Мыльный пузырь конверсии
Россия не сможет существовать как государство без мощной оборонной промышленности.
Россия не сможет существовать как государство без мощной оборонной промышленности.
Оборонная промышленность нашей страны всегда была объектом повышенного внимания со стороны правительства. Прекрасно финансируемая, она давала нашей армии качественную боевую технику, вооружение. При этом развитая инфраструктура оборонного комплекса позволяла выпускать продукцию с высокими тактико-техническими характеристиками. Советское вооружение и военная техника пользовались за рубежом большим спросом, являясь стабильным источником поступления валюты в бюджет государства.
Однако начатая в СССР перестройка, а с ней непродуманное сворачивание перспективных оборонных программ, бездарная военная реформа, отсутствие твёрдого госзаказа привели многие предприятия ВПК к полной остановке. Лозунги прытких “младореформаторов” о проведении конверсии военного производства и выпуске продукции гражданского назначения оказались розовой мечтой детей, ничего не понимающих ни в технологических процессах, ни в финансово-экономических вопросах. Под “мудрым” руководством разных гайдаров и кохов “юные” реформаторы с упоением принялись разваливать национальную авиа-космическую индустрию, заодно приводя к коллапсу сопутствующие отрасли промышленности. Сильный удар был нанесён отечественной радиоэлектронной промышленности, без которой существование современной военной техники просто невозможно.
Оборонные предприятия сначала акционировали, а потом им предложили самостоятельно заниматься конверсией, одновременно убрав или сильно сократив оборонный заказ. А авиакомплекс “Прогресс” постановлением правительства РФ от 17.07.98 вообще был исключён из списка предприятий стратегического значения России, и для него было полностью прекращено финансирование госзаказа. Это значило, что российская армия не получила 10 современных боевых вертолётов “Ка-50”, строившихся по первоначальному плану. А ведь готовность вертолётов на момент отказа в финансировании составляла 65-80 процентов. Итог: предприятие, которое является градообразующим, простаивает, зарплату за предыдущую работу люди не получают, недостроенные вертолёты стоят в ангаре. Вот так, лишившись госзаказа, была парализована работа оборонного предприятия.
Горькие плоды деяний “профессионалов” от экономики русский народ сполна ощутил на себе. Россия ещё долго будет подниматься на ноги после того предательства, которое сотворили с ней горе-реформаторы.
Но несмотря на дикие, иначе не скажешь, эксперименты над страной, здоровые силы в обществе начинают одерживать верх. Хочется надеяться, что правительство Евгения Примакова сделает все возможное для подъёма экономики страны и, в частности, её оборонных предприятий.
Что же нужно предпринять, чтобы российская “оборонка” начала работать? Во-первых, разумная военно-промышленная политика на федеральном уровне. В основе ее должен быть государственный оборонный заказ и меры, стимулирующие экспорт оружия. Только в этом случае предприятия ВПК смогут выпускать современную военную технику, способную конкурировать на мировом уровне, сохранить высококвалифицированные кадры, вкладывать собственные средства в развитие производства, развёртывать выпуск конверсионной продукции смежного профиля, стать привлекательным для инвесторов, желающих вложить средства в перспективные конверсионные проекты.
Хочу особо подчеркнуть, разговор о выпуске конверсионной продукции по принципу “вчера самолёты - сегодня кастрюли” является абсолютно неприемлемым с точки зрения не только технологической базы предприятия, но и вообще здравого смысла. Подобной практики нет нигде в мире! Эффективным способом решения этой проблемы является диверсификация. Это существенная перестройка организационной структуры и рыночная ориентация предприятий оборонной промышленности. Диверсификация сопряжена с поиском и дальнейшим использованием вновь образующихся рыночных ниш, способных воспринять высокие технологии предприятий ВПК. Выбор здесь велик. Например, рынок телекоммуникационного оборудования, космических услуг, аэрокосмической техники, оборудования для ТЭКа, энергосберегающих технологий, электроники, информационных технологий и систем искусственного интеллекта, экологического мониторинга и безопасности. Но тут следует отметить, что для успешной реализации этого способа необходима также государственная поддержка. Оборонному комплексу без нее не выжить, тем более сейчас. На начальной стадии диверсификации эта поддержка должна быть в виде налоговых льгот, кредита под низкий процент, ряда законодательных мер, направленных на защиту внутреннего рынка. Но самое главное, размещение на отечественных ВПК полновесного государственного оборонного заказа с учётом реальных потребностей вооружённых сил! Только подняв свой собственный ВПК, можно успешно решать проблемы общего промышленного развития страны, создавать и осваивать новые технологии, выпускать конкурентоспособную конверсионную продукцию.
