Тихоокеанские штаты России,

Вот говорят, в народе нет тяги к возрождению России в границах 91-го года. Мол, это только политики нервы себе щекочут. Лужков воюет за Крым. Лукашенко за Россию. А вот Северо-Тихоокеанский форум, созданный небольшой группой энтузиастов в Хабаровске и во Владивостоке, предлагает свой путь: Беловежскую Пущу наоборот. Пусть три лидера Белоруссии, России и Тихоокеанских штатов создадут новый Союз Северных Республик. Но по порядку.

22 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №531 от 22 янв. 1999

Вот говорят, в народе нет тяги к возрождению России в границах 91-го года. Мол, это только политики нервы себе щекочут. Лужков воюет за Крым. Лукашенко за Россию. А вот Северо-Тихоокеанский форум, созданный небольшой группой энтузиастов в Хабаровске и во Владивостоке, предлагает свой путь: Беловежскую Пущу наоборот. Пусть три лидера Белоруссии, России и Тихоокеанских штатов создадут новый Союз Северных Республик. Но по порядку.

или Как нам создать Союз

В октябре Приморский и Хабаровский края отметили 60-летие. Власти пытались расшевелить население - выставки товаров народного потребления, награды, юбилейные речи и концерты. Жиденькая экспозиция в местных краеведческих музеях: текст указа президиума Верховного совета СССР от 20 октября 1938 года о разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский.

Но если Приморье “торжественным собранием и концертом в местном театре” отметило, так сказать, независимость от Хабаровска, то что отмечал Хабаровск, который прежде был столицей огромного Дальневосточного края? После Приморья от него откололись Сахалин, Камчатка, Магадан, Амурская область и, кажется, даже Якутия. А совсем недавно и Еврейская автономная область стала самостоятельным субъектом. Так что теперь дачи хабаровчан на левом берегу Амура находятся, можно сказать, в другой области.

Наш корреспондент встретился с очередным инициатором объединения ДВ Константином Чувашовым. Он житель Хабаровска, получил медицинское образование. В последнее время занимается бизнесом. Как и многие интеллигентные люди, он сильно озабочен судьбой нашего государства и перспективами Дальнего Востока.

Корр. - Ваши идеи достаточно интересны. Вы как-то пытаетесь их шире пропагандировать?

- Для большой политики нужны большие деньги. У нас их пока нет. Первым делом нашу программу заметил чиновник бывшего комитета по охране гостайн в печати, который сейчас следит за свободой печати и за тем, чтобы в прессе не появлялись антиконституционные призывы. Газету, поместившую нашу “Платформу”, вынудили опубликовать “опровержение”, как будто мы призываем к нарушению территориальной целостности России. А мы призываем к воссозданию этой целостности, а не разрушению. “Платформу” я послал мэру Москвы Ю. Лужкову и президенту Белоруссии А. Лукашенко и приложил к ней календарик с портретом губернатора Хабаровского края В. Ишаева.

Корр. - А почему только Ишаева, а не, скажем, губернатора Приморья Е. Наздратенко, который по разным рейтингам является более популярным политиком? Вы предлагаете подчинить все остальные дальневосточные области Хабаровску и думаете, что местные власти на это пойдут?

- Да нет, это не просто укрупнение субъекта федерации. Все останутся на своих местах. Просто Хабаровск возьмет на себя функции Москвы. Ведь сейчас без ведома центрального правительства дальневосточники шага не могут ступить. Так когда-то эстонцы обижались, что даже рецепт нового торта нужно везти на утверждение в Москву. А мы без Москвы не можем распоряжаться своими главными богатствами - недрами, лесами, морем. 200-мильная экономическая зона, она что, Москву опоясывает? Нет, Сахалин. А квоты среди рыбаков кто распределяет? Сам Сахалин как область не может взять на себя право устанавливать порядки на море. У его берегов будут одни порядки, у Камчатки - другие, у Приморья - третьи. Но в целом Северо-Тихоокеанский союз может на себя замкнуть большую часть федеральных функций.

Корр. - Но почему столица Хабаровск, а не Владивосток, который развивается энергичнее и более открыт миру?

- Столица не может быть с краю страны. Это поняли большевики, когда перевезли правительство из Петрограда в Москву. А от Владивостока до Хабаровска расстояние чуть больше - 800 километров. Но зато Хабаровск ближе и к Петропавловску-Камчатскому, и Благовещенску, и Магадану. Ближе он, кстати, и к западному побережью США. А с севера Японии одинаково, что до Владивостока, что до Хабаровска. И есть еще одно важное обстоятельство. Огромные деньги Дальнему Востоку могут дать нефть и газ шельфа Сахалина. Но где строить порт для приема нефти и газа? Вряд ли в нынешней экономической ситуации можно будет позволить себе протянуть трубопровод с севера Сахалина на юг, чтобы дальше вести его на Приморье.

Корр. - Между Владивостоком и Находкой планируется построить большой завод по приему сжиженного газа.

- Приморье пока только “планирует”, а трубопровод Оха - Комсомольск-на-Амуре уже проходит через хабаровский порт Де Кастри, а недалеко порты Совгавани и Ванино. Именно эту трубу можно дотянуть до Хабаровска, а потом и до Владивостока, а уж дальше куда угодно - в Китай, Корею. В этом году уже проложена грунтовая дорога от трассы Хабаровск - Комсомольск, которая, кстати, заасфальтирована лучше, чем шоссе Хабаровск - Владивосток, на порт Ванино. Таким образом, Хабаровск получает современное шоссе до океанского побережья. В этом году пытались оживить Транссиб и привлечь на него контейнеры из Юго-Восточной Азии, Японии и западного побережья Америки. Из-за пикетов шахтеров на рельсах эта затея была провалена. А ведь есть еще более выгодный путь для контейнеров - не через приморские порты и Транссиб, а через Ванино и Байкало-Амурскую магистраль, которая сейчас забыта. А ведь по ней до Байкала намного короче, чем по Транссибу.

