Дальневосточный банк. Ликвидность в норме

Наше пристальное внимание к финансовой сфере вполне объяснимо, ведь стабильная работа банков - это своевременные расчеты, а в конечном счете - вовремя полученная зарплата, товар в магазинах, бензин на заправках, свет в окнах...

9 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №540 от 9 февр. 1999

Наше пристальное внимание к финансовой сфере вполне объяснимо, ведь стабильная работа банков - это своевременные расчеты, а в конечном счете - вовремя полученная зарплата, товар в магазинах, бензин на заправках, свет в окнах...

Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает президент “Дальневосточного банка” Ядвига Михайловна Добрянская

- Завершился 1998 год, подведены первые итоги. Непростым оказался год для всей финансовой сферы. Каким он был для “Дальневосточного банка”?

- Действительно, непростым... Но, несмотря на всем известные события 17 августа, банк завершил год хорошо. Мы сработали с прибылью, она составила 15 млн. руб. Это и позволило банку удержать капитал на уровне предыдущего года. Капитал банка составляет 152 млн. руб. Банк рассчитался по всем своим срочным обязательствам.

- Как повлиял кризис на банк?

- Очень осложнил его работу, потому что некоторые финансовые рынки просто прекратили свое существование, прежде всего рынок ценных бумаг. Мы вынуждены были приостановить кредитование, поскольку многие наши заемщики оказались в тяжелом финансовом положении из-за нестабильного курса рубля. С каждым заемщиком был индивидуально разработан график погашения имеющейся задолженности, некоторые смогли вернуть кредит досрочно.

Мы всегда кредитовали реальный сектор экономики - промышленность, строительство, торговлю. Промышленность - на более льготных условиях. Это позволило сохранить наших заемщиков и возобновить с ними работу сейчас, поскольку производство российской продукции увеличивается, есть необходимость в оборотных средствах.

- А ведь больших доходов здесь ждать не приходится.

- Большие доходы, как правило, связаны с большим риском. Кредиты, размещенные под большие проценты, порой очень сложно взыскивать, потому что берутся заемщиками на какие-то сиюминутные цели. Мы же стремимся работать с теми, кто реально рассчитал свои возможности, и готовы идти им навстречу. Такой принцип себя оправдывает - банк никогда не ставил целью получение сверхприбыли за счет клиентов.

- Вы получили стабилизационный кредит Центрального банка России. Чем это вызвано и куда будут направлены эти деньги?

- Да, банк получил 30 млн. руб. Деньги поступили на корреспондентский счет банка и будут направлены в оборот, на осуществление платежей, расчеты со вкладчиками.

Мы не скрывали, что в период кризиса банк испытывал некоторые проблемы с осуществлением расчетов. Задержки платежей в среднем составляли 3-4 дня, а иногда и более. Это произошло по ряду причин. До кризиса банк имел большие кредитные линии зарубежных банков, активно привлекал ресурсы на местном рынке. После августовских событий эти возможности были утрачены. Все помнят, наверное, и панику среди вкладчиков, сократились также поступления средств в адрес наших клиентов из других регионов страны. Все это и привело к задержкам платежей. Сразу после августовских событий банк начал проводить работу по стабилизации финансового положения собственными средствами, и уже к 1 января у нас не было не проведенных платежей клиентов, а полученный кредит помог окончательно нормализовать расчеты с физическими и юридическими лицами. Сегодня задержек платежей в банке нет.

Кредит получен на год, но мы постараемся погасить его быстрее, поскольку условия предоставления кредита достаточно жесткие - под 60 процентов годовых.

- Сейчас даже в неспециальных изданиях обсуждаются проблемы ликвидности банков. Объясните популярно, что означает этот термин?

- Ликвидность - это финансовая устойчивость банка, возможность платить по своим обязательствам в срок. Если посмотреть с этой точки зрения на “Дальневосточный банк”, то его ликвидность в норме.

- Какие задачи сегодня вы считаете наиболее важными для банка?

