"Русский бунт" на грани срыва

Встреча с кинорежиссером Александром Анатольевичем Прошкиным произошла в тяжелые для него дни. Судьба его новой масштабной исторической постановки “Русский бунт” была не ясной. Снято 60 процентов картины в Санкт-Петербурге, а также и в суровых зимних степях Оренбурга. Осталось доснять натурные съемки, время идет, а государственные деньги так и не поступили в срок - “Русский бунт” оказался “законсервирован” на неопределнное время.

5 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №539 от 5 февр. 1999

Встреча с кинорежиссером Александром Анатольевичем Прошкиным произошла в тяжелые для него дни. Судьба его новой масштабной исторической постановки “Русский бунт” была не ясной. Снято 60 процентов картины в Санкт-Петербурге, а также и в суровых зимних степях Оренбурга. Осталось доснять натурные съемки, время идет, а государственные деньги так и не поступили в срок - “Русский бунт” оказался “законсервирован” на неопределнное время.

Почему вы решили снимать так далеко от “Мосфильма”? Почему выбрали Оренбург?

- Это естественный выбор. Мы снимали на месте исторических событий. Есть некое суеверное чувство, что здесь мистическую связь времен чувствуешь острее. В оренбургских степях безжалостный шаг цивилизации пощадил огромные просторы. Там какая-то пронзительная печальная красота: вокруг ни столбов, ни окультуренных полей, ни особняков “новых русских”. И наконец, для оренбуржцев пугачевский бунт, быть может, главное событие в истории их земли.

И Пугачев, и Александр Сергеевич, собиравший в этих местах материал, живут в легендах, исторических байках и анекдотах. Здесь, в Оренбурге, мы встретили не только энтузиастов и добровольных помощников, но и поддержку губернатора Оренбургской области.

Кстати, построенная декорация Белогорской крепости станет после съемок неким историческим заповедником. Крепость и сейчас уже является местом паломничества автомобилизированных оренбуржцев. Мы построили старинную деревню на крутой горе над рекой Сакмарой близ поселка Саракташ, в двадцати километрах от родины бывшего премьера В. С. Черномырдина. Он однажды навестил нашу декорацию.

- И видел ваши съемки?

- Нет. Мы снимали в Оренбурге зимой... на летнюю экспедицию не хватило средств...

- Как так? Ведь ваш фильм - государственный заказ?

- Не совсем так. Юбилейный Пушкинский комитет поддержал наш проект и включил в план мероприятий. Финансирование проекта должны были осуществить частная кинокомпания “НТФ-ПРОФИТ” и государство в лице “Роскомкино”. Компания выполнила и перевыполнила все свои финансовые обязательства, государство же, несмотря на все заверения Минфина, предоставило лишь десятую часть положенных по договору средств. Сейчас, в последние дни благодаря активному вмешательству Олега Николаевича Сысуева нам пообещали выделить два миллиона рублей... На эти деньги мы лишь сможем выехать в экспедицию...

- А на какие деньги снимать?

- Пока не знаю. Ждем чуда!

- То, что в нынешних условиях продолжаются съемки фильмов, да еще исторических, само по себе чудо. Расскажите подробнее о своем фильме.

- Мы снимаем фильм под условным названием “Русский бунт” по произведениям А. С. Пушкина “Капитанская дочка” и “История Пугачева”. Если говорить о бунте - он у любого народа беспощадный. И у немцев, и у французов, и у англичан. Жестокий и беспощадный. А вот насчет бессмысленности - тут мы держим пальму первенства. Сейчас мы находимся в ситуации, когда контуры нового бунта уже вырисовываются. Нас словно приручают к мысли - бунт так бунт, мол, дело естественное... Но на самом деле, не дай бог, увидеть русский бунт! Причина пугачевского бунта - в аморальности власти. Переворот, совершенный Екатериной, убийство мужа... невиданное казнокрадство и неправый суд, разгул русского чиновничества... сотни тысяч розданных крестьян тем, кто помогал взойти на престол. Все это определенным образом отозвалось в народе. Ничто не проходит бесследно. Создалась некая атмосфера, наэлектризованная ожиданием бунта. Нужен лишь был некто, кто был в состоянии взорвать скопившуюся энергию.

- Поднять народ?

- Не столько поднять, сколько использовать это настроение. Тут нужен не столько вождь-артист. Человек с магнетическим влиянием на массы...

- Без политической расчетливости?

- В данном случае это не так важно. Важно использовать инстинкт разрушения. Инстинкт все смести, все отнять, все уничтожить, разломать...

- И на обломках стать императором-самозванцем?

- Понятие самозванца - чисто наше, национальное явление. В европейской истории аналогов нет. Здесь нужен особый, и тут я перехожу на язык своей профессии, дар. Самозванец - это мистификатор. Человек, который проживает чужие жизни, играет чужие роли, но главная из них - роль императора. И чтобы ее сыграть, пришлось уничтожить сотни дворянских семей со всеми детьми и всей челядью. Пустить море крови, разрушить хозяйство практически в половине России, уничтожить целое поколение работников уральских заводов и отбросить страну на 10-15 лет назад. В чем ужас гражданской войны? В том, что в ней никогда не бывает победителей, а проигрывает нация. Она из этих испытаний выходит обескровленной, генетический фонд скудеет, нация вырождается.

- Такого рода испытания приучают, что кровопролитие есть норма?

- И та, и другая сторона проявляли невиданную жестокость. Жестокость пугачевской армии - бесовство, беспрестанные пытки, виселицы. Но и власть с беспощадной жестокостью обошлась не только с Пугачевым, но и с совершенно невинными людьми. Утром приходил Пугачев и заставлял присягать ему как Петру Третьему, приходили правительственные войска - и снова присяга. Уже Екатерине. А вешали и те, и другие.

- О Пугачеве вы рассказываете как о фигуре очень страшной. Владимира Машкова мы знаем как актера страстного и привлекательного. Не случится ли здесь подмены в восприятии...

- Само зло в достаточной степени привлекательно. Тогда не было газет и журналов, кино, телевидения, театра... Огромной сценой была сама жизнь, где Пугачев устраивал замечательные спектакли, которых жаждала толпа. Спектакли, в которых под аплодисменты вешали, под аплодисменты миловали. В этом кровавом театре все было в достаточной степени рассчитано. С Владимиром Машковым, исполнителем главной роли, мне кажется, у нас нет расхождений. Володя прежде всего актер характерный. Чем острее рисунок роли, чем парадоксальней трактовка, тем благодарнее отзывается его актерский организм. И если фильм так и не будет закончен, мы, зрители, потеряем, быть может, самую машковскую роль.

- Но в “Капитанской дочке” есть и странные взаимоотношения Пугачева с Гриневым. Это тоже театр?

- Их взаимоотношения - одна из величайших загадок в русской литературе. Почему, в сущности, этот монстр, жестокий человек так благоволит к мальчику? У меня есть версия, которая расходится с литературоведами, пушкинистами. Во всяком случае, с Цветаевой. Она ведь боготворила Пугачева и презирала мальчика Гринева. Для меня Пугачев все-таки определенный актерский темперамент, где чувственное начало превалирует над разумом. Он никогда не смог забыть, что молоденький офицер отдал ему, замерзшему голодранцу, шубу. Поступок Гринева произвел на него сильное впечатление.

- Редко встречая в жизни соучастие к себе, он не захотел, чтобы столь естественные отношения изменились?

- История Гринева - история появления в России настоящего рыцарства, настоящего благородства. XVIII век - это еще разбойный век с весьма сомнительными представлениями о чести. И лишь с поколением Гринева мы идем к декабристам, к тем мальчикам, которые шли погибать в добровольческих гарнизонах в начале нашего века.

- Кто играет Гринева?

- Существует традиция. Роль Пугачева - для народного артиста, Гринева играл заслуженный. Хотя у Александра Сергеевича написано, что Пугачеву 30 лет, а Гриневу - 16, мы искали Гринева и Машу в этом возрасте. Нашли в Польше.

У нас снимается совершенно замечательный мальчик - Матеуш Доменский. На наших актерах костюм все-таки надет, а у него все естественно. Сразу сел на коня, сразу взял шпагу... Он из потомственной дворянской семьи.

Машу играет, как у Александра Сергеевича написано, 17-летняя Каролина Грушка. Тоже из Польши.

- Польские дети легко вошли в стилистику Пушкина, эпоху Пушкина?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я должен объяснить, почему мы выбрали польских детей. Дело в том, что Польша, пройдя все испытания, которые проходили и мы, нас опередила. Она уже проскочила этап нэпманской эйфории, переболела заразой буржуазного образа жизни... Что касается польской молодежи, я имею в виду интеллигенцию, молодых актеров, студентов, в отличие от их сверстников в России их больше не вдохновляют “жвачка” и культ насилия. Их герои не гангстеры, киллеры и банкиры. Их больше и больше волнуют живительное слово классики и вечные вопросы человеческого бытия. И еще немаловажный аспект - лица наших польских артистов ближе к стереотипу не сегодняшнему, а тому, что остался в знаменитых портретах Рокотова и Тропинина.

- Если для главных героев вы нашли столь оригинальные трактовки, то наверняка и другие персонажи станут не менее интересными открытиями?

- Мы попытались воскресить типы русских лиц XVIII века. Уйти от сегодняшнего стереотипа. Например, капитана Миронова, отца Маши, всегда играли очень пожилые актеры, милые и благодушные. Конечно, у Александра Сергеевича есть биография, но если вычислить возраст, то капитану Миронову немногим за 40. Поэтому его у нас играет мощный, красивый актер Юрий Беляев, замечательный артист. Миронов в его исполнении успел повоевать, и за доблесть, за храбрость был дарован ему хлебный пост - капитан крепости. Маму Маши играет Наталья Егорова - полнокровная русская красавица, настоящая первая дама крепости.

Довольно своеобразные взаимоотношения между Гриневым и Швабриным. И тут не надо забывать, что “Капитанская дочка” - это начало русской прозы. Швабрин - персонаж, из которого выросли герои Достоевского.

Швабрина играет Сергей Маковецкий. Актер, удивительно тонко чувствующий персонаж и время.

- А кто играет мой любимый персонаж из “Капитанской дочки”? Трогательного и преданного, смешного и смекалистого...

- ...Савельича? Прежде чем ответить, я хочу спросить - почему из поколения в поколение русская элита - дворянство могло совершенствоваться? Потому что воспитывали их, вводили их в жизнь Савельичи. Этот персонаж в исполнении Владимира Ильина вовсе не угнетенный крепостной... Единственным содержанием его жизни является любовь к молодому барину. И ради него он пожертвовал своей жизнью, ради него и умереть готов в любую секунду. Впрочем, и после съемок Володя Ильин трогательно опекает своего юного партнера Матеуша Доменского. В эпизодах и массовых сценах снимаются подлинные яицкие казаки - жители окрестных сел. Наши казаки к съемкам отрастили себе бороды. Съемок все нет, и пишут нам на “Мосфильм” станичники - что с бородами? Неужто сбривать? Милые, чудные наши помощники приезжают на съемки на своих конях... И ждут съемок ради удовольствия, хотя и деньги им нелишние.

Больно смотреть на нищую оренбургскую деревню, и многое, очень многое в пушкинском тексте перестает быть просто литературой. Люди подчас полны отчаяния... Чиркни какой-нибудь Пугачев спичкой, и бог ведает, что из этого выйдет... Кто такие атаманы Кудеяр, Разин, Пугачев? Бандиты. Я против романтизации бунта и надеюсь, что в фильме эта тема будет ясно и четко прочитываться.

- А как Пушкинский комитет отнесся к тому, что двух пушкинских героев будут играть поляки?

- Что касается комитета, мне сие неведомо...

Понимаете, власти глубоко наплевать на то, что вся огромная страна не в состоянии породить к юбилею Пушкина одну- единственную, в общем-то не-дорогую, картину. Те деньги, которые нам выделило государство, ей-богу, они смешные даже по стоимости среднеевропейской картины. Но и их мы не можем получить.

- А ведь ЮНЕСКО объявило следующий год Пушкинским. Празднование 200-летия Александра Сергеевича пройдет по всему миру...

- Я думаю, что Африка отметит юбилей достойнее, чем Россия. Они уже объявили свои права на Пушкина.

- Это все печально, но сейчас никто не слышит призывов думать о вечности. И даже увековечить себя в титрах столь значимого фильма нет желающих...

- Тотальное увлечение игрой в политику может в любой момент сойти с резьбы и обернуться русским бунтом. Уж кого-кого, а кандидатов в Пугачевы у нас предостаточно...

Закончит ли картину режиссер Александр Прошкин к моменту выхода интервью - вопрос остается открытым. Известно лишь одно - уже снят фильм по “Евгению Онегину”. В Англии.

За державу обидно, господа!

Автор: Вита РАММ, г. Москва, cпециально для "В"