Ледяная смерть “Бокситогорска”
Эта трагедия, всколыхнувшая не только всю Находку, произошла 19 января 1965 года в Беринговом море. СРТ “Бокситогорск”, принадлежавший базе активного морского рыболовства, вел промысел. Впрочем, в тот злополучный крещенский день было совсем не до рыбы. Был жестокий ураган, сопровождавшийся сильным обледенением - из Восточной Сибири на Беринговоморье пришел циклон. Для моряков “Бокситогорска” этот шторм стал роковым
Эта трагедия, всколыхнувшая не только всю Находку, произошла 19 января 1965 года в Беринговом море. СРТ “Бокситогорск”, принадлежавший базе активного морского рыболовства, вел промысел. Впрочем, в тот злополучный крещенский день было совсем не до рыбы. Был жестокий ураган, сопровождавшийся сильным обледенением - из Восточной Сибири на Беринговоморье пришел циклон. Для моряков “Бокситогорска” этот шторм стал роковым
В Находке отметили День памяти погибших рыбаковМоряки с других судов, пережившие этот шторм (а здесь промышляли траулеры из Преображения, Находки и Сахалина), рассказывали, что из-за разницы температур воды и воздуха стоял густой туман. Даже несмотря на штормовое предупреждение, они не ожидали такой напасти. Морская вода на снастях замерзала, а густой туман ее прямо-таки цементировал, да так, что и ломом лед отколоть было почти невозможно. Наверное, это и оказалось губительным для траулера “Бокситогорск”.
Кроме того, в числе причин аварии называют неудачную конструкцию этих небольших судов, мало приспособленных для работы в штормовых условиях Беринговоморской экспедиции. После таких потерь их использование посчитали бесперспективным.
В тот день в эфире стоял невообразимый гвалт. Слышалось несколько сигналов SOS, один из которых подавало, возможно, американское судно. Но тогда в критической ситуации были все. Утром, когда ураган стих, появился американский самолет, вызывавший по радио советские суда. Но наши не отвечали - тогда был приказ не вступать в контакт с иностранцами ни при каком случае.
Но вернемся к “Бокситогорску”. Из-за сильного обледенения СРТ при повороте потерял остойчивость и перевернулся вверх килем. Некоторое время он еще держался на плаву. Оказавшиеся за бортом рыбаки пытались выбраться на днище, но студеные волны смывали их. Подходившие к “Бокситогорску” суда видели двух человек, уцепившихся за ледяные выемки. Но подошедшему первым “Камчадалу” удалось поднять только одного-единственного. Тогда погибли 24 члена экипажа “Бокситогорска”. Один человек остался в живых - старший мастер добычи Анатолий Охрименко.
Когда на судах, бывших в этом районе, узнали о трагической гибели СРТ, экипажи, невзирая на смертельную усталость, заработали ломами с удесятеренной энергией. Наверное, именно это их и спасло.
Кстати, в тот же день и почти в том же месте ушли под воду вместе с экипажами три сахалинских рыболовных траулера - “Себеж”, “Нахичевань” и “Севск”. Всего тогда погибло около сотни рыбаков. С тех пор прошло 34 года. Память о них - в сединах матерей и жен.
И еще. В Находке, на сопке Лебединой, главенствующей над заливом, в память о “Бокситогорске”, членах его экипажа был установлен мемориал, названный “Скорбящая мать”. Нет ни одного находкинца, который не знал бы его. Скульптура высотой более 10 метров изображает женщину с ребенком на руках, всматривающуюся в море, ожидающую своего мужа. Именем погибшего судна названа и одна из улиц в Южном районе Находки - Бокситогорская.
А в прошлом году в городе 19 января было объявлено Днем памяти погибших рыбаков. Так была заложена новая традиция.
19 января 1999 года в Находке шел густой снег. Но на сопке Лебединой у памятника женщине, ждущей своего рыбака, алели на белом-белом снегу алые гвоздики, горели свечи, бережно прикрываемые ладонями, и звучала торжественно-скорбная музыка.
Снег не мог скрыть слезы родных погибших. А люди говорили о тех, кого помнят. Траурный митинг открыл мэр города Виктор Гнездилов, выступили заслуженные капитаны, генеральный директор АО “Находкинская база активного морского рыболовства” Анатолий Колесниченко. Курсанты Дальневосточного морского училища возложили венок.
Потом, собравшись в муниципальном центре культуры, те, кто помнит, подняли, не чокаясь, горькие рюмки на поминальном обеде.
Автор: Виталий ТУЗЮК, "Владивосток"