Молодежный апокалипсис
После того как цены стал диктовать курс доллара, выбор видеоновинок ощутимо сузился: видеоторговцы предпочитают теперь приобретать в Москве только те фильмы, которые представляют собой коммерческий “верняк” - боевики, комедии, мелодрамы. Картины же, отмеченные печатью авторской индивидуальности и не вписывающиеся в определенные жанровые рамки, до зрителя нынче практически не доходят. Вот почему и нашумевший фильм американского независимого режиссера Грегга Араки “Нигде” до приморского видеорынка, можно сказать, не добрался, неожиданно оправдав свое название.
После того как цены стал диктовать курс доллара, выбор видеоновинок ощутимо сузился: видеоторговцы предпочитают теперь приобретать в Москве только те фильмы, которые представляют собой коммерческий “верняк” - боевики, комедии, мелодрамы. Картины же, отмеченные печатью авторской индивидуальности и не вписывающиеся в определенные жанровые рамки, до зрителя нынче практически не доходят. Вот почему и нашумевший фильм американского независимого режиссера Грегга Араки “Нигде” до приморского видеорынка, можно сказать, не добрался, неожиданно оправдав свое название.
Между тем выход этого фильма в нашей стране на лицензионном видео можно считать событием (эту смелость взяла на себя компания “АСГ-видеофильм”). Грегг Араки давно уже по праву заслужил звание по-настоящему “культового режиссера”, если исходить из того, что культовый - это не только модный и не только рассчитанный на избранных. Культовый Грегг Араки - это еще и представитель определенной социальной субкультуры, культуры геев. Эту принадлежность к сообществу людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией режиссер подчеркивает открыто и порой провокационно почти в каждом своем фильме. Однако сами его фильмы приобретают известность и значимость далеко за пределами означенного сообщества.
Слава пришла к Греггу Араки в 1992 году, когда его картина “The Living End” - у нас она проходила в пиратской копии под названием “Оголенный провод” - стала сенсацией Санданского фестиваля независимого кино. Малобюджетная, камерная история о последнем путешествии в никуда двух ВИЧ-инфицированных любовников была снята экспрессивно, вызывающе, стильно и под лозунгом “жить быстро, умереть молодым”.
Добившись известности, Грегг Араки приступил к созданию кинотрилогии о молодежи эпохи MTV. Первой лентой в этом ряду стал полуигровой-полудокументальный фильм с откровенно хулиганским названием “Totallyf ED UP” (наши видеопираты перевели его деликатно - “Совсем запутался”, хоть в официальной кинопрессе принят более точный перевод “Вконец затраханные”). Бесхитростный рассказ о группе подростков с включением кинофрагментов, снятых любительской камерой, лишен какой-либо событийности и выглядит намеренно эклектичным. Юные герои бродят по улицам, маясь от скуки и безделья, глотают наркотики, занимаются любовью, болтают о политике, сексе и СПИДе, сходясь во мнении, что “все это - дерьмо собачье”. Однако бессюжетность и сочетание разнородных кинематографических элементов рождают некое “дыхание жизни”, формируя в итоге неподражаемый авторский стиль Араки. Здесь же впервые появляется юный Джеймс Дювал, которому суждено стать альтер эго автора и сквозной фигурой всей кинотрилогии. Он играет парнишку по имени Энди, который не верит в любовь, жаждет любви и умирает из-за нее, узнав об измене любовника. Поиски себя и своей ориентации в сексе и жизненном пространстве заканчиваются для него смертельным разочарованием...
Из-за стремления понравиться узкой зрительской прослойке и чрезмерного пафоса фильм этот не стал художественным откровением, хотя и укрепил позиции режиссера. А потому во второй ленте трилогии “Поколение игры DOOM” Грегг Араки решил сменить интонацию, ориентиры и стилистику. Для особо непонятливых в титрах был дан подзаголовок “гетеросексуальный фильм Грегга Араки”. Критики и зрители наживку проглотили: фильм был принят восторженно, сразу же заимел армию поклонников и был поставлен в один почетный ряд с “Криминальным чтивом” Квентина Тарантино и “Трэйнспоттингом” (“На игле”) Дэнни Бойла, а предтечей был назван знаменитый “Заводной апельсин” Стэнли Кубрика.
Действительно, секс, наркотики и стильное насилие роднят этот фильм с упомянутыми. И все же, рисуя портрет поколения 90-х, Араки идет своей дорогой. Причем и жанр выбирает здесь соответствующий - типичное “роуд муви”, аргументируя это тем, что “в политически и социально тяжелые времена появляется много road movie, как будто люди ищут утопию”. Момент переживаемого времени Араки чувствует очень обостренно. В отличие от других режиссеров он склонен к мессианству и обобщениям, а потому мыслит не категориями десятилетия или эпохи, а более апокалипсическим понятием конца века (читай: конца света). Потому и фильму дает обобщенное название, подразумевая, что популярная компьютерная игра DOOM, в которую до одури играют подростки - и есть виртуальный прообраз Апокалипсиса. О том же напоминают рассыпанные по фильму граффити: “Восторг грядет!”, “Приготовьтесь к апокалипсису!”, “Америка: люби или свали”, “Добро пожаловать в ад!” и “Ад - здесь”.
Путешествие, которое совершают герои, временами и правда напоминает семь кругов ада. После первого же непроизвольно совершенного убийства они едут в никуда, кассовые аппараты в магазинах и кафе бесконечно выбивают одну и ту же зловещую цифру “6,66 доллара”, полубезумные придурки постоянно пристают к героине, провоцируя кровавые разборки. И кровь льется рекой: отстреленная голова открывает глаза и бормочет что-то ругательное, окровавленная рука шевелит пальцами в метре от своего владельца, красные брызги время от времени заливают “кислотного” цвета стены и одежды. Персонажи погружаются в хаос и насилие, достигая тех глубин, где уже нечему учиться. Но только раз они испытывают ужас и боль - когда их машина случайно сбивает на дороге собаку.
Героев трое: отвязная девица Эми Блю (Роуз МакГоуэн), застенчивый Джордан Уайт (Джеймс Дювал) и сексапильный Ксавьер Ред (Джонатан Шэх) - “цветовые” фамилии персонажей символизируют здесь цвета американского флага, под сенью которого разворачивается самая чудовищная по своей жестокости финальная сцена.
...Эми и Джорджан - юные девственники. Прибившийся к ним по дороге Ксавьер выполняет роль демона-искусителя, поочередно соблазняя обоих. Ярко выраженная чувственность - еще один конек этого фильма наряду со стильным насилием и стебными диалогами. Араки удалось уловить ту сексуальность, которая растворяется между людьми и возбуждает их, независимо от половой принадлежности и ориентации, олицетворяя понятие “унисекс”. Для этого ему даже не пришлось прибегать к откровенным любовным сценам - весьма эротичны крупные планы и ракурсы...
Сея вокруг себя зло и вожделение, наша троица одновременно эти же волны притягивает к себе - в финале над Джорданом, Эми и Ксавьером совершают свой кровавый ритуал бритоголовые нацисты. После этого наступает черед “чистилища”. Оставшиеся в живых Эми и Ксавьер сидят в машине посреди дороги и впервые за весь фильм смотрят друг на друга осознанно, без привычного цинизма и равнодушия. Куда ехать дальше? И по пути ли им?..
После того как “Поколение игры Doom” с успехом прошло по мировым экранам, зрительская аудитория Грегга Араки значительно увеличилась и с нетерпением ждала от него очередного шедевра. В 1997 году он его выдал. Фильм “Нигде” достойно завершил его кинотрилогию о “тинейджерском апокалипсисе”, явив собой удачный синтез первой и второй картин. От первой взята многофигурная композиция, от второй - сюрреалистическая стилистика поп-арта. В результате, по собственному выражению Араки, получился “самый амбициозный фильм трилогии”, в котором дюжина подростков с рекламной внешностью занимается любовью, ревнует, смотрит телевизор, глотает “экстази”, танцует в ночном клубе, галлюцинирует, убивает и умирает в стильных прикидах и причудливых декорациях (дизайн фильма, разработанный Патти Поддестом и Сарой Злотник, достоин самой восторженной похвалы).
В центре сюжета - режиссерский любимчик Джеймс Дювал в роли Дарка Смита, его чернокожая подруга-бисексуалка Мэл, ее любовница по прозвищу Люцифер и множество их общих друзей-ровесников, живущих в Лос-Анджелесе, который “похож на нигде, потому что в нем чувствуешь себя потерянным”. Композиционно все это смахивает на подростковый телесериал - чего, собственно, и добивался Араки, делая “кислотную” версию “Беверли Хиллз 90210”. Не случайно в фильме мелькает так много симпатичных мордашек, взятых из этого и других популярных американских сериалов: “будто вечером ты заснул у телевизора, и тебе приснился кошмар, до отказа наполненный теми же лицами, которые ты только что видел по “ящику”. По этому же принципу выстроен и саундтрек фильма, в котором солируют Curve, Elastica, Radiohead, Chmical Brothers и другие модные группы.
Заключительный фильм Грегга Араки полон сарказма и убийственной иронии. Причем режиссер не только сполна издевается над извечными фобиями американцев, но и изживает собственный пафос. Зловещими выглядят фигуры религиозных проповедников и психоаналитиков. Телезвезда из “Спасателей Малибу” оказывается маньяком-убийцей. По улицам бродит инопланетный ящер, время от времени уволакивающий мальчиков и девочек в свой НЛО. Откровенно пародийно выглядит и гомосексуальная сцена, в которой Дарк и томный Монтгомери высокопарно признаются в любви, после чего последний с треском и чавканьем превращается в огромного осклизлого таракана, уползающего в окно со словами: “Ну ладно, я сваливаю отсюда...” Здесь же впервые у Араки кроме подростков появляются их родители. Они сидят, уткнувшись в телевизор и медитативно жуя попкорн, не слыша при этом, как в соседней комнате их любимые чада бьются в истерике и кончают жизнь самоубийством...
Вместе с тем, как это ни парадоксально, “Нигде” - самый человечный фильм Грегга Араки. Попсовость, стильность и визуальная изысканность не заслоняют здесь нравственных категорий. Сцены насилия уже не монтируются с сексуальными. Юные герои искренне переживают и ужасаются при виде человеческой смерти. Несмотря на привычный рефрен: “Нам восемнадцать, а мы уже чувствуем себя обреченными”, они искренне любят друг друга, верны идеалам дружбы и умеют радоваться жизни. “По своей сути - это милое, романтическое кино о том, как можно быть смущенным и влюбленным, - признается сам постановщик. - Я хотел изобразить мир 18-летних, где может случиться все что угодно. Эти взлеты и падения, эти кайфы и обломы я и попытался выразить”. И ему это удалось.
У каждого поколения свои песни, свой образ, свои цифры. Весело и трагично сменили друг друга поколение-70, поколение-80, поколение-90. Грядет поколение-00?..
P. S. Памятуя о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, автор этих строк сообщает заядлым киноманам, что единственный эксклюзивный экземпляр видеокассеты с записью фильмов Грегга Араки “Вконец затраханные” и “Нигде” можно приобрести в приморском кинопрокате, позвонив предварительно по телефону 267-517. Как говорится, кто не успел - тот опоздал. Удачи!
Автор: Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ, специально для "В"