- Главная задача - восстановить доверие вкладчиков к банку, к банковской системе, утвердить свою финансовую репутацию. И это очень важно также для восстановления полностью разрушенных (не по нашей вине) кредитных линий иностранных банков, которые позволяли на выгодных условиях кредитовать клиентов, работающих на международных рынках.

Хотя сегодня работа с этими кредитами, а также с аккредитивами, гарантиями приостановлена, связи с иностранными банками мы поддерживаем, корреспондентские счета во многих из них имеем, платежи и расчеты осуществляем. Вот недавно открыли еще один счет в “Дрезднер банке” - в новой европейской валюте евро. Вообще же “Дальневосточный банк” проводит операции с 15 мировыми валютами, активно работает на международном валютном рынке собственными средствами и по заявкам клиентов.

Необходимо также развиваться дальше, предлагать новые услуги, совершенствовать действующие. В ситуации, когда возможности многих банков существенно ограничены, вновь и вновь встает вопрос повышения качества обслуживания. И “Дальневосточный банк” стремится создать максимально комфортные условия для клиентов.

Еще одна задача - увеличение капитала банка. Решать ее необходимо как за счет собственных средств, направляя заработанную прибыль в уставный капитал, так и привлекая новых инвесторов. В этой связи продолжаются наши переговоры с Национальным банком Аляски, ведется поиск взаимоприемлемых путей сотрудничества. Но конкретные решения пока не приняты. И думаю, что они вряд ли будут приняты, пока правительство России в целом не отрегулирует взаимоотношения по долгам перед иностранными банками. Нужно, чтобы мировое финансовое сообщество обрело доверие к нашей банковской системе, без решения на правительственном уровне это нереально.

- В кризисные дни одни банки потеряли доверие клиентов, другие - ощутили приток новых. Какова ситуация у вас, увеличилось ли число клиентов и что вы можете им предложить?

- Главное - банк не потерял своих клиентов. Кризис показал, что у нас стабильные и надежные клиенты и только благодаря им мы удержались на тех позициях, на которых сегодня находимся. Мы вместе выживали, понимая проблемы, с которыми столкнулись банк, клиенты, да и вся страна.

Пришли к нам и новые клиенты из других банков. Что мы им можем предложить? Квалифицированное обслуживание. И в части международных операций, и в части работы на валютном рынке, расчетно-кассового обслуживания. Иными словами, все услуги, которые сегодня нужны клиентам, банк может оказать очень квалифицированно. Кстати, клиенты, которые пытались уходить в другие банки, вернулись к нам вновь, потому что не везде могут предложить такой же уровень обслуживания.

Банк располагает развитой инфраструктурой - сетью отделений и операционных касс во Владивостоке, филиалов в крупнейших городах Приморья, а также в Москве и Санкт-Петербурге, поддерживает корреспондентские отношения с крупнейшими зарубежными банками, является участником системы международных расчетов СВИФТ и пользователем системы Рейтерс. Все это не просто перечень достижений и регалий, это в конечном счете возможность наших клиентов быстро и на выгодных условиях осуществлять различные банковские операции. Причем для этого вовсе не обязательно каждый раз приезжать в банк лично, поскольку у нас давно и успешно работает электронная система удаленного распоряжения счетом “Банк - Клиент”.

- Если бы вы сами выбирали банк, на что бы обратили внимание?

- На аппарат, который там работает. Я считаю, что главное - это люди. Люди все могут сделать. И создать нормальную структуру. И здание построить. И технику приобрести. Все решают люди. Я бы выбирала только по людям.

- С этой точки зрения, как бы вы оценили свой банк?

- Как очень профессиональный коллектив, грамотный и честный.

- Десятки тысяч приморцев с особым вниманием следят за деятельностью “Дальневосточного банка” - это многочисленные коллективы организаций-клиентов, акционеры, вкладчики. Что бы вы сказали им сегодня?

- Хочу выразить искреннюю благодарность за поддержку и доверие в дни кризиса. Мы высоко ценим это доверие и будем делать все от нас зависящее, чтобы наша работа была направлена во благо клиентов и акционеров, жителей нашего любимого края.

Автор: Марина СЕРГЕЕВА, специально для "В"