Гром грянул. Перекрестились. Что дальше?
По прогнозам специалистов министерства по чрезвычайным ситуациям, экологических катастроф техногенного характера в наступившем году в нашей стране станет на 20 процентов больше. Артем в числе тех городов Приморья, где их и прежде было немало.
По прогнозам специалистов министерства по чрезвычайным ситуациям, экологических катастроф техногенного характера в наступившем году в нашей стране станет на 20 процентов больше. Артем в числе тех городов Приморья, где их и прежде было немало.
О взрыве метана в июне прошлого года “В” писал уже дважды. Однако в Артемовском управлении ГО и ЧС по-прежнему обеспокоены: тот злополучный шурф, где и произошел взрыв, до конца не засыпан. По словам полковника Виктора Лисняка, надлежащего контроля со стороны руководства ОАО “Шахта “Дальневосточная” за шахтными стволами и шурфами нет.
Напомним, два серьезных происшествия техногенного характера произошли и в августе: в районе села Кневичи на территории бывшей воинской части разлили неизвестную жидкость (предположительно, компонент ракетного топлива), что природе, конечно же, во вред. И тогда же в течение нескольких дней по реке Кневичанке плыла снулая рыба. Массовая гибель ее случилась в мелиоративных каналах Кролевецкого бассейна, озере Кролевецком. Затем ее вынесло в реку. Специальная комиссия “Приморрыбвода“ установила, что уничтожено около 25 тысяч голов карася, сома, сазана.
Научно-производственное объединение ДальНИИГиМ, повинное в гибели рыбы, в районе озера Кролевецкого сооружает базу утилизации и переработки куриного помета птицефабрики “Уссурийская”. Оформлен договор аренды на 120 га земли. Однако разрешения на строительство базы НПО на момент проверки не предоставило, и проект этого сооружения в Артемовском комитете охраны окружающей среды не рассматривался, нет и заключения государственной экологической экспертизы. А самое главное, в месте складирования куриного помета нет ни дамбы, ни фильтрационной системы. Вот потоки воды во время сильного ливня и вынесли необеззараженный помет в водоемы. Какое наказание понесут виновные и что делается для того, чтобы предотвратить подобное? Председатель Артемовского комитета охраны окружающей среды Анатолий Шаргун считает так:
- Денежный начет за нанесенный ущерб биоресурсам Артема предъявлен НПО научно-исследовательского института гидрологии и мелиорации согласно расценкам “Приморрыбвода”. За нарушение природоохранного законодательства Государственный комитет по охране окружающей среды по Приморскому краю привлекает к ответственности ряд должностных лиц этого объединения. Ну и, конечно же, учреждению предписано сделать все, чтобы подобное не повторилось, в противном случае виновные будут привлекаться к уголовной ответственности. Но надо сказать прямо, денежную компенсацию взыскать с виновных невероятно сложно. Вот пример минувшего года: в одной из воинских частей, базирующейся на территории города, произошла серьезная утечка керосина - подвел ветхий топливопровод. Причиталось получить 98 тысяч рублей, чтобы пустить их на устранение последствий аварии. Но, увы, это оказалось невозможным - по понятным всем причинам.
По разливу жидкости в районе Кневичей приезжал следователь из краевой военной прокуратуры, взяты объяснения у ответственных за ее хранение должностных лиц. Вроде бы военные правоохранительные органы этим занимаются. Но в лаборатории краевого комитета мы не смогли определить, что же это за жидкость, нет методики такого определения. По линии ГО и ЧС пробы на анализы уже вторично отосланы в Москву. И все без ответа...
Вроде бы мы ведем разговор о минувшем. Но эти проблемы нависают над городом как дамоклов меч, сегодня и постоянно. Отсутствие финансовых средств на все и вся - вот главная катастрофа сегодняшнего дня. Отходы двух артемовских птицефабрик требуют незамедлительной утилизации и переработки. Какая-то, ничтожно малая, часть куриного помета перерабатывалась и перерабатывается для нужд дачников, огромное же его количество угрожающе накапливается. Предположительно 7 млн. тонн необеззараженного помета скопилось в хранилищах. Особую опасность представляют хранилища птицефабрики “Михайловская”, они на склонах сопки, и если весенние потоки промоют тут слабую защиту... Не менее серьезную опасность представляет золоотвал АртемТЭЦ. Тут тоже немерено скопилось золы, три с половиной десятилетия идет увеличение ее массы, до этого она вообще сбрасывалась в водоемы. А ТЭЦ работает на бурых углях, золы получается много.
Городские очистные сооружения биологической очистки - еще одна боль Артема, они перегружены крепко. Рассчитанные на 15 тыс. кубометров бытовых отходов в сутки, они перерабатывают 22-26 тыс. А если и здесь прорвет?! Ведь все пойдет в речки Кневичанку, Артемовку, в Уссурийский залив. Необходимы реконструкция, увеличение мощностей этих сооружений. Нужны деньги и на продолжение сооружения в Артеме объездной дороги трассы Владивосток - Находка (здесь на некоторых участках загрязненность воздуха превышает нормы в 2-3 раза, огромное количество автодорожных происшествий), на ремонт и реконструкцию городских инженерных коммуникаций.
Подобных экологических бомб по краю заложено немало. Но беда еще и в том, что у прозябающих в полунищенстве людей страшно ослаблены ответственность, чувство протеста и самосохранения. Сохранились ли эти качества у высших чиновников? Приморью давно пора иметь собственную карту “минных полей”. И обезвреживать их в порядке наибольшей опасности, для чего просто необходимо создать, пусть даже на паях, специальный фонд экологической безопасности.
Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"