'Тигр' по своей природе конфликтен

Пять лет назад в составе Госкомэкологии Приморского края был создан отдел “Тигр”. Его деятельность получила большой резонанс в общественной жизни края, страны и за рубежом. Все эти годы у “Тигра”был один бессменный руководитель - Владимир ЩЕТИНИН. Сегодня он сдает вахту начальника отдела и отвечает на вопросы корреспондента “В” уже в должности заместителя председателя Госкомэкологии Приморского края.

19 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №547 от 19 февр. 1999

Пять лет назад в составе Госкомэкологии Приморского края был создан отдел “Тигр”. Его деятельность получила большой резонанс в общественной жизни края, страны и за рубежом. Все эти годы у “Тигра”был один бессменный руководитель - Владимир ЩЕТИНИН. Сегодня он сдает вахту начальника отдела и отвечает на вопросы корреспондента “В” уже в должности заместителя председателя Госкомэкологии Приморского края.

- Владимир Иванович, на момент создания отдела “Тигр” в Приморье уже существовала достаточно разветвленная сеть организаций, задачей которых было охранять окружающую среду. Так стоило ли огород городить, “рожая” еще одну природоохранную структуру?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала посмотреть, в какой период создавался отдел “Тигр”.

Во-первых, это было время, когда Госкомэкологии России оказался втянутым в межведомственный конфликт с Рослесхозом, Минсельхозом и Минрыбхозом. Эти отраслевые ведомства зачастую волновала не столько сама охрана природы, сколько та выгода, которую с этой охраны можно было получить. А Госкомэкологии исходил из того, что Россия стала совсем другой, отличной от СССР, страной. И в новых экономических условиях нельзя было работать в старых рамках.

Во-вторых, наступили кризисные явления в промышленности и сельском хозяйстве. Охотничье-промысловое хозяйство в крае окончательно развалилось. А люди, обычные наши люди, которые привыкли к грозному “нельзя” со стороны любой природоохранной структуры, вдруг оказались хозяевами всего того, что было сохранено усилиями служб охотничьего надзора, рыбо- и лесоохраны. Население северных районов - при полном развале местной промышленности - бросилось в тайгу, рассматривая ее как единственно возможный источник сиюминутной прибыли. Втянули в “рыночный” оборот и тигра. Так, по экспертной оценке полевых охотоведов, в зимний сезон 1992-1993 годов незаконно добыто около 100 особей тигра на территориях Приморского и Хабаровского краев.

В этой ситуации Госкомэкологии России поддержал идею создания отдела “Тигр”, определив ему главную задачу - предупреждение, выявление и пресечение экологических правонарушений в сфере сохранения биологического разнообразия и реагирование на эти нарушения независимо от ведомственных рамок.

- А источники финансирования?

- В первую очередь иностранные инвесторы: Всемирный фонд дикой природы (WWF), Global Survival Network (GSN), а также экологический фонд Приморского края.

- Любой юбилей - это некий своеобразный рубеж для подведения итогов. Можно ли сказать, что отдел “Тигр” вышел из младенческого возраста?

- Даже нужно! В период становления мы преодолели сложные и тяжелые эпизоды с довольно запутанными психологическими проблемами небольшого открытого коллектива. За все свое существование не проиграли ни одного спора в судах по искам. Люди научились работать, почувствовали интерес к своей деятельности. Сейчас в отделе 8 оперативных групп, которые практически охватывают все Приморье.

Так, в этом году контрольно-инспекционное патрулирование проводилось на территории 25 административных районов края. Инспектора отдела “Тигр” осуществляли сбор оперативной информации о нарушениях природоохранного законодательства, о контрабандистах и браконьерах. Выявляли торговые пути и рынки торговли дикими животными. Контролировали развитие российско-американского проекта “Амурский тигр” на территории Сихотэ-Алинского заповедника.

В феврале 1998 года в составе отдела “Тигр” была создана еще одна группа - “Кедр”. Ее задача - охрана лесных ресурсов. Приморское управление лесами заинтересовано в сотрудничестве с нами и заключило договор о взаимодействии с Госкомэкологии Приморского края. Работа в этом направлении только началась. Но уже проведены несколько рейдов, проверены 150 лесовозов. Из незаконного оборота изъято 355,9 куб. м ясеня и дуба.

- Как вы расцениваете сегодняшнюю обстановку в тайге?

- Население отдаленных районов, не получая годами зарплату, бьет в тайге все подряд, благо в перекупщиках недостатка нет. В этом году более чем в 2 раза увеличилось число экологических правонарушений, вскрытых инспекторами отдела. Изъято из незаконного оборота около 32 кг корней дикорастущего женьшеня, велась большая работа и по трепангу. Только одной хасанской группой отдела “Тигр” изъято 37,5 тысячи штук трепанга. Рыночная стоимость его - где-то 40000 американских долларов. Изъято 87 штук струй кабарги.

В целом же за год сотрудниками отдела “Тигр” изъято у браконьеров и перекупщиков незаконно добытой продукции на сумму более 200 тысяч долларов.

