'Полеты во сне и наяву'

- так назвал свою персональную выставку, проходившую в художественном салоне “Ностальгия”, Николай Андрейчиков.

19 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №562 от 19 март 1999

- так назвал свою персональную выставку, проходившую в художественном салоне “Ностальгия”, Николай Андрейчиков.

Есть в ней что-то от наших цветных снов, от детской чистой веры в волшебство, сказку. Как заметила искусствовед Марина Куликова, мастер сильно выбивается из обоймы приморских художников: цветовой гаммой, колоритом. Он не боится контрастов, сочетает несочетаемое.

Николай Андрейчиков многолик: он может быть реалистом, импрессионистом, символистом. И не потому, что хочет потрафить публике, просто Андрейчиков органично и естественно вмещает в себя так много пространств, миров, души.

В его крохотной чистой мастерской с окном в небо неожиданно много света и воздуха. Светло-серый пол, рядом у двери - нарисованный глаз: делал набросок к одной из работ, да так и оставил. Повернутые лицом к стене законченные холсты. На окне чудная ваза в его любимых розово-желтых тонах с веткой бутафорских яблок. Лена, жена, подарила. У нее к этому особый вкус, как у него - упоение цветом. В свое время они вместе учились в институте искусств, в классе Кирилла Шебеко.

В этой комнатке со скошенным потолком и стенами он запирается, случается, на сутки, двое, трое. Оставив во внешнем мире любимую семью, друзей, все суетное и каждодневное. И переселяется в свой собственный мир, в который уже не достучаться, не докричаться. Так и работает, по-другому не умеет.

- Мне неизвестно, что такое творческий запой, - говорит Николай. - Наверное, это удел великих. Я знаю только одно: чтобы что-то получилось - надо брать краски, кисть и становиться к мольберту. Этому же учу своих “детей” в художественном училище. И еще. Мне неинтересно и скучно работать в одной манере. Это все равно, что запереть себя в этих стенах, а ведь за ними идет совершенно невообразимая жизнь. Абстракционизм дает полную свободу, форма не сковывает. Символизм, наоборот, интересен тем, что за формой спрятан абстрактный смысл. В реализме - своя прелесть.

А вообще в искусстве, как и в жизни, меня всегда притягивает непостижимое, неуловимое, недосказанное. Как закат - уходит что-то большое, прекрасное, и ты не в силах удержать мгновение.

Сегодня работы Николая Андрейчикова можно увидеть в Париже, Нью-Йорке. Сам мастер за границей бывал всего однажды . В Музее современного русского искусства, благодаря А. Глезеру, была устроена его выставка.

В своих картинах-воспоминаниях он часто возвращается в маленький сибирский городок Киселевск. Где они с Женькой Макеевым росли, заканчивали художку. Писали речку, небо, дворы. Как сейчас признается Е. Макеев, взглянув однажды на пейзаж Николая с уходящей вдаль лыжней, он крепко позавидовал другу и решил отправиться “учиться на художника” во Владивосток. Спустя 2 года уже Андрейчиков, увидев работы Макеева, который к тому времени был студентом института искусств, решил тоже отправиться в город у моря.

Увлечение иконописью у Андрейчикова опять же родом из детства, пусть даже атеистического. Сначала он расписывал на холстах вместе с учителем маленькую церквушку в Красноярском крае. Потом уже здесь - Свято-Никольский храм, церковь в Уссурийске - все с Е. Макеевым. Лики живут в его символических работах “Тени золотых птиц”, “Рыбы земные и небесные” - в них столько скорби, высоты и чистоты...

- От работ Николая Андрейчикова исходит какой-то особый свет, - говорит Юнна Резаева, артдиректор художественного салона “Ностальгия”. - От них не хочется уходить. Краски притягивают. Они так созвучны весне, чувству полета.

Андрейчиков дарит нам целый мир. В нем хочется поселиться и жить.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"