Зачем нам новый “МФИ”, когда есть добрый старый “МиГ”

Создание нового истребителя “МФИ” (многофункциональный фронтовой истребитель), т. н. “проекты 1.42 и 1.44”, связано “с техническим и экономическим риском”. Об этом заявили эксперты в Главном штабе Военно-воздушных сил России.

22 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №531 от 22 янв. 1999

Создание нового истребителя “МФИ” (многофункциональный фронтовой истребитель), т. н. “проекты 1.42 и 1.44”, связано “с техническим и экономическим риском”. Об этом заявили эксперты в Главном штабе Военно-воздушных сил России.

Эксперты отмечают, что первые полеты истребителя “С-37” “Беркут” “ОКБ Сухого” около года тому назад, а также создание истребителей 1.42 и 1.44 АНПК “МиГ” “являются лишь началом длительного пути проверок заложенных в них технических решений”.

Вопросы доведения именно этих, по сути дела, чисто экспериментальных аппаратов до войсковой эксплуатации, по всей видимости, актуальными не станут, считают эксперты.

В этом смысле, заметил один из экспертов, “проекты С-37 и 1.44 может постичь печальная судьба французского “Рафаля” и международного “Еврофайтера-2000”, состарившихся еще на стадии разработки.

По словам экспертов, в последнее время машины, не доведенные до промышленного производства и войсковых испытаний, КБ бросают и начинают разработку новых. Так было с не доведенными до ума, но широко разрекламированными самолетами семейств “Сухого”: Су-27ИБ, Су-32ФН, Су-33, Су-34, Су-35, Су- 37, С-32, С-55 и “Микояна”: МиГ-АТ, 1.42, 1.44.

Эксперты отмечают, что военно-воздушным силам стран, которые возьмут на себя смелость соревноваться с американскими ВВС в скорости оснащения войсковых подразделений новыми машинами, будет необходимо обеспечить регулярную подготовку своих пилотов, создать запасы высокоточного оружия и систему тылового обеспечения, способную на современном уровне культуры осуществлять техническое обслуживание самолетов.

Американский “Ф-22” почти совпавший по началу испытаний в воздухе с российским “С-37”, несравнимо более прогрессивен по конструкции фюзеляжа, двигателей, вооружению и способам его размещения (внутри фюзеляжа), полагают эксперты.

Эту машину предполагается оснастить аппаратурой, способной к обнаружению целей на дальних расстояниях, обеспечивающей победу в воздушном бою без непосредственного визуального соприкосновения с целью.

Россия отстала от США в разработке машины пятого поколения еще и потому, продолжили эксперты, что второй экземпляр истребителя ВВС США Ф-22 “Рэптор” уже совершил беспосадочный перелет через всю страну с базы резерва ВВС Добинс в Мариетте (штат Джорджия) на базу Эдвардс (штат Калифорния). По основным навигационным параметрам к ноябрю тестирование этих машин было закончено, отметили военные эксперты.

Сейчас новейшие российские разработки, в том числе и модифицированные машины семейства “МиГ”, а также машины “Сухого”, не побывав в войсках, уходят на внешний рынок.

Специфика войсковых испытаний предъявляет куда более жесткие требования по сравнению с “тепличными” условиями эксплуатации конструкторских бюро.

Следовательно, прямая ориентация КБ на “продажную” поддержку своих разработок - путь к поражению, считают эксперты. “Тому пример - Кипр и Корея, которые в 1998 году отказались от приобретения у России современных боевых самолетов”.