Потребитель всегда прав

Не так давно в нашем календаре появился новый праздник - 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Пожалуй, он может приобрести статус самого всенародного, ведь каждый из нас - потребитель. Просто количество и качество потребляемого измеряется толщиной кошелька.

16 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №559 от 16 март 1999

Не так давно в нашем календаре появился новый праздник - 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Пожалуй, он может приобрести статус самого всенародного, ведь каждый из нас - потребитель. Просто количество и качество потребляемого измеряется толщиной кошелька.

Но вне зависимости от этого, все мы без исключения обладаем равными правами. Об этом говорил на пресс-конференции Владимир Таланцев, который руководит Приморским управлением министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Прежде всего мы как потребители имеем право на качество товара или услуги. Причем в идеале покупатель не должен требовать у продавца лицензии и сертификаты, поскольку подразумевается, что раз товар (услуга) открыто предлагается к продаже, то и все необходимые для этого документы у продавца есть.

На деле же зачастую все обстоит иначе, и потому законом предусмотрено другое право - на возмещение морального и материального вреда. Для этого потребитель может напрямую обращаться в суд, минуя госструктуры и общественные организации.

Несмотря на обилие государственных структур, призванных стоять на страже наших прав в этой области, гораздо больший эффект приносят действия самих потребителей. Особенно если мы создаем общественные объединения. В 1995 году правительством даже было принято постановление “О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей”.

Кстати, сегодня в Приморье официально зарегистрированы 16 общественных организаций этого толка. Еще столько же находятся в процессе создания. По закону такие объединения наделены рядом полномочий - от права проводить независимую экспертизу качества и безопасности товара до права обращаться в суд в защиту неопределенного круга потребителей. Так что берегитесь, работники мэрии, - в один прекрасный день вам как собственникам жилья, не заключившим договоры с эксплуатирующими организациями, придется ответить и за неработающие лифты, и за низкую температуру в квартирах, и за недостаточно горячую воду.

Так что нечего сваливать все на государство, раз уж мы в силах сами защитить свое здоровье и свои кошельки. Стройными рядами двинемся на недобросовестных продавцов и завалим суды исками в защиту наших священных прав!