Прибрежное рыболовство - предлагаем сотрудничество
В газете "Владивосток-Большой Камень" появилось сообщение о том, что глава муниципального образования ЗАТО г-н А. Карасев обнародовал основные приоритетные направления развития территории. Видимо, желая подчеркнуть значимость происходящего в ЗАТО и роль администрации в развитии приоритетов, было указано, что часть направлений проходит полигонные испытания на территории ЗАТО г. Большой Камень. Удивительно ярко и точно сказано! Не часто получаешь признания из первых уст о том, что администрация превратила город в полигон для экспериментов.
В газете "Владивосток-Большой Камень" появилось сообщение о том, что глава муниципального образования ЗАТО г-н А. Карасев обнародовал основные приоритетные направления развития территории. Видимо, желая подчеркнуть значимость происходящего в ЗАТО и роль администрации в развитии приоритетов, было указано, что часть направлений проходит полигонные испытания на территории ЗАТО г. Большой Камень. Удивительно ярко и точно сказано! Не часто получаешь признания из первых уст о том, что администрация превратила город в полигон для экспериментов.
На мой взгляд, только полигонными испытаниями можно назвать тот абсурд, который создан нынешней администрацией: имея городское топливо - замерзаем четвертую зиму; наполнив хранилище водой - выпускаем ее и моемся в тазу; не имея своих радиоактивных отходов, создаем свалку из чужих под видом всеобщего блага; имели подводные лодки и открытый город - лодок не стало, и город закрыли; продали жителей города за деньги ЗАТО - нищенствуем с протянутой рукой; утверждаем, что у нас экологически чисто - отселяем население в другие районы, потому что "грязно" и т. д.
Ну чем не полигон? Ну да бог с ним. Эта тема для отдельного серьезного разговора. Будет время - будет и суд. Сегодня меня заинтересовало едва обозначенное мэром еще одно направление - прибрежное рыболовство. Не знаю, что имел в виду г-н Карасев, но здесь есть широкое поле для взаимовыгодного сотрудничества.
Сегодня рыбопромышленная компания "РПК "Посейдон" и "Гайдамакский судоремонтный завод" предлагают сотрудничество не только рыбодобывающим предприятиям, но и администрациям, проявляющим интерес к возрождению прибрежного рыболовства. Сотрудничество предлагается через поставку маломерного флота от РПК "Посейдон" и ОАО "ГСРЭ" рыбодобывающим предприятиям регионов, администрации которых создают благоприятный бюджетный климат, инвестируя проекты фирм по возрождению прибрежки. Опыт такого сотрудничества уже имеется с Чукоткой, Камчаткой, Сахалином, Курилами. Предприниматели этих регионов заключают контракты на поставку судов на 1999 год, называя основным своим инвестором администрацию территории.
В Приморском крае этому вопросу уделяется немало внимания со стороны администрации края. Не без участия губернатора Е. Наздратенко создано ОАО "Востоклизингинвест". По замыслу создателей, деятельность этого ОАО будет направлена на строительство маломерных судов для прибрежного рыболовства на судостроительных мощностях приморских заводов. Кроме возрождения и развития промыслового флота "Востоклизингинвест" ставит цель не менее важную, а, может быть, главную - привлечение инвестиций в рыбодобывающую и рыбообрабатывающую отрасли хозяйства Приморья.
ООО "РПК "Посейдон" и "Гайдамакскому судоремонтному заводу" уже сегодня есть что внести в актив возрождения прибрежного рыболовства. Сегодня компания "Посейдон" - известное в крае предприятие. В ее составе 15 траулеров, 3 дочерних предприятия, 4 автозаправочные станции. В ее составе и "Гайдамакский судоремонтный завод", на мощностях которого осуществляется строительство маломерных судов.
Компания сделала серьезную ставку на маломерное судостроение. В. Васильев, генеральный директор компании, задолго до того, как программа прибрежного рыболовства приобрела краевое звучание, понял, что подорванная сырьевая база на добыче массовых видов рыб заставит рыбодобывающие предприятия востребовать маломерный флот. "Посейдон" строит свой судостроительный бизнес на твердой уверенности в том, что дальнейшие перспективы развития рыбной отрасли связаны с экономичным флотом с небольшими экипажами, полностью механизированными судами, способными доставлять потребителям как парную, так и охлажденную рыбу и разнообразные морепродукты.
Кроме этого практически пришел в негодность малый флот, суда типа МРС и РС морально и физически устарели, взлетели цены на энергоносители, топливо, и как следствие - большой флот стал больше убыточным, чем выгодным. Поэтому чуть более трех лет назад по инициативе посейдоновцев совместно с коллективом ГСРЗ было спущено на воду первое судно для прибрежки. Подобного аналога в России не было. Этот факт был замечен не только рыбодобытчиками Дальнего Востока, но и бизнесменами западного побережья Америки.
К 1999 году было построено 3 серии малых ярусоловов (МЯ) из 11 судов. От серии к серии суда претерпевали качественные изменения. Сказывался опыт эксплуатации ранее построенных судов. Возможности судов серии МЯ, на мой взгляд, превосходные. Судно сочетает в себе работоспособность и надежность российского металлического корпуса с удобствами навигационного и рыбопромыслового оборудования зарубежных фирм. Для последней серии были выбраны датские дизельные установки. Отличные ходовые качества, скорость до 10 узлов с грузом, современное навигационное и поисковое оборудование: цветной эхолот, спутниковый навигатор, локатор до 16 миль, радиопередатчики УКВ - позволяют находиться на промысле длительное время. Камбуз, обогреваемая каюта обеспечивают жизнедеятельность экипажа.
Суда интересны еще и тем, что на них можно работать всеми видами промыслового вооружения. Гидравлические промысловые механизмы позволяют максимально автоматизировать работу с орудиями лова. Экипажи состоят из 4 человек. Опыт эксплуатации наших судов показал, что тралом можно работать круглый год.
Самый эффективный вид снастей - снюрревод, или близнецовый трал. Ярусолов приспособлен также под донное траление медведки. На наших судах рыбаки осуществляют промысел краба каскадными ловушками. Остается добавить, что наше судно конструктивно обеспечивает защиту подводной части от посадки на мель, имеет 4 водонепроницаемых отсека, оборудовано лебедкой с двумя турачками, двумя сейнерными блоками. Дополнительно предусмотрена установка оборудования для ярусного и сетного промысла. Судно способно принять на борт до 15 тонн рыбы.
В 1998 году, списав два РСа, "Посейдон" заложил два новых судна, которые являются вторым поколением наших малых морозильных судов (ММС). Одно из них уже на промысле. Оно предназначено для добычи и доставки к потребителю живых морепродуктов. Судно оснащено специальными охлаждаемыми чанами, в которых можно будет доставлять в живом виде креветку, краба, трубача и различную рыбу.
Еще одно судно будет иметь современную морозильную камеру, способную морозить 2 тонны морепродуктов в сутки, а также охлажденный трюм на 20 тонн. Мощность силовой датской установки - 300 л.с. Скорость с полной загрузкой до 12 узлов, длина судна 21,5 метра, ширина 5 метров, судно имеет ледовый класс, удаление от базы до 100 миль.
И снова живой интерес к этому типу судов (ММС) проявили сахалинцы, поддерживаемые своей администрацией. Нас это радует, вселяет уверенность в том, что мы избрали трудный, но верный путь вхождения в рынок, реально участвуя в возрождении прибрежного рыболовства.
Автор: Владимир ХАЛЯВКО, управляющий ОАО "Гайдамакский СРЗ", специально для "В", Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), "Владивосток"