Можно ли грустить клоунам?
Они считают себя обычными “коверными”, хотя традиционности дуэта (типа “белый” - “рыжий”) у них нет - оба “рыжие”. Эта пара клоунов оставляет удивительно яркое впечатление и у детей, и у взрослых - так не похоже все, что они делают, на обычные клоунские трюки. Илюшка и Веснушка (Эльдар Мухамеджанов и Виктория Москаленко) еще несколько раз выйдут на владивостокскую арену до конца гастролей Московского цирка. Потом они уедут. А мы будем помнить семейный дуэт клоунов очень долго.
Они считают себя обычными “коверными”, хотя традиционности дуэта (типа “белый” - “рыжий”) у них нет - оба “рыжие”. Эта пара клоунов оставляет удивительно яркое впечатление и у детей, и у взрослых - так не похоже все, что они делают, на обычные клоунские трюки. Илюшка и Веснушка (Эльдар Мухамеджанов и Виктория Москаленко) еще несколько раз выйдут на владивостокскую арену до конца гастролей Московского цирка. Потом они уедут. А мы будем помнить семейный дуэт клоунов очень долго.
Признаться честно, в первый ряд я сесть не решилась - чего доброго, вытащат на арену, заставят делать что-нибудь этакое... И действительно вытаскивали. Первым был взрослый парень, который пришел в такой восторг от своего циркового дебюта, что сам выбежал во второй раз. Представьте себе, никакая это не “подсадка” была - на каждом представлении в клоунских репризах действуют совершенно случайные люди. И каждый раз реприза разыгрывается по-новому. Артисты из публики скачут на палочке (“лошади”), изображают тряску в автомобиле, делают реверансы... Что для этого нужно? Да всего лишь раскрепоститься - ведь в цирк с другим настроением приходить просто грешно. Илюшка и Веснушка дарят всем выступающим шарики. А что творится на арене, когда выйти предлагается детям! Выбегают почти все - так что едва помещаются внутри барьера. И через пять минут всеобщего веселья как-то очень быстро опять находят своих мам.
- Чем вам запоминаются гастрольные поездки?
Виктория: - Ну конечно, зрителями. Приходилось выступать перед публикой, которую радуют самые простые трюки. Видимо, долго люди были обделены в этом смысле. Во Владивостоке зритель искушенный, но это не значит, что холодный.
- А дети на арену сбегаются на всех представлениях?
Виктория: - На всех! И во всех городах.
- Как вам удается расшевелить взрослых? Я, например, “зажатый” зритель, не смогла бы вам помочь...
Виктория: - Если у человека есть барьер, комплекс - мы, как говорится, мучить не будем. Но хороший зритель всегда с удовольствием принимает условия игры. А нам самим сколько удовольствия это доставляет! Иногда к концу представления у меня просто тушь течет - так насмеешься с ними... Где еще я могла бы побыть ребенком? Только здесь. И эту чудесную возможность мы предлагаем нашим зрителям.
Эльдар и Виктория делают в программе не только репризы. Есть у них полноценный “серьезный” номер - “Йоги”. Горящим факелом “гладят” руки, спину, потом Виктория извергает изо рта целый огненный поток. Кроме того, они ходят босиком по лезвиям “мечей” (хоть и ненастоящих) и осколкам бутылочного стекла (которое сколько ни шлифуй, все равно крошится). Но ведь это, наверное, больно!
- Как вы это делаете с огнем? Ну, секреты не раскрывайте, но скажите - горячо?
Эльдар: - Нет, тепло! Так вот и делаем, скрипя зубами...
Виктория: - Дома мне больно, а в цирке - почему-то нет.
- Вы ведь не всегда были клоунами...
Эльдар: - Я работаю в цирке с 75-го года. Из них 12 лет был рабочим сцены, 10 лет - ловитором (воздушный гимнаст, который ловит партнеров). Теперь вот уже три года - коверный.
Виктория: - А моя цирковая жизнь началась в 87-м году. Делала акробатические номера на лошади. Потом мы встретились с Эльдаром, влюбились, создали семью, покалечились...
- Застрахованы ли материально артисты цирка на случай травмы?
Эльдар: - Не знаю, я ничего не получил.
Виктория: - Мужу нужно делать операцию на коленях. У меня травмирован позвоночник.
- Ну а вне цирка вы могли бы чем-нибудь заниматься?
Эльдар: - Могли бы. У нас есть специальности. Моя - электрогазосварщик, Вика - мастер спорта по акробатике и КМС по гимнастике, так что может работать тренером.
Виктория: - Но пока нас принимает и любит публика, мы будем работать в цирке.
“Единственная в мире дрессированная муха!” Причем просто гигантских размеров. “Мухой” работает Эльдар: с красивыми большими крыльями, усиками на пружинах и “говорящей” свистулькой (сам делал). Кажется, все придумано очень просто - но наша искушенная публика смеется. Илюшка и Веснушка - добрые клоуны. Вот и у мухи обнаружили душу и характер. Настроение этих клоунов перекликается с тем, которое создавали Олег Попов и Юрий Никулин.
- У вас есть любимые клоуны?
Эльдар: - Конечно! Анатолий Марчевский - директор екатеринбургского цирка, сам клоун, лирический, добрый и смешной.
Виктория: - Любимым клоуном можно назвать и Юрия Никулина. Они с Эльдаром были знакомы. Еще есть семья Косинцевых - тоже клоунский дуэт, как мы.
- А в каких городах вы любите бывать?
Виктория: - Екатеринбург, Набережные Челны, Казань, Уфа... Везде, где душе приятно, пусть это будет небольшой городок из двухэтажных домов.
- Куда бы вы хотели поехать в отпуск?
Виктория: - Домой! К родителям - они у нас уже старенькие, восьмой десяток пошел. Хотя отпуск свой мы уже три года не использовали.
- Вам хватает для жизни цирковой зарплаты?
Виктория: - Хватает для того, чтобы нормально питаться и как-то помогать родителям. И потом, у нас ведь дочь, которая путешествует вместе с нами.
- Ну а соблазнов уйти из государственного цирка в какой-нибудь ночной клуб зарабатывать деньги той же “Йогой” не возникало?
Виктория: - Где цель одни лишь деньги, там кончается творчество.
Автор: Наталья БАРАНОВА, специально для "В", Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"