники была просто идеальная. Но и вела себя суперсовременная компьютерная техника тоже идеально, как бы демонстрируя многочисленным гостям свои поистине фантастические возможности. К примеру, установленный здесь уникальный локатор, работающий в миллиметровом диапазоне, по сути дела заменяет собой мощную видеокамеру, которая вне зависимости от погодных условий “прорисовывает” такую картинку, что возникает ощущение детального телеизображения.
...Вообще само здание ЦУДСа - вот уж находка архитекторов - очень точно напоминает надстройку современного судна; а верхний этаж, где, собственно, и расположен сам центр с круговым обзором, живо вызывает в памяти ходовой мостик. Оно и неудивительно - ведь круглосуточную вахту, обеспечивая электронно-локаторную лоцманскую проводку судов, осуществляют здесь опытные капитаны с солидным мореходным стажем. А потому и торжественная церемония приемки нового центра никак не могла обойтись без традиционного морского ритуала - сразу после разрезания ленточки, как о борт нового корабля, разлетелась о стену здания бутылка шампанского. Крестной матерью ЦУДСа стала председатель краевого фонда имущества Валентина Игнатенко. Выбор не случаен - только начав работать, центр немедленно включился в реализацию федеральных и международных программ по предотвращению морских бедствий (в том числе и экологических) и спасению человеческой жизни на море.
Выступившие на импровизированном митинге первый вице-губернатор Приморского края Геннадий Токуленко, исполняющий обязанности главы администрации Владивостока Юрий Копылов, начальник штаба Тихоокеанского флота вице-адмирал Виктор Федоров, исполнительный директор компании, ставшей основным поставщиком оборудования, - “Норвежские партнеры” (Norwegian Partners Morimpex a.s.) Рогер Колстад (Roger Kolstad) дружно отметили три основных слагаемых, на которых будет базироваться вся работа ЦУДСа: высокое качество строительства, суперсовременная техническая начинка, блестящая квалификация персонала. Не случайно начальник департамента мореплавания федеральной службы Росморфлот Минтранса РФ Сергей Палехов отметил, что в России всего 3 подобных центра, сертифицированных на высшую категорию; и из этих трех владивостокский безусловно лучший.
Как рассказал генеральный директор ЗАО “Норфес” Олег Парфентьев, общая стоимость реализованного проекта - около 7 миллионов долларов. Часть средств вложил сам “Норфес”, часть была инвестирована скандинавскими партнерами. Отвечая на многочисленные вопросы журналистов, Парфентьев не смог ответить, пожалуй, только на один: сколько душевных, моральных, да и физических сил вложили он сам и его сотрудники, чтобы этот уникальный проект - несмотря на все сотрясающие страну кризисы - был все-таки воплощен в жизнь?..
...Ровно 4 года назад на страницах “В” уже был опубликован репортаж с мыса Назимова - тогда, 21 марта 1995 года, в здоровенном котловане на месте будущего центра был торжественно заложен первый камень. Открытие состоялось день в день: 21 марта 1999-го. Почему такая точность? Ответ прост. День этот по астрономическому календарю является первым днем весны. И со времен парусных мореходов и по сегодня считается 21 марта неофициальным праздником штурманов, тех, кому без астрономии никуда. В этом году астрономически первый весенний день стал для дальневосточных судоводителей двойным праздником!
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"