Конкретных примеров тому множество. Один из ярких - пермское объединение “Искра” вместе с заводом “Пермские моторы” выиграли все тендеры на поставку газоперекачивающих станций на новые газопроводы Ямал - Европа и в Турцию. Их оборудование такого высокого качества, что ему нет равных в мире!
Не является исключением в этом вопросе и приморская “оборонка”. Поставленная в условия самовыживания, она была вынуждена искать новые ниши в рынке товаров народнохозяйственного назначения. Так, например, ОАО “Аскольд” с 1997 года поставляет оборудование на уровне мировых стандартов для нефтегазового комплекса под проект “Сахалин-1,-2”, кроме того, производит прекрасное сельскохозяйственное оборудование, пользующееся спросом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Предприятие “Эра” наладило выпуск двух видов электродвигателей малой мощности и освоило ремонт крупногабаритных электрических машин, включая главные гребные двигатели, выпустило опытную партию энергосберегающих компактных люминесцентных ламп, на которые уже получены сертификат и лицензия на их производство. Предприятие “Радиоприбор” подготовило к выпуску несколько видов скальпелей с лезвиями из кристаллов фианитов, систему охранной сигнализации, систему управления автомобильным движением. К сожалению, нехватка средств не позволила провести сертификацию и лицензирование этой продукции, но этот вопрос должен разрешиться. Не отстают от предприятий радиоэлектронной промышленности наши судостроители. Так, например, ОАО “Восточная верфь” в 1996 году построило рыболовное судно и сдало его заказчику. Вот далеко не полный перечень возможностей оборонных предприятий Приморья.
Администрация Приморского края совместно с руководителями предприятий оборонной промышленности делает всё возможное, чтобы использовать их и снизить социальную напряжённость в трудовых коллективах. Была разработана и направлена в Минэкономики РФ “Программа реструктуризации и конверсии предприятий военно-промышленного комплекса Приморского края”, комиссией по структурной перестройке ВПК края рассмотрены и отобраны конверсионные инвестиционные программы предприятий по оборонной промышленности для утверждения их на конкурсной основе в Минэкономики РФ. По ходатайству губернатора края Евгения Наздратенко с приморских оборонных предприятий, выполнявших оборонный заказ в 1994-1998 годах и имеющих задолженность по обязательным платежам в краевой бюджет, образовавшуюся в связи с несвоевременной оплатой госзаказа, были списаны все пени и штрафы. Кстати, хочу напомнить, что на заседании правительственной комиссии по выполнению “Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы” в январе 1998 года в г. Хабаровске было принято обращение к правительству и президенту Российской Федерации, в котором даны конкретные предложения по стабилизации положения ВПК Дальнего Востока и Забайкалья и выводу его из кризиса. Но ответа мы так и не дождались. Не до нас было “юным” реформаторам в Кремле.
Отсутствие целенаправленной политики по стимулированию экспорта оружия также приводит к потерям, которые мы еще не научились считать. Приведу такой пример: Республика Филиппины решила заказать для своего флота пограничные катера российского производства. Строительство их будет осуществлять Рыбинский судостроительный завод на Волге. В то же время в Приморье простаивают два судостроительных предприятия. А директору ААК “Прогресс” пришлось ехать в Москву, чтобы оформить договор на поставку небольшого контрольного комплекса во Вьетнам, хотя такой вопрос вполне можно было решить в рабочем порядке, согласовав по телефону с “Росвооружением” эту сделку.
В настоящее время нашим оборонщикам есть что предложить зарубежным покупателям. Всем известный вертолёт “Чёрная акула”, противокорабельные ракеты, средства навигации, системы обнаружения подводных лодок и звукоподводной связи - это далеко не полный перечень изделий, которые могут найти своих покупателей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Ну а самое главное - иностранные заказы позволят дать работу людям. Вот, например, заказ ОАО “Восточная верфь” на постройку серии пограничных катеров для иностранного государства позволил бы обеспечить работой около 10 предприятий ВПК края. Разве это плохо? Сейчас надо пробиваться на международный рынок. Если кто-то из читателей думает, что это просто, то он ошибается. В оружейном бизнесе идёт жестокая конкурентная борьба. Каждое правительство старается поддержать своих производителей оружия, и это тоже надо учитывать, выходя на международный рынок вооружений. Тут непочатый край работы как для правительства, так и для самих предприятий.
Автор: Константин Толстошеин, первый вице-губернатор края