А может, их все-таки назначать?

Похоже, после череды жарких и бестолковых владивостокских выборов в городе наступило временное затишье. Оптимисты считают - до лета (раньше не рассудимся), пессимисты - до декабря (чтобы трех зайцев -губернатора с мэром и думой - разом). Но по крайней мере, на ближайшие месяцы нас ждет некое подобие стабильности. Когда губернатор и назначенный им глава города не будут выяснять отношения, друг другу палки в колеса вставлять, ревизоров друг другу на голову кликать. А рука об руку, “душа в душу” пойдут в заданном направлении... Не будем сейчас обсуждать “куда” и “зачем”, сосредоточимся на сути.

5 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №539 от 5 февр. 1999

Похоже, после череды жарких и бестолковых владивостокских выборов в городе наступило временное затишье. Оптимисты считают - до лета (раньше не рассудимся), пессимисты - до декабря (чтобы трех зайцев -губернатора с мэром и думой - разом). Но по крайней мере, на ближайшие месяцы нас ждет некое подобие стабильности. Когда губернатор и назначенный им глава города не будут выяснять отношения, друг другу палки в колеса вставлять, ревизоров друг другу на голову кликать. А рука об руку, “душа в душу” пойдут в заданном направлении... Не будем сейчас обсуждать “куда” и “зачем”, сосредоточимся на сути.

Лучше Виктора Черепкова эту идиллию (когда “рука об руку, душа в душу”) не оценит никто. На сердце его еще не зарубцевались раны, полученные в сражениях с возомнившими себя суверенными районами Владивостока. Помнится, Виктор Иванович тогда очень убедительно обосновывал необходимость единоначалия в вотчине, единого городского бюджета. В противном случае, говорил, мэр будет генералом без армии и без средств (вооружения). Помнится, как за правду свою боролся, как судился, как районные администрации штурмовал... Так что вряд ли кто лучше Виктора Черепкова поймет губернатора Наздратенко, который уже на своем уровне пытается выстраивать (как умеет) свою властную вертикаль.

Ему сложнее. Губернатору по закону положено управлять “суверенными” (в смысле - самоуправляемыми) территориями, возглавляемыми всенародно избранными политиками. С “всенародно избранными” одна морока. Каждый “самоуправец” (в зависимости от размеров личных амбиций и размеров муниципальной казны) сам себе велосипед и норовит рулить в ему удобную сторону. На таких есть одна управа - финансовый поводок. Тут наша дума бузу затеяла по поводу неравномерного распределения дотаций районам и городам края. Святая наивность. Да если ж всем поровну, да ровно сколько положено, да еще и в строго указанный срок - какие ж тогда рычаги у исполнительной власти для чуткого руководства останутся? Как, скажите на милость, самоуправляемыми управлять?

Финансовый поводок - для бедных, для тех, кто сидит на дотации и зависит от поступлений из вышестоящей казны. Сложнее с финансово самодостаточными - такими, как Владивосток. Тут либо дружить надо (с Черепковым не получилось вот), либо... другой выход искать, в общем. На поверхности - административный: А МОЖЕТ, ЛУЧШЕ ИХ ВСЕ-ТАКИ НАЗНАЧАТЬ?

Только не надо сразу крик поднимать. Понятно, по нынешним демократическим временам идея жутко крамольная. Но ведь не мы первые начали - первыми были наши демократически избранные. Тот же Виктор Иванович - с каким наслаждением он сразу же после выборов начал районных глав назначать. Евгений Иванович - также не без удовольствия - и Толстошеина, и Копылова на власть в городе благословлял.

Кстати, первым во всеуслышание с этой крамолой выступил премьер Примаков. У него те же проблемы: с теми, кто “на трансфертах” сидит, еще говорить можно. Но поводок этот с каждым годом становится тоньше, а значит, слабее, премьер и закинул удочку насчет “реформы административно-территориального устройства (во Владивостоке тоже, помнится, с этого начиналось) и об укреплении “реальной вертикали исполнительной власти”. То есть намекнул на возможность “снятия” всенародно избранных губернаторов и на возможность их назначения сверху. Правда, на обсуждение был вброшен мягкий вариант - избрание глав субъектов местными законодательными собраниями, по рекомендации (при согласовании) центра.

Политики напряглись, но гневной отповеди и хулы по поводу угрозы тоталитаризма не последовало. Губернаторы такой перспективе не то чтоб обрадовались, но с кислой миной вынуждены были ее “проглотить”. В душе они хорошо понимают премьера, в отсутствие экономических и финансовых рычагов рука начальника неизбежно хватается за последний рычаг - административный. Понятное дело, заволновались политики, которые лишь собираются на выборы выходить, эти сильно запереживали за судьбу демократии. И совершенно “никак” отреагировал электорат, чье законное право избирать и быть избранным собираются секвестрировать.

Не знаю, кто как, а я лично ради “светлого будущего” готова наступить на горло своей демократической песне и смирить неуемную жажду “волеизъявляться” по десять раз на год. Безусловно, мне это непросто будет. Но как припомнишь, что за все эти годы мы с вами понавыбирали... Грех не признаться ведь, все, чего мы достигли, все клятые нами с утра до ночи наши правители, весь этот межвластный бардак - это ведь наших с вами рук дело. Тех самых, которыми мы бюллетени в урны бросали. Тут надо одно из двух: или нам тщательнее их выбирать и далеко наперед просчитывать, как “этот” с “тем” уживаться будет, и будет ли с того сожительства толк. Или все-таки в силу очевидной своей демократической безграмотности временно поступиться завоеваниями и перепоручить профессионалам дело строительства исполнительной вертикали?

Но тут другой вопрос возникает: кто будет этот самый профессионал? Кто назначать-то всех сверху донизу станет? Если Егор Тимурович - то пардон. Тогда я снова за демократию, за всенародные выборы и т. д. Если умный, усталый и, как кажется, совестливый Примаков... В общем, надо еще подумать.