Корр. - А вы не боитесь, что создание Северо-Тихоокеанских штатов спровоцирует Китай заявить свои претензии на дальневосточные земли?

- Совершенно не боюсь. Ему США не позволят. Да ведь мы же будем частью новой России, пусть не Советского Союза, а Союза Северных Республик. Ведь никто же сейчас не думает нападать на Белоруссию, потому что все понимают, что за ней стоит Россия. А США в 20-е годы этого столетия во время гражданской войны в России ведь не случайно высадили десант во Владивостоке. Это был противовес Японии. И сейчас они не могут допустить, чтобы Китай за счет территории, портов и богатств русского Дальнего Востока стал второй супердержавой. Скорее США купят Дальний Восток у России, как когда-то Аляску, и этот вариант время от времени обсуждается в американской печати. А что, наше население запросто проголосует за вхождение в Соединенные Штаты Америки и Сибири. А вот за вхождение в Китай голосовать явно не будет.

Корр. - А вам не кажется, что идея образования нового субъекта федерации из всего русского Дальнего Востока несколько утопична? Что к ней не готовы ни федеральное правительство, ни местные администрации?

- Премьер Примаков уже обмолвился о том, что нужно совершенствовать административное деление страны. Местные руководители? А вы разве забыли, что они регулярно собираются в рамках ассоциации “Дальний Восток и Забайкалье”? И между прочим, однажды они уже чуть не объединились - осенью 1991 года на очередной встрече во Владивостоке. Это был период такого же безвластия в стране, как и сейчас.

Всем было ясно, что дни Горбачева сочтены, а президент Ельцин еще не царствовал вовсю. И вопрос об объединении, опять в тот же Дальневосточный край, как и 60 лет назад, только назвали его Дальневосточной республикой, всплыл из-за той же рыбы. Какая-то структура в Москве – бывшее союзное министерство или комитет по рыболовству - уже реально не работала, а в нашу 200-мильную экономическую зону набились все кто хотел - от корейцев до поляков.

Сейчас тоже хватает иностранцев в центре Охотского моря, но тогда масштабы иностранного присутствия были больше. И возникла проблема: кто же будет руководить наведением порядка вдоль нашего побережья? Одному Сахалину это не с руки, а вот Дальневосточная республика потянула бы. Почти все были “за”, кроме тогдашнего главы администрации Приморья В. Кузнецова. По фамилии видно, что приезжий, временщик, ведь в Приморье до революции 80 процентов населения были выходцы из южнорусских - украинских губерний. И до сих пор некоторые районы - сплошные украинцы. Это сейчас в краевой администрации местные - Наздратенко, Бельчук, Рудь и т. д. А Кузнецов тогда все и сорвал. Да и где он сейчас? В Сан-Франциско? А ведь если бы осенью 1991 года ДВР была создана, а на ее территории мощнейшие Дальневосточный военный округ и тогдашний Тихоокеанский флот, который не сравнить с нынешним, ведь эта троица в Беловежской Пуще так бы легко СССР не развалила.

Идея Северо-Тихоокеанских штатов не просто реальна, она актуальна. Вы думаете, мы спокойно доживем до выборов президента в 2000 году? Да никогда еще в истории России власть мирно не переходила из рук в руки. Нам не то чтобы полтора года нельзя ждать, но и полутора месяцев. Клика, которая кормилась вокруг нынешнего президента, понимает же, чем ей грозит переход власти в другие руки. Это не только потеря источников обогащения, но, может быть, и богатство отнимут, а то и в тюрьму посадят. Сейчас все же готовятся к бою, а не к выборам. Долго, что ли, отменить их вообще под предлогом введения чрезвычайного положения?

На мой взгляд, есть единственный законный путь не допустить кровавого передела ни власти, ни собственности. Вывести проблему президент-ства Ельцина на другой уровень. То, что он в свое время сделал с Горбачевым. Нет СССР - нет и президента.

Тогда же был проведен всенародный референдум о сохранении СССР. Большинство жителей проголосовало за это. Итоги референдума законны, их никто не может отменить, власть-то принадлежит народу.

Время от времени наши парламентарии возвращаются к этому референдуму, нужно только сделать решительный шаг. Если народ - “за”, парламент - “за”, Ельцин снимет старый грех с души и тоже скажет, что он “за”. И вот соберутся в Беловежской Пуще президент Белоруссии, президент России, президент Северо-Тихоокеанских штатов и снова создадут новый союз. Тем самым решится и проблема объединения Белоруссии и России. Ведь Белоруссия не может войти в состав России на правах какой-нибудь области или даже республики

а-ля Татария. А Северо-Тихоокеанские штаты, а потом, может быть, и Сибирское соглашение - равноправные партнеры и для Белоруссии и для Руси.

* * *

Вот такой интересный разговор получился, хотя первоначально я, каюсь, воспринял “Платформу северо-Тихоокеанского союза” за некоторый ироничный розыгрыш. К тому же у этой идеи объединения дальневосточных краев и областей есть и интересное дополнение. Владивосток легко выходит из ненужной конкуренции с Хабаровском за право быть столицей Дальневосточной республики или Северо-Тихоокеанских штатов, если получит статус “федерального города”. Эта идея вытекает из федерального законодательства, а не из местного и прорабатывается основательно серьезными людьми.

Автор: Андрей Калачинский, "Владивосток"