Заявление президиума приморского краевого комитета “Электропрофсоюз”

13 янв. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №53 от 13 янв. 1997

Снова в Приморском крае сложилась чрезвычайная ситуация в ТЭКе. Проблемы стабилизации энергетики, которые должны быть устранены совместными усилиями федеральных и краевых властей после прошедших в сентябре забастовок, трудно поддаются решению. Хотя еще в августе 1996 года указом президента № 1129 “О дополнительных мерах по обеспечению промышленности и населения электрической и тепловой энергией в 1996-1997 гг.”, а также протоколами совещаний у первого заместителя председателя правительства РФ Алексея Большакова, подписанными 16 сентября и 19 декабря минувшего года в Москве, 4-6 октября - во Владивостоке, предусматривался ряд мер, направленных на вывод энергетики Приморья из кризиса.

Однако из-за неполного выполнения положений и пунктов указа и протоколов мы не получили ожидаемой стабилизации. В соответствии с этими документами федеральные органы власти практически погасили все долги федеральных структур и организаций, потребляющих в крае электроэнергию. Но эти средства пошли на оплату ранее взятых “Дальэнерго” кредитов, на выплату заработной платы, закупку топлива и ремонт оборудования. Из-за того, что муниципальные предприятия, в первую очередь во Владивостоке, задолжали “Дальэнерго” около полутриллиона рублей, акционерное общество вынуждено было, чтобы не заморозить край, взять еще один кредит в счет федеральных долгов на один триллион рублей. Тем самым АО “Дальэнерго” практически кредитовало работу всей промышленности, саму жизнь приморцев. Кредит надеялись погашать уже за счет денег, поступающих в оплату потребленной электроэнергии потребителями Владивостока.

Но этот расчет себя не оправдал.

Сегодня федеральный кредит уже исчерпан, а денег от муниципальных предприятий краевого центра как не было, так и нет. Между тем руководство мэрии города Владивостока - основного потребителя продукции АО “Дальэнерго” - заявляет, что только благодаря их заботам и титаническим усилиям в наших домах еще сохраняется тепло и горит свет. Тем самым они вводят в заблуждение жителей края и Владивостока. Более того, мэр города Виктор Черепков с первых дней своего возвращения к исполнению обязанностей неоднократно заявлял, что он погасит долги города перед АО “Дальэнерго”. Мы верили ему, но когда он 9 января заявил на пресс-конференции о том, что не собирается возвращать долги города энергетикам и в то же время заявил о гарантии оплаты электроэнергии, поставляемой с Нерюнгринской ГРЭС, молчать дальше не намерены.

Хотя и неспециалисту ясно, что перетоки из северных регионов России в Приморье будут осуществляться по линиям электропередачи, принадлежащим АО “Дальэнерго”. При этом абсурдность ситуации заключается еще и в том, что он, во-первых, не финансируя приморскую энергетику, подводит ее к краху. Во-вторых, непрофессионально решая вопрос, он дезинформирует население края разговорами о “дешевой” электроэнергии. При этом он не учитывает, что Владивосток, получая перетоки через четыре области, обязан будет заплатить не приморским энергетикам транспортные расходы, абонентную плату и другое. Что в конечном счете все равно увеличит стоимость киловатт-часа.

Если эти абсурдные идеи будут осуществлены, то состояние приморской энергетики еще более усугубится. И тот кризис в ТЭКе, который мы пытаемся разрешить после сентябрьских забастовок, обострится и окончательно добьет экономику края.

Единственный выход из кризиса топливно-энергетического комплекса Приморья мы видим в том, чтобы последовательно выполнять правительственные решения, обозначенные в названных протоколах и указе президента Российской Федерации. И здесь требуются понимание ситуации и объединение усилий руководителей исполнительных органов власти и всех профсоюзов края в том, чтобы последовательно отстаивать интересы региона, в правительственных кабинетах добиваться установления единого энерготарифа для России, а у нас в крае - снижения себестоимости электроэнергии за счет уменьшения цен на топливо.

Председатель приморского краевого комитета “Электропрофсоюз” М. АНТИПЕНКО.