Краевая дума дала опору местному самоуправлению

15 января исполняется 2 года думе Приморского края, но полномочия ее сохраняются до тех пор, пока не приступит к работе вновь избранная дума.

15 янв. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №55 от 15 янв. 1997

15 января исполняется 2 года думе Приморского края, но полномочия ее сохраняются до тех пор, пока не приступит к работе вновь избранная дума.

С председателем думы Приморского края Николаем Литвиновым беседует наш корреспондент:

- За эти 2 года сделано главное - созданы основы для развития местных органов власти. Ведь когда в 1993 году cоветы прекратили свое существование, край по сути лишился местного самоуправления. Все чиновники назначались краевой администрацией и отчитывались только перед ней.

Первое, что сделано думой, - был разработан и принят Устав Приморья. В нем определены место региона в административно-политической системе страны, порядок формирования властей и их полномочия. Именно по этому Уставу края были проведены выборы губернатора.

1 сентября 1995 года вступил в силу федеральный закон “Об основных принципах организации местного самоуправления”. В соответствии с ним думой края был разработан и принят пакет законов. Именно благодаря законодательной работе думы прошли выборы 22 декабря 1996 года и главами администраций районов и городов стали руководители, выбранные народом.

И особенно важным кажется мне, чтобы мы подготовили законодательную базу для самого первого звена власти - для тех людей, которые стали старостами в деревнях. При советской системе старост не было. Командовал директор совхоза или председатель колхоза. А именно староста должен заботиться о жителях и отстаивать их интересы перед кем угодно. И так, чтобы без согласия жителей этой деревни никто бы не посмел на лугу поставить ферму или выстроить коттедж, который бы загородил от солнца соседский огород.

Краевая дума имеет право законодательной инициативы и использует его. Мы неоднократно обращались в Государственную думу с предложениями о создании в Находке индустриальных комплексов на территории свободной экономической зоны, и этот технопарк наконец получил необходимый статус. Сейчас мы вместе с краевой налоговой инспекцией готовим обращение в Госдуму по поводу внесения изменений в налоговое законодательство. Речь идет о том, чтобы прикрыть лазейки, которые позволяют оптовикам, получающим товар из-за рубежа, не полностью выплачивать налоги.

Пусть у нас не все получилось, главное, что мы сделали, - заложили законодательную базу, на которую может опираться местная власть.

Нас могут упрекнуть, что мы мало критиковали краевую администрацию. Да, пожалуй, мы чаще выступали с ней единым фронтом, потому что в эти 2 года мы отстаивали перед Москвой не столько Е. Наздратенко, сколько интересы жителей края. Но сейчас, после выборов, положение меняется, региональная власть резко усиливается, и реальная власть губернатора бывает чрезмерной. И новый состав думы должен как раз стать нормальным противовесом исполнительной власти.

Комментарий “В”

Нынешняя дума была переходной от постперестроечного совета к какому-то новому типу местного законодательного собрания. Советы, разогнанные осенью 1993 года, при всех их недостатках имели одно ценное свойство - они в самом деле представляли почти все слои общества. Им было трудно найти общий язык, и порой только дебаты о повестке или регламенте затягивались на часы.

Депутатов “слова” сменили депутаты “дела”. Из нынешних 35 краевых депутатов подавляющее большинство - это руководители и хозяйственники. Некоторые “думцы” вспоминали о своей “думской работе” только перед самой сессией. В 1996 году на профессиональной основе в думе работали всего 4 депутата, хотя предполагалось, что их будет минимум 12. В 1995 году сессии переносились из-за неявки депутатов, а в 1996-м, напротив, прошли внеочередные заседания. Порой складывалось впечатление, что дума спешит принимать решения и поэтому действует необдуманно. Поскольку среди думцев преобладали хозяйственники, то естественно, что на сессиях неоднократно рассматривались вопросы предоставления налоговых льгот для поддержки местных предприятий. Вместе с тем за 9 месяцев 1996 года краевой бюджет по расходам на промышленность, энергетику и строительство выполнен на 87 процентов, а по расходам на фундаментальные исследования - только на 18 процентов.

Пожалуй, только раз дума поддалась желанию сделать абстрактное добро - приняв закон “О социальном статусе учителя”. Этот закон пока не работает, потому что под него просто нет денег.

Вместе с тем дума за эти 2 года в самом деле сделала главное - приняты местные законы, по которым может формироваться, развиваться и совершенствоваться местная власть. Беда только в том, что основная масса избирателей по-прежнему плохо осведомлена о деятельности краевого законодательного собрания и вообще сомневается в том, что в стране, где все решает сильная власть, необходимы какие-то законодательные инициативы. И вполне может быть, что 30 марта избиратели на выборы пойдут с большой неохотой. И тогда полномочия нынешней думы будут просто продлены до новых выборов, чего многие депутаты в общем-то и добиваются. Тем более что надо успеть принять еще 2 очень важных закона, которые во многом повлияют на хозяйственную жизнь края - градостроительный устав и закон об административно-территориальном делении края.

Медики будут бастовать 4 дня

Марина ПОПОВА,

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, “Владивосток”