Национализация после приватизации

Беспрецедентный случай смены владельца одного из индустриальных гигантов произошел в Дальнегорске. Контрольный пакет акций ОАО “Дальполиметалл” перешел в руки городской администрации. Сегодня мы представляем мэра Дальнегорска Виктора Старченко в новой для него ипостаси - должности председателя совета директоров крупнейшего на Дальнем Востоке горно-металлургического объединения.

12 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №524 от 12 янв. 1999

Беспрецедентный случай смены владельца одного из индустриальных гигантов произошел в Дальнегорске. Контрольный пакет акций ОАО “Дальполиметалл” перешел в руки городской администрации. Сегодня мы представляем мэра Дальнегорска Виктора Старченко в новой для него ипостаси - должности председателя совета директоров крупнейшего на Дальнем Востоке горно-металлургического объединения.

- Виктор Михайлович, напомним о предыстории процесса “национализации”...

- С предложением купить у него акции бывший хозяин “Дальполиметалла” - швейцарская корпорация “Гленкор интернешнл” обратилась к руководству края и города два года назад. Мы тщательно его взвесили и в то время пришли к выводу, что приобретем больше хлопот, нежели выгод. Слишком велики были долги акционерного общества, о рентабельности не приходилось говорить. Да и отказ “Гленкора” от права управления таким предприятием тоже настораживал.

Решающее значение имел резкий скачок курса доллара. Тут мы просчитали, что сможем выйти на достаточную рентабельность производства. Ведь продукция в основном отправляется на экспорт. И вот недавно 50 процентов плюс одна акция куплены за почти символическую цену - 116 тысяч рублей.

- А не было ли подозрения, что иностранцы по-прежнему хитрят?

- Наверное, в бизнесе такое определение было бы слишком прямолинейным. Вернее говорить о степени заинтересованности в определенной сфере деятельности. Неясности тут, конечно, имеют место. Названная фирма пришла в Дальнегорск под названием “Марк Рич”, затем, как видим, переименовалась. А сейчас “Гленкор” заявил о своем намерении уйти от производства на российских предприятиях, отдав предпочтение торговле готовой продукцией.

Риск, разумеется, есть. Но мы знаем, во имя чего - чтобы спасти предприятие, сохранить трудовой коллектив. Да еще с гарантированной зарплатой. Без надежды на прибыль за дело браться не стоит. В свою очередь, для администрации немаловажно, что рентабельное предприятие сможет исправно платить налоги в местный бюджет. Пока же, наоборот, мы, видя бедственное положение “Дальполиметалла”, постоянно даем ему отсрочки платежей.

- Что представляет собой новый совет директоров?

- Не могу сказать, что полностью удовлетворен избранным составом. Из семи членов двое - просто держатели акций. Желательно было бы иметь в его составе крупных кредиторов, таких как “Дальэнерго”, Пенсионный фонд, коммунальщики. Хотя основу органа управления составляют люди деловые и представляющие наши интересы.

Моя роль, как председателя, определяется доверием людей труда. И накануне заключения этой сделки, и впоследствии я неоднократно встречался с трудовыми коллективами и убедился, что горняки верят: новый собственник вытащит производство из трясины. Главный вопрос для всех, конечно, зарплата. Однако я прямо заявил, что несу ответственность лишь за время после приобретения нами акций. Задолженность - шесть зарплат. Одну уже в декабре погасили.

Московский представитель “Гленкора” Е. Помпа недавно возвратился из швейцарской штаб-квартиры с 300 тысячами долларов, которые пошли на запуск простоявшего несколько месяцев производства. Буквально на днях поступил следующий транш в размере 400 тысяч долларов, они пойдут на зарплату.

- В результате утраты контрольного пакета акций, вероятно, изменилась роль бывшего собственника?

- Разумеется. Теперь все кардинальные вопросы решает новый совет директоров, в котором основной голос имеют краевая и местная администрации. “Гленкор” же выступает в роли продавца металла за границу. Тут ему надо отдать должное. Корпорация крепко держит в руках внешний рынок, отлично знает его конъюнктуру. Нам нужно у нее поучиться, тем более что рынок не ограничивается только сбытом полуфабрикатов. “Дальполиметалл” должен выходить на 100-процентный выпуск готовой продукции: цинка, свинца, серебра в слитках. Работа по совершенствованию металлургического передела у нас ведется серьезная.

Тем не менее сегодня мы считаем швейцарцев равными партнерами по бизнесу с четким разграничением обязанностей. Наравне с нами “Гленкор” берет на себя долю риска и пока свои обязательства выполняет неукоснительно. Те же полученные деньги - это своего рода предоплата за еще не произведенную продукцию.

- Виктор Михайлович, какова сегодняшняя ситуация в “Дальполиметалле”?

- Главное - с нашим приходом к управлению удалось запустить производство. Если бы этого не удалось сделать в декабре, то с приходом морозов (а они в Дальнегорске достигли минус 25) о занятости 2,5 тысячи дальполиметалловцев до лета пришлось бы забыть.

Пошел концентрат. Работает обогатительная фабрика, идет богатая руда с Николаевского, Верхнего, 2-го Советского рудников. Неплохо ведутся подготовительные работы. Уже в ближайшие месяцы можно оценить ситