Ветер вместо угля
Шахтерская Тавричанка может спасти Владивосток от надвигающейся тьмы. Но не сверхплановыми тоннами угля, а с помощью самого обычного ветра. Рабочие его скорости на полуострове Муравьева-Амурского составляют около 5000 часов в году. Это позволяет построить здесь ветроэнергостанцию, которая даст те самые заветные 250 Мвт, что смогут залить Владивосток светом даже в самой критической ситуации. Ветроэнергетика - идея не нова, а точнее стара как мир. Но именно она, по мнению вице-президента “АРС’Я” Петра Ильенкова, имеет сегодня реальный шанс спасти “Большой Владивосток” и весь край с его северными и островными территориями от теплоэнергетического паралича.
Шахтерская Тавричанка может спасти Владивосток от надвигающейся тьмы. Но не сверхплановыми тоннами угля, а с помощью самого обычного ветра.
Рабочие его скорости на полуострове Муравьева-Амурского составляют около 5000 часов в году. Это позволяет построить здесь ветроэнергостанцию, которая даст те самые заветные 250 Мвт, что смогут залить Владивосток светом даже в самой критической ситуации.
Ветроэнергетика - идея не нова, а точнее стара как мир. Но именно она, по мнению вице-президента “АРС’Я” Петра Ильенкова, имеет сегодня реальный шанс спасти “Большой Владивосток” и весь край с его северными и островными территориями от теплоэнергетического паралича.
Петр Ильенков приехал во Владивосток в 1972 г. после окончания Мурманского высшего инженерно-морского училища. Прошел путь от рядового электрика до электромеханика одного из крупнейших судов “Востокрыбхолодфлота”. 3 года по направлению “Судоимпорта” строил суда в Польше, 2 года - в Дании - для “Приморрыбвода”. Потом занимался кадровыми вопросами в ТУРНИФе. В 1990 г. был приглашен в администрацию г. Владивостока для создания отдела международных отношений. Работал в команде Е. Блинова 2 года.
- Так случилось, что еще 6 лет назад мне по долгу службы пришлось заниматься проблемами теплоэнергоснабжения Владивостока, в частности ТЭЦ-2. Одна известная финская компания предлагала провести частичную реконструкцию топки на ТЭЦ-2 с тем, чтобы та не только выдавала “на-гора” больше тепла, но также, “обогатив” с помощью песка, извести и других компонентов золу, превращала ее в прекрасный строительный материал, который давно и успешно использует вся Европа.
Была проведена большая работа по технико-экономическому обоснованию, причем совершенно бесплатно - с целью привлечь внимание к проблеме, которая уже тогда стояла довольно остро.
И что же? Миллионы тонн золы по-прежнему идут на свалку. В районах Эгершельда и Чуркина нельзя построить практически уже ни одного жилого дома - нет возможности подключить новостройки к существующим теплоэнергосетям - 6 подстанций 10-летней плановой давности так и не построены. А предложенные финнами разработки - целая папка - лежат невостребованными в городском отделе инвестиций. Проект остался проектом.
Понятно, тогда, несколько лет назад, не существовало еще схемы взаиморасчетов с иностранными компаниями, не было международных валютных фондов. Но теперь-то все изменилось.
- Что предлагаете вы?
- Ветроэнергетические станции датского производства. Объясню почему. Дания имеет лучший в мировой практике опыт создания “ветряков”. В самой этой стране 20 процентов всей электроэнергии вырабатывается с помощью ВЭС. Сам там жил и не только видел - “трогал руками”. Мало того, они уже давно не используют ветроустановку в “голом” виде - она работает в системе стэн-бай с дизель-генераторами, занимается попутно опреснением морской воды и очисткой питьевой, подачей тепла.
Стоимость оборудования самая низкая по сравнению с другими станциями. Условия предоставления кредита также оказываются предпочтительнее. Поскольку Россия сегодня - это реальный рынок сбыта, в Дании принято решение на уровне правительства о ряде льгот в этом направлении. Коммерческие кредиты предоставляются на 5 лет под 7-8 процентов годовых. Госкредиты - под жесткие правительственные гарантии - 3 процента годовых до 10 лет.
Вообще схема эта интересна еще тем, что она срабатывает только в том случае, если в ней присутствует 51 процент датского оборудования - не меньше. Причем датская сторона готова пойти на то, чтобы до 30 процентов установок ВЭС производить здесь, в Приморье. А это новые рабочие места прежде всего на наших оборонных заводах. Окупаемость ВЭС - 7 - 10 лет.
- А сколько будет стоить киловатт/час “ветряной” электроэнергии?
- Расчеты, которые мы намеренно проводили на коммерческом кредите, т. е. с учетом максимально тяжелых условий, - дают цифру около 350 рублей в первые 5 лет эксплуатации. Дальше пойдет значительное снижение. На первый взгляд, дорого. Но если учесть, что неустойчивое электроснабжение Владивостока сохранится по крайней мере в ближайшие 5 лет, в том числе из-за крайней изношенности оборудования и коммуникаций, а все виды энергетических услуг будут дорожать, цифра не покажется такой безнадежной. Тем более что уже сейчас для промышленных объектов она составляет от 600 до 1000 рублей. Если подключить поле ветряков - на разнице между бытовыми и промышленными потребителями можно “компенсировать” муниципальные предприятия.
Тем более что есть несколько подходов к установке ВЭС. Они могут быть локальными (от 100 кВт до 5 МВт), районными (от 10 до 50 МВт) и глобальными, к каким будет относиться и Тавричанская ветроэнергостанция. Она может дать те самые 250 МВт, которые спасут Владивосток даже в самой критической ситуации.
Здесь имеются обширные плоскогорья, где почти нет древостоя. “Рабочие скорости ветра” на полуострове Муравьева-Амурского составляют около 5000 часов в году. Станция будет работать в сетевом режиме и отдавать выработанную электроэнергию в существующие сети “Дальэнерго”. Таким образом возникает реальная возможность снизить себестоимость получаемого электричества из сетей “Дальэнерго”. Она также повысит надежность энергоснабжения г. Уссурийска, Хасанского района.
- Сколько потребуется времени для того, чтобы ее соорудить?
- На Тавричанскую - 2-3 года после заключения контракта. На небольшую, локальную, - не больше 1 года.
- Впечатляет. А во что это обойдется?
- Если говорить опять же о Тавричанской - около 400 млн. долларов. Но остаются еще более дешевые районные и локальные ВЭС. Акционерная научно-производственная компания “Дальгеоинформ”, имеющая опыт технико-экономического обоснования строительства “ветряков”, дает, к примеру, такие расчетные данные. Угольный разрез “Прибрежный” (1 МВт) - 1,5 млн. долларов, Тернейская ВЭС (6 МВт) - 20 млн. К слову, о Тернее. Там вообще нет линий электропередачи. В последнее время жизнь в этом северном районе Приморья практически заморожена. Дать в Терней электричество и тепло - это прежде всего вдохнуть жизнь и надежду в людей. Возобновить производство: лесоразработку, рыбопереработку.
Наилучшие результаты при эксплуатации ВЭС здесь будут достигаться при совместной работе с существующими дизельными станциями. Кстати, таким образом возможно не только аккумулировать ветровую энергию, но также экономить до 50 процентов дизельного топлива.
Такие станции необходимы в первую очередь для островных поселков на о. Попова, Рикорда, на м. Песчаном.
- Есть в крае практический опыт строительства ВЭС?
- Есть разработки “Ленгидропроекта” на станции мощностью 10,0 МВт в пос. Зарубино и на м. Поворотном близ Находки. Несколько одиночных ВЭС небольшой мощности (до 5 кВт) установлены российско-голландским предприятием LMW. Сданы в эксплуатацию 2 ветровые электростанции украинского производства. Одна из них работает в сетевом режиме в районе ул. Баляева во Владивостоке. Другая в автономном режиме в пос. Славянка. Мощность каждой из них - по 20 кВт.
Кстати, такие небольшие локальные ВЭС могут представлять интерес для отдельных предприятий, расположенных в благоприятных по ветровым показателям районах города. Это относится к заводу по производству шампуней, тепличному хозяйству “Приморье”, комплексу частных особняков на Эгершельде и Гайдамаке.
Все упомянутые выше станции были куплены в свое время за государственные средства со 100-процентной предоплатой.
- Теперь, понятно, таких “простых” решений по финансированию нет.
- Разумеется, государственные средства на эти цели практически получить невозможно. Хотя в целевой программе по развитию Дальнего Востока отдельной строкой выделено - дать зеленую улицу альтернативным источникам энергии: ветровой, солнечной. Остается надежда на сторонние инвестиции - как отечественные, так и зарубежные.
- Но инициатива в этом вопросе должна тем не менее принадлежать краевой и городской администрациям.
- Разумеется. Мы подали пакет документов и предложений в краевой департамент ЖКК. В первую очередь рассчитываем на содействие в реализации программы ВЭС в Тернейском районе. По расчетам специалистов, на это потребуется в общей сложности до 90 млрд. рублей. При этом - 10 млрд. рублей из средств местного бюджета, под коммерческий кредит. Не такая уж нереальная для края сумма, если учесть, что будет возвращен к жизни огромный район.
Что касается Владивостока, опираясь на датские кредиты, можно сделать заказ на разработку системы ветровых электростанций, в первую очередь на о. Попова и Рикорда, а также по согласованию с “Дальэнерго” - для Тавричанской ВЭС.
Как инженер-электрик, я не претендую на истину в последней инстанции и отнюдь не хочу умалять чьих-либо заслуг в этой области. Тем более что по этой проблеме давно работают такие фирмы, как акционерная научно-производственная компания “Дальгеоинформ”, институт геологии, ТИНРО и многие другие. Но нельзя же сидеть сложа руки, ожидая манны небесной от бога и тем паче от Москвы. Нужны программы, нужна их подготовка. Тем более что мы имеем такие уникальные природные ресурсы.
И еще один немаловажный факт. Сегодня энергосистема страны явно страдает из-за монополизма РАО “ЕЭС России”. Пока не будут созданы конкурентные, альтернативные структуры в энергетике, ни о каком снижении стоимости электроэнергии не может быть и речи. Разве что только об ее удорожании. Это тоже не следует забывать, когда мы говорим об использовании ветроэнергостанций. Для всех развитых стран она давно стала реальной жизнью, только мы почему-то продолжаем дуть против ветра...
Вместо послесловия. Недавно мэрия Владивостока на основании рекомендации экономического совета краевого центра подписала постановление о строительстве ветроэлектростанции мощностью 4,5 МВт на острове Попова.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, “Владивосток”