- Массовый характер стихийного коммерческого использования биологических ресурсов ставит под угрозу исчезновения редкие виды животных и растений. Как, по вашему мнению, можно сегодня эффективно бороться с этим явлением?

- Нельзя приставить к каждому тигру или кабарге госинспектора. К тому же ажиотажный спрос за рубежом на шкуры и кости тигра, панты, медвежью желчь, мускусную железу кабарги, трепанг, дикорастущий женьшень способствует контрабанде и широкому распространению браконьерства. Рост экологических правонарушений должен компенсироваться усилением регулирующей функции государства. В первую очередь следует говорить о создании системы государственного принуждения для выполнения всеми группами населения природоохранного законодательства. Необходимо ужесточить таможенный контроль за вывозом продукции биологического происхождения, развернуть работу по выявлению незаконного оборота объектов животного и растительного мира, включить механизмы экономического стимулирования со стороны государства. Кстати, состав и полномочия отдела “Тигр” как силовой структуры реально отражают его центральное место в организации и осуществлении государственного экологического контроля.

- А как обстоят дела с тигром?

- В этом году проводилось расследование 15 фактов близких контактов тигра и человека. Официально подтверждена гибель пяти хищников. Погибших людей, слава богу, нет. В то же время, по оперативной информации, убиты 30 особей тигра. Большинство из них уже за рубежом. На сегодняшний день возбуждено уголовное дело по факту незаконной охоты на тигрицу Надю. Виновные (два жителя Пластуна) находятся под следствием. Быстрое и удачное завершение “тигриного дела” стало возможным благодаря усилиям старшего Восточной группы отдела “Тигр” Бориса Литвинова и профессиональным действиям сотрудников Тернейского РОВД.

В настоящее время инспектора Восточной и Уссурийской групп “Тигра” в Тернейском районе проводят уникальную операцию по спасению трех тигрят, оставшихся сиротами после убийства их матери. Суть этой операции - оставить тигрят в их естественной среде. И можно уже сказать, что она прошла успешно. Тигрята начинают самостоятельно гоняться за дичью и уже поймали двух ворон и енотовидную собаку.

- Но тем не менее проблема конфликтных тигров существует. И очень печально, когда столкновение таежной кошки с человеком заканчивается гибелью последнего.

- Эта беда возникла не сегодня и требовала практического разрешения еще вчера. Но до сих пор приходится доказывать серьезность проблемы и до сих пор вынуждены изыскивать денежные средства за рубежом на ее разрешение.

В этом конфликте участвуют две одинаково агрессивные стороны: тигры и люди. Задача Госкомэкологии Приморского края успокоить и тех, и других. В любом случае характер аномального поведения крупного хищника должна определять специальная, хорошо обученная и сплоченная бригада. Она же и должна осуществлять адекватные меры: отпугивание, отлов и переселение в другое место или ликвидацию. Эта бригада должна быть предельно обеспечена всеми необходимыми материально-техническими ресурсами и, что очень важно, получать финансовую поддержку из краевого или федерального бюджета. И лишь в крайнем случае можно привлекать на эти цели средства зарубежных спонсоров из числа государственных структур. Между тем, хочу отметить, в 1998 году был отличный урожай кедровых орехов. Тысячи людей в течение 2-3 месяцев жили в глухих уголках тайги - и, представьте себе, ни одного нападения тигра. А как открывается сезон охоты, так и пошли ЧП. Не нужно стрелять по тигру! Ибо это основное, что толкает кошку к нападению на человека.

- Наверное, в вашей работе не все хорошо и безоблачно? Есть же и недовольные деятельностью “Тигра”?

- По-моему, у нас в крае нет заинтересованности в создании единого и сильного органа для осуществления государственного экологического контроля. Хотя “Тигр” на эту роль мог бы реально претендовать. Но мы как кость в горле! Кому же понравится, если изымаются шкуры, корни женьшеня, трепанг, ясень? Это же конкретные деньги, отобранные у конкретных лиц. Причем деньги немалые. И поэтому борются за них любыми методами. Вплоть до стрельбы. Так, в мае, в Пожарском районе, у озера Соленая падь, по сотруднику Бикинской группы Александру Горборукову неизвестным лицом было произведено 12 выстрелов из малокалиберной винтовки. Лодку всю изрешетили. Хорошо, что инспектор не пострадал. Возбуждено уголовное дело.

- Что бы вы пожелали напоследок своему отделу и его будущему начальнику?

- Работать в контакте и взаимодействии с УВД, ДВТУ, ФПС, прокуратурой, арбитражными и гражданскими судами. Накапливать силы, чтобы преодолевать сопротивление ведомств. Следовать только государственным интересам, которые состоят в защите животного и растительного мира от беспрецедентной экологической опасности. Сохранить имидж и репутацию отдела, не растерять партнеров и многолетние большие гранты. И конечно, удачи!

Автор: Андрей ИВЛЕВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"