“Дальроссо”: есть первый червонец!
20 января страховой компании “Дальроссо” - основе основ действующей ныне структуры “Дальроссо-групп” - исполняется 10 лет. При всей, на первый взгляд, обыденности событие это далеко не ординарное - очень уж немногим из тех, кто пустился в рискованное плавание по бурным рыночным водам десять лет тому назад, удалось добраться до сегодняшнего берега. “Дальроссо” же не просто “доплыло” - компания продолжает динамично развиваться в изначально заданном темпе. В канун первой круглой даты - а как ни крути, событие-то по-настоящему юбилейное - корреспондент “В” Андрей Островский встретился с создателем и многолетним руководителем “Дальроссо”, ныне депутатом Государственной думы Российской Федерации Владимиром ШАХОВЫМ.
20 января страховой компании “Дальроссо” - основе основ действующей ныне структуры “Дальроссо-групп” - исполняется 10 лет. При всей, на первый взгляд, обыденности событие это далеко не ординарное - очень уж немногим из тех, кто пустился в рискованное плавание по бурным рыночным водам десять лет тому назад, удалось добраться до сегодняшнего берега. “Дальроссо” же не просто “доплыло” - компания продолжает динамично развиваться в изначально заданном темпе. В канун первой круглой даты - а как ни крути, событие-то по-настоящему юбилейное - корреспондент “В” Андрей Островский встретился с создателем и многолетним руководителем “Дальроссо”, ныне депутатом Государственной думы Российской Федерации Владимиром ШАХОВЫМ.
- Да, действительно, вот так, казалось бы, незаметно, а десять лет прошло-пролетело. Незаметно потому, что все ведь перед глазами, как будто только вчера начинали...
Начинать всегда страшно. Идея создания негосударственной, независимой страховой компании, основанной по принципу акционерного общества, пришла мне в голову еще в 1988 году. Помните, тогда же все менялось буквально на глазах, а главное - иногда опережая наши идеи, иногда запаздывая за ними, менялась законодательная база. Открывались новые возможности. А у меня к тому времени уже был определенный опыт: высшее юридическое образование, работа в милиции и в госорганах, несколько последних лет я возглавлял территориальное представительство Ингосстраха, то есть достаточно реально представлял себе положение дел в этой отрасли. И поэтому как только закон сказал: “Можно!”, я решил рискнуть. Конечно, решение давалось трудно - когда ты государственный чиновник, тебе не надо особо беспокоиться о хлебе насущном; переход же на вольные хлеба, что, собственно, и означает рынок, всегда связан с определенным риском.
...Начинали мы вчетвером. Вашему покорному слуге удалось пригласить к “соучастию” в проекте великолепных специалистов - многолетнего коммерческого директора Дальневосточного пароходства Виктора Константиновича Ясинского (человека незаурядного ума и опыта - к сожалению, он умер, проработав с нами очень недолго), а также Любовь Ивановну Субботину и Валентину Тихоновну Ступакову - обе они имели огромный опыт банковско-финансовой деятельности. Эти люди были значительно старше меня - мне-то было тогда чуть за 30, но поверили в общую идею, в общее дело. Я никому ничего не обещал, потому что не хотел голословно обманывать людей. Тем не менее мы зарегистрировали компанию и начали работать, потихоньку обрастая все новыми сотрудниками, нарабатывая связи, тщательно продумывая и взвешивая каждый последующий шаг. А иначе ведь было и нельзя - “Дальроссо” по сути стала первой негосударственной страховой компанией в Сибири и на Дальнем Востоке, опыта нам явно не хватало, и каждая ошибка могла оказаться последней. К счастью, ошибок изначально удалось избежать. Более того - в первые 2 года нам удалось сработать с очень высокой нормой прибыли; с одной стороны, сказалась верность принятых решений, с другой - нам повезло, что в это первое время не было чрезвычайных происшествий с застрахованным у нас флотом. К слову, о том, насколько динамично мы тогда развивались, свидетельствует и такая простая статистика: за несколько первых лет штат компании вырос с 4 до 200 человек.
Тогда, помню, появился нетривиальный вопрос: что делать с вырученными средствами? Это сегодня, при нынешней налоговой удавке вопрос такой кажется смешным. А тогда, принимая подобные решения, мы, собственно, закладывали, формировали философию компании.
- И в чем же она состоит?
- Если вы ожидаете услышать нечто сверхъестественное, то отнюдь; ничего особенного в ней нет. Другой вопрос, что установленным однажды принципам надо следовать раз и навсегда. Ну, во-первых, мы считаем себя прагматиками, стараемся реально, или, как сейчас модно говорить, адекватно, смотреть на вещи, не ввязываемся в различные авантюрные прожекты. А таковых предлагалось немало - зная о нашем стабильно-устойчивом финансовом положении, некоторые деятели не раз предлагали нам поучаствовать в различных “пирамидах”. Нет, в такие игры мы не играем, мы работаем на реальном рынке. Во-вторых, мы как в первые дни, так и сегодня тщательно взвешиваем и продумываем каждый последующий шаг. Особенно это касается направления инвестиций. К примеру, в первые годы, когда прибыль была достаточно большой, у нас даже машин не было, пешком ходили, потому что все до копейки старались вложить в развитие дела. Кстати, и сегодняшний наш автопарк не блещет новизной - автомобилям по 5-6 и более лет. Но зато посмотрите из окна моего кабинета - вот строится новое офисное здание. В силу того, что оно возводится в центральной части города, где уже сложился определенный архитектурный ансамбль, мы и проект подбирали соответствующий, специфический. И я убежден, что это здание прекрасно сюда впишется. Честно говоря, я очень надеялся, что мы успеем справить новоселье к юбилею, но кризис, накрывший страну, задел и нас - темпы строительства несколько снизились, хотя в этом году здание однозначно будет введено.
Конечно, были и есть механизмы, чтобы ускорить стройку, но и это еще один наш важнейший принцип - мы живем и развиваемся, опираясь исключительно на собственные силы. За десять лет существования компании мы ни разу (я подчеркиваю - ни разу!) не взяли ни одного кредита. Много ли еще можно привести подобных примеров? Вот к нам за кредитами обращались не единожды. И тщательно проанализировав все аргументы просителя, мы порой идем на оказание такой помощи. Однажды в качестве нашего клиента оказался целый город - Находка. Было это несколько лет назад, когда у городских властей в преддверии холодов катастрофически не хватало средств на закупку топлива. Тогда мы выделили находкинской городской администрации кредит почти в полмиллиона долларов. Прошло время, и с нами рассчитались до копейки, точнее - до цента. И я считаю это примером нормальных, деловых, партнерских отношений между бизнесом и властью.
Следующий принцип, которого мы также стараемся придерживаться, - никогда не складывай все яйца в одну корзину. Да, мы начинали с одного вида деятельности - страхового дела. Ставилось все по-серьезному - была создана сеть филиалов по стране, более чем в 20 городах. Была своя группа страховых брокеров - то есть все выстраивалось по классическому принципу английского страхового рынка. Но с начала 90-х обстановка стала резко ухудшаться - пошел развал производства. А ведь мы страховали крупные риски солидных предприятий... Тогда стало понятно, что необходима диверсификация бизнеса, что нельзя замыкаться на одном страховании. И мы пошли, как говорится, вширь и вглубь - создали собственную аптечную сеть, вышли на рынок бытового обслуживания, общепита, в последнее время начали развивать даже собственное сельскохозяйственное производство. Ну и конечно, не забываем о страховании - мы по-прежнему являемся одним из лидеров страхового рынка Дальневосточного региона. Но если раньше компания называлась просто “Дальроссо”, то сегодня это уже “Дальроссо-групп”. Как говорится, почувствуйте разницу.
Естественно, я не могу сказать, что мы никогда и ни в чем не ошибаемся, что все наши предприятия и подразделения работают с устойчивой прибылью. На то и рынок - кто-то на гребне волны, а кто-то оказывается в убытке. Но для того мы и создали группу компаний, чтобы не рвалось там, где тонко, чтобы можно было наиболее безболезненно поддержать тех, кто оказался в трудном положении.
И наконец, еще один наш принцип, который в этом разговоре получился последним, хотя вообще-то его надо было ставить под № 1 - это отношение к людям, работающим в нашем коллективе. А коллектив наш, между прочим, на сегодняшний день, если брать в целом, порядка тысячи человек. Это - рабочие места, это - стабильно выплачиваемая заработная плата. Так вот, об отношении к людям: за время существования компании более сотни наших работников улучшили свои жилищные условия, причем подавляющее большинство из них путем приобретения новых квартир. Конечно, один человек такие расходы не потянет, и поэтому, как правило, мы выдаем в подобных случаях солидную безвозвратную ссуду. Другой момент: на минуту остановишься в дороге - тебя обгонят идущие следом. Поэтому мы целенаправленно стараемся повышать профессиональный уровень наших сотрудников, в первую очередь, естественно, работающих в страховом бизнесе. Многие из них были направлены на стажировки в Японию, Италию, Францию, но больше всего - по понятным причинам - в Лондон. Также и на наших предприятиях общепита: когда мы их открывали, то, не стану этого скрывать, старались переманить из других мест самых лучших, самых опытных поваров, пекарей, кулинаров и т. д. Потому что деньги деньгами, но решают-то все кадры.
- ...Но, наверное, и о деньгах не стоит говорить так, мимоходом, потому что в наше время, похоже, все измеряется именно этим мерилом...
- Как сказать. Тут, пожалуй, важен подход, надо определиться, что такое деньги: цель или средство? Если это цель, то значит, надо носить перстни с бриллиантами, золотые цепи толщиной с мою руку, каждый год, а то и чаще менять “круизеры”, строить виллы и перекидывать “бабки” на заграничные счета. Но для меня, для нашей компании деньги - это в первую очередь средство. С помощью которого мы развиваем производство, создаем новые рабочие места, а сейчас даже “въезжаем” в сельское хозяйство. Вот возьмите даже здание, которое мы заканчиваем строить. Допустим невероятное, то, во что я не хочу верить, - к примеру, через год финансово-экономический кризис окончательно накрывает страну, мы все разоряемся и сворачиваем бизнес. Но дом-то этот - прекрасный 5-этажный особняк в центре города - останется! Ведь он превращается в элемент национального достояния! Это точно так же, как в вашей газете, - я представляю, каких трудов и затрат вам стоило “поднять” свое собственное офисное здание. Но ведь и оно тоже стало элементом национального продукта!..
...Поэтому деньги... безусловно, они для нас чрезвычайно важны. Но только как средство. Однозначно.
- Хорошо, с этим разобрались. Но тогда объясните, зачем вы пошли в политику, которая по сути является штукой очень грязной. Думаю, что и в компании вам хватало хлопот и забот...
- Это, конечно, так. Но знаете, когда я со стороны наблюдал за деятельностью определенных политиков, депутатов, то у меня возникло убеждение, что в некоторые органы власти пришло много людей случайных - непрофессионалов, не знающих и не понимающих того, что происходит в реальной жизни, в финансовой сфере, в экономике. Мне показалось, что мой опыт, мои знания могут пригодиться, могут быть востребованы. Так же, видимо, решили и избиратели во время выборов в Государственную думу.
...А что касается грязи - тут вы, безусловно, правы. Чего стоит одна только последняя история в нашем клубе “Зеленый крокодил”. Некоторые газеты дописались до того, что Шахов избил милиционера и даже ударил его бутылкой по голове. Да... в кошмарном сне не приснится... Я даже не хочу говорить о том, что для меня значат моя репутация, репутация компании. Понимаете, как выпускник юрфака, я отлично знаю такую поговорку: там, где собрались 3 юриста, обязательно возникнет 5 мнений. Поэтому я ни в коей мере не хочу комментировать происшедшее. Есть прокуратура, мы направили туда соответствующие заявления, надеюсь, что она во всем разберется. Но вот что во всей истории представляется самым главным: вам не кажется странным, что произошло это именно со мной (неловко об этом говорить, но факт остается фактом - человеком, имеющим один из самых высоких “избирательных” рейтингов в городе) и - более того - именно за месяц до выборов?.. И тут сразу же и соответствующие публикации, и так далее...
Я, признаться, далеко не мальчик в политике и хорошо знаю, что “случайно” таких вещей не бывает.
- Вам эта история не испортила предъюбилейного настроения?
- Нет. Потому что грязь уйдет, а правда все равно станет известна. Да и 10 лет для нас - слишком серьезное событие, чтобы его могли омрачить какие-то мелочи.
...И вот еще что: давайте не будем считать, что наш юбилей - это прямо-таки гигантское достижение. Потому что на самом деле мы еще только начинаем...