Мы создали рабочие места в Шанхае

Вот лишь несколько строк из криминальной хроники прошлого года. Школьник пытался украсть многожильный кабель, бывший под высоким напряжением. Слесарь сорвался в глубокий ствол брошенной шахты, имея то же намерение - снять обесточенный кабель, уходивший под землю. Оба похитителя стали известны, потому что погибли на месте. А вот с мемориальной доски в райцентре украли бронзовую табличку весом 12 кг, и воры не обнаружены. Как, впрочем, не найдены сотни других, кто снимает провода со столбов, курочит кладбищенские оградки, разворовывает брошенные военные городки и списанные корабли

2 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №536 от 2 февр. 1999

Вот лишь несколько строк из криминальной хроники прошлого года. Школьник пытался украсть многожильный кабель, бывший под высоким напряжением. Слесарь сорвался в глубокий ствол брошенной шахты, имея то же намерение - снять обесточенный кабель, уходивший под землю. Оба похитителя стали известны, потому что погибли на месте. А вот с мемориальной доски в райцентре украли бронзовую табличку весом 12 кг, и воры не обнаружены. Как, впрочем, не найдены сотни других, кто снимает провода со столбов, курочит кладбищенские оградки, разворовывает брошенные военные городки и списанные корабли

У нас легче украсть или продать, чем развивать производство

Наш металл с тайваньской “пропиской”

В какую черную дыру уходит краденое? Она может явиться в виде контейнера на окраине города или неброского сарая в селе, в дверях которого маячит небритая физиономия мужика, всегда готового рассчитаться тут же и нежадно. А в конечном счете все это добро окажется, в частности, в китайском городе Шанхае, где расположен один из цехов международной корпорации “Сигма”. Мы ни в коем случае не хотим обвинить вполне достойное предприятие в “соучастии”. Оно получает наше сырье отнюдь не контрабандным путем. Тут наше государство скорее можно в чем-то заподозрить, в халатности, например. И приходится только завидовать китайцам - наши безработные воры и скупщики краденого помогли создать им десятки рабочих мест, обеспечили заработок, который, надеемся, им выплачивают вовремя...

Справка “В”: “Сигма” основана 12 мая 1978 года. Штаб-квартира корпорации находится на Тайване, представительство в США. Это один из крупнейших в Азии переработчиков бытовых отходов и металлолома. 2 завода “Сигмы” в течение месяца перерабатывают 11 тысяч тонн вторичных металлов. Благодаря высоким технологиям, используемым здесь, в штате всего 1200 человек. Уставный капитал - 30 млн. долларов. Денежный оборот в 1996 году - 200 млн. долларов. Завод в Шанхае специализируется на переработке цветных металлов.

Воровать не строить

Год назад наша газета писала о незавидной судьбе единственного на Дальнем Востоке России предприятия, которое способно перерабатывать лом цветных металлов в гранулы и продавать его за рубеж дороже на 400-500 долларов за тонну. Но и по сей день это предприятие с современным оборудованием стоимостью 300 тысяч долларов простаивает. Простаивает вот уже 2 года. Почему? А потому, отвечали мне знающие люди, что на необъятных просторах России, где все разрушено и брошено, жуликам легче украсть и продать, чем тратить силы на развитие производства.

Трудно объяснить, какими честными побуждениями руководствовались российские законодатели, когда в апреле 1996 года отменили таможенные пошлины на экспорт лома и отходов из цветных металлов. Но вот какая картина получилась в Приморье. Если до отмены пошлины каждый месяц вывозилось в среднем 140 тонн меди, то после отмены пошлины - 1394 тонны, алюминия соответственно - 230 и 1864,5 тонны. При этом не были отменены льготы по уплате НДС на этот товар, в результате чего государство потеряло только в Приморье на экспорте и на заниженной таможенной стоимости непереработанных отходов 132,3 млн. долларов США; на льготах по НДС - 17,5 млн. долларов. Итого: почти 150 млн. только в одном из 89 субъектов Российской Федерации! Ау, Международный валютный фонд, ты слышишь, от каких денег отказались отцы российской экономики, то и дело приезжающие в Европу с протянутой рукой?

Получив сказочные поблажки, российские “брателы”, то есть коммерческие структуры, сбили цену на мировом рынке так, что нашим производителям, в том числе приморско-хабаровской фирме “Энергия Ко ЛТД”, пришлось попросту остановить производство. В той прошлогодней публикации наша газета обращалась к руководителям Владивостокской таможни, выступающей в качестве государственного контролера внешнеэкономической деятельности: вы просто обязаны поощрять торговлю качественным металлом и ставить заслон сбыту лома. Для этого есть средство: следить за биржевыми ценами на мировом рынке и ориентировать на них наших коммерсантов. Ибо в соответствующих нормативных документах есть упоминание о том, что цены внутреннего рынка России не определяют цены экспортные. Вскоре на ту критику к нам пришел ответ, но не из таможни, а от кандидата наук П. из таможенной академии. Он с ехидцей поучал автора: лом - он и в Африке лом, и нечего, мол, журналисту-дилетанту судить о сей сложной материи.

Толстошеин - Примакову

Но вот прошло время, и лед, как говорится, тронулся. Приведенные выше показатели экспорта цветных металлов и потери, которые несет государство, взяты из письма вице-губернатора края Константина Толстошеина премьер-министру страны Евгению Примакову. Отправлено оно 5 января, и в тот же день пришло сообщение, что 4 января вступило в силу постановление премьера о возвращении отмененных прежде пошлин. Несколько анекдотична близость этих двух дат, но объясняется казус тем, что проблема назрела и, видимо, руководители других регионов подобными посланиями бомбили столицу давно. Еще 7 августа прошлого года губернатор края Евгений Наздратенко подписал постановление “О мерах по упорядочению деятельности, связанной с приобретением, утилизацией, обработкой, складированием, перемещением и реализацией лома и отходов черных, цветных металлов, сплавов и отходов кабельно-проводниковой продукции на территории Приморского края”. А 25-го числа того же месяца была создана краевая комиссия по контролю за исполнением этого постановления. Ее возглавил Константин Толстошеин.

На чем же, кроме восстановления таможенных пошлин, настаивает вице-губернатор в письме Евгению Примакову? На первое место он ставит слабый контроль таможенных органов за таможенной стоимостью отходов и лома, что не способствует созданию условий для развития производства в крае и защите его экономики. И до сих пор специалисты Владивостокской таможни медным гранулам и алюминию высокого качества в сопроводительных документах присваивают код “лом” и только так выпускают его за рубеж. Таким образом, высокотехнологичное предприятие приравнивается к тем самым “заготовителям”, которые, оборвав провода со столбов, везут их на пограничный переход и продают за рубеж по бросовой цене.

Вместо прежнего ГОСТа - ТНВЭД

Надо признать, что документы по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) довольно противоречивы. И толковать их можно по-разному. Но толкуются они почему-то всегда одинаково, не в пользу той же “Энергия Ко ЛТД”. Когда ее руководители ссылаются на “Пояснения к ТНВЭД” (а это фактически мировой стандарт качества, только с комментариями специалистов), им отвечают: этот документ несовершенный и не утвержден правительством. Странно в таком случае, что издатели “Пояснений” выразили благодарность Государственному таможенному комитету за консультацию и подготовку этого документа. Как видно, назрела необходимость на уровне правительства принять “Пояснения” как официальное руководство в работе Владивостокской и других региональных таможен. Совершенно очевидно и то, что ГТК России должен регулярно обеспечивать свои региональные подразделения биржевыми ценами на переработанные и непереработанные лом и отходы из черных и цветных металлов.

Пока же как временная мера в регионы разослано постановление правительства РФ “Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ”. Они в некоторой степени ставят заслон демпинговым ценам.

Лом - это рычаг

Но запретить вывоз необработанного сырья - это лишь часть дела. Важно создать условия для тех, кто готов здесь, в Приморье, создавать рабочие места и тем самым расширять налогооблагаемую базу. Сегодня, когда так остро стоит вопрос о недостатке средств для пополнения краевого бюджета, лом может стать одним из рычагов, который позволит двинуть экономику в нужном направлении. Работы при нормальных условиях у “Энергии” и других подобных предприятий должно быть много. На складах ТОФ, на дне морском находятся десятки тысяч тонн пришедшего в негодность кабеля. Множество брошенных кораблей и военных городков, отслужившее свой срок оборудование стареющих предприятий - все требует рачительного изучения и применения. Рабочие места необходимо вернуть в Россию.

Автор: Александр ЛОСЕВ, "Владивосток"