Почти необитаемый архипелаг
Проблемы социально-экономического развития островной территории Владивостока обсуждались на последнем заседании морского совета города. Организация эта официально не зарегистрирована, но, по мнению членов совета, данный факт нисколько не умаляет его роли и не запрещает участвовать в местном самоуправлении. И то правда, к работе в совете привлекаются ученые с мировым именем.
Проблемы социально-экономического развития островной территории Владивостока обсуждались на последнем заседании морского совета города. Организация эта официально не зарегистрирована, но, по мнению членов совета, данный факт нисколько не умаляет его роли и не запрещает участвовать в местном самоуправлении. И то правда, к работе в совете привлекаются ученые с мировым именем.
Как известно, архипелаг Императрицы Евгении (а это острова Русский, Попова, Рейнеке и еще целый ряд других в заливе Петра Великого) территориально принадлежит Владивостоку. Когда-то густонаселенные, сегодня они быстро вымирают. Кто может - уезжает, остаются лишь пенсионеры да люмпены. А ведь до революции здесь жили 55 тысяч человек. Богатые ресурсы и трудолюбие островитян позволяли жить большими семьями, держать хозяйство, рыбачить. Кстати, рыбалка была существенной статьей дохода в островной экономике.
Одна из проблем, которую затронули члены совета, не столько экономического, сколько исторического характера. Как в свое время крестьянина оторвали от земли, задушив в нем чувство собственника, так и рыбаков сегодня отрывают от их “нивы” - моря. Профессиональные навыки можно приобрести, а вот любовь к океану, умение чувствовать его характер - это уже качества, передаваемые в поколениях.
Все без исключения признают, что залив Петра Великого и находящиеся в нем острова обладают богатейшими ресурсами. Но, к сожалению, эта зона в настоящее время освоена лишь теневой экономикой - попросту браконьерами. Ежедневно десятки лодок выходят в залив на лов трепанга, мидии, морского ежа и прочих деликатесов. Даже приблизительные подсчеты показывают, что этот промысел приносит многомиллионные прибыли. Генрих Костин, капитан катера “Ретвизан”, осуществляющего связь острова Рейнеке с материком, привел такие цифры: за 4 года браконьеры выловили трепанга на $22 млн., краба - на $12 млн., мидии и морского ежа - на $3,4 млн. Излишне уточнять, что ни цента из этих прибылей не пошло ни в бюджет, ни на развитие островов.
Чтобы возродить острова, их нужно заселить. Однако заселить - это не значит высадить на берег колонистов: живите, мол, пользуйтесь, работайте. Прежде нужны серьезные научные разработки. Остров - территория ограниченная, и нужно знать, сколько людей смогут здесь поместиться, пользоваться ресурсами, но так, чтобы не нарушать экологического равновесия. Имеет свои особенности и островная экономика: либо жить полностью за счет внутренних ресурсов, либо поддерживать строгий баланс между импортом и экспортом.
Самое интересное, что такие исследования есть. Еще 5 лет назад группа дальневосточных ученых создала проект “Большой Владивосток”, предусматривавший развитие островных территорий. Опыт в этой сфере у наших ученых огромный, только ценится он преимущественно в других странах. В свое время целая научная группа - 60 человек - разработала стратегию использования островных территорий для Сейшельских островов. Сейчас она успешно используется, а вот множество проектов, касающихся нашей, российской территории, никогда не заходили дальше технико-экономического обоснования.
Заселение островов предполагает серьезное финансирование соответствующих программ. Но можно пойти и другим путем: старообрядческая казачья община готова занять эти места и обустраивать их своими силами. Останавливает казаков лишь несовершенство нашего закона.
- Мы хотим быть хозяевами земли, а как известно, права собственности на нее в России нет. Нет и юридического понятия “община”, - сказал ее выборный атаман Владимир Еремчук. - Все это изрядно поубавило наш энтузиазм.
Роль временщиков не соответствует крестьянской основательности. И городским властям стоит подумать над предложением атамана объявить хотя бы один из островов этническим заказником российской православной культуры. По словам Владимира Еремчука, его родственники на Аляске живут в местности, пользующейся подобным статусом. Живут богато, имеют мощный флот для прибрежного рыболовства.
Естественно, совет не мог не сказать и о другом мощнейшем потенциале островов - использовании их в качестве зон отдыха как местного, всероссийского, так и международного масштаба. Особенно актуально это звучит после потери черноморского побережья и Прибалтики. И этой проблемой занимались наши ученые, доказав, что туризм на юге края - бизнес выгодный и быстрооборачиваемый, с лихвой окупающий вложенные деньги.
Нет сомнений в том, что все, о чем говорилось на морском совете, полезно, конструктивно и перспективно. Однако пока именно только говорилось. И дело не столько в юридической неопределенности морского совета, сколько в отношении хозяина этих самых островов, то есть властей Владивостока. Ведь весь почти необитаемый архипелаг - это территория города. И пока до этого самого хозяина не дойдет, что он является владельцем золотого дна, откуда черпать не перечерпать, предварительно, конечно, приложив некоторые организационные и финансовые усилия, предложенные разработки развития островов, как и последующие, так и останутся невостребованными. Конечно, у администрации Владивостока и так достаточно текущих проблем, но, может быть, их можно будет решить быстрее, дав толчок к реализации хотя бы одному перспективному, быстро окупаемому проекту.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"