Зачем резать, когда можно прокалывать?
Операции “на животе” всегда сложны и для пациента, и для врача. Пожилую женщину “скорая” доставила в одно из лечебных заведений города с приступом боли – хроническая желчнокаменная болезнь. Нужно делать операцию по удалению желчного пузыря. Несколько дней в палате на восемь человек. Отсутствие горячей воды. Санитарки, которые делали промывание холодной водой из-под крана и забывали вовремя подойти к больному, лежащему под капельницей. Тяжелое состояние людей после операции. Все это напугало пациентку настолько, что она наотрез отказалась лечь под нож хирурга.
Операции “на животе” всегда сложны и для пациента, и для врача. Пожилую женщину “скорая” доставила в одно из лечебных заведений города с приступом боли – хроническая желчнокаменная болезнь. Нужно делать операцию по удалению желчного пузыря. Несколько дней в палате на восемь человек. Отсутствие горячей воды. Санитарки, которые делали промывание холодной водой из-под крана и забывали вовремя подойти к больному, лежащему под капельницей. Тяжелое состояние людей после операции. Все это напугало пациентку настолько, что она наотрез отказалась лечь под нож хирурга.
Едва-едва родные уговорили ее согласиться на операцию по методике эндовидеохирургии в больнице Владивостокского отделения железной дороги - одной из старейших в городе.
Два дня ушло на обследование, 40 минут на операцию. На следующий день женщина уже могла самостоятельно двигаться. Через четыре дня ее выписали.
Первая операция по этой методике была проведена в России в 1991 году, а во Владивостоке – в 1993 году, в железнодорожной больнице. С тех пор только по показаниям желчнокаменной болезни здесь проведено более 800 операций и наработан уникальный для Приморья опыт. Сюда едут со всего Дальнего Востока и из других районов страны.
Вот что рассказали нашему корреспонденту заведующий хирургическим отделением железнодорожной больницы Владивостока Евгений Чудинов и его коллеги Евгений Рыжков и Сергей Беседин:
- В последние годы активно развивается новое направление в хирургии, которое позволяет проводить операции в брюшной полости без больших разрезов. Мы специализируемся по эндовидеохирургии, и у нас имеется все необходимое оборудование, чтобы лечить тяжелые формы заболеваний. Например, в случае “механической желтухи” (как при желчнокаменной болезни, так и при раке поджелудочной железы), когда образовавшийся в организме человека камень закрывает тот или иной проток, через который должна выходить желчь.
В теле делается четыре прокола. Через один внутрь вводится освещение. Вся картина видна на мониторе специального телевизора. А через остальные проколы проводится манипуляция инструментами и удаляются камни или весь желчный пузырь.
При обычной операции, когда делается большой разрез брюшной стенки, по медицинской статистике, осложнения встречаются в 15-20 случаях из 100. При эндоскопии этот показатель лучше: не более 5 процентов.
У нас накоплена достаточная практика в проведении таких операций, и больные к нам поступают со всего Дальнего Востока. В прошлом году на медицинской конференции мы имели возможность обменяться опытом с нашими коллегами. И было отмечено, что процент успешных операций у нас достаточно высок.
Когда наша больница дежурила по отделению экстренной хирургии и “скорая” привозила к нам тяжелых больных, мы провели несколько подобных операций для восстановления протока даже при раке головки поджелудочной железы. Через гастроскоп, который глотает пациент, вводится протез – небольшая трубочка, которая протыкает опухоль и восстанавливает отток желчи. Это, без преувеличения, очень редкая операция.
Есть у нас новые подходы и к лечению разных видов грыжи. Так же, без разрезов, мы вводим в брюшную полость проленовую сетку, которая через 1-2 месяца прорастает рубцовой тканью и закрывает грыжевые ворота. Поэтому нам удалось снизить рецидивы до 5 процентов.
С помощью эндоскопов мы оперируем и спаечную болезнь. Любая травма брюшной полости вызывает спайки. Это может привести к хронической кишечной непроходимости. Человеку приходится по два-три раза в год обращаться за помощью, а зачастую и много времени проводить в больнице. В тех случаях, когда не помогают терапевтические методы лечения, мы идем на операцию. Рассекая спайки, мы восстанавливаем нормальную работу кишечника. Нам как-то пришлось даже прооперировать сотрудника нашей больницы, и вот уже три года он чувствует себя хорошо.
При лечении мочекаменной болезни есть две основные методики: дробление камней тем или иным бесконтактным способом, например ультразвуком, или удаление камня через разрез. В некоторых случаях ультразвук не помогает – когда камень слишком велик или врос в ткань. Поэтому наши специалисты используют эндохирургию при удалении камней из почек, мочеточника или мочевого пузыря. Можно это делать через проколы брюшины, а можно и вводить зонд без всякого прокола - через уретру. В этом случае мы можем подвести инструмент к самому камню и раздробить его сжатым воздухом.
Без преувеличения можно сказать, что “контактная литотрипсия” - это уникальная методика. Мы пока не слышали, чтобы где-то в другой городской больнице ее использовали. Таким образом мы заняли эту нишу.
С помощью эндоскопа можно лечить кисту почек, яичника, удалять матку, делать биопсию внутренних органов и почек.
Мы могли бы делать операции на кишечнике и на печени, но нас сдерживает отсутствие некоторых расходных материалов и инструментов, которые необходимо покупать за границей. Обычно в этом случае рекомендуется пациенту самому приобрести необходимые материалы.
Главное преимущество эндохирургических методов в том, что больной не подвергается тяжелой травматической операции. И потом его основные муки на месяц, а то и больше связаны с этим разрезом и его заживлением. На этот период требуются покой и дорогие лекарства. А при нашей методике через два-три дня человек возвращается к трудоспособному состоянию и не испытывает послеоперационного болевого синдрома. При нашей методике меньше осложнений и не остается уродливых шрамов. А так как пребывание в больнице сокращается, то и меньше расходов, связанных с лечением.
К тому же у нас небольшое отделение, и нагрузка на средний и младший медперсонал невелика, поэтому они могут больше времени отдавать каждому больному. У нас палаты на 2, 4 и 6 человек, там есть умывальник, туалет. Лечение у нас платное, но цены доступные. Больница находится на Эгершельде, напротив дворца культуры моряков. Подробности можно узнать по телефонам: 21-03-32, 21-02-27.
Автор: Марина СЕРГЕЕВА, специально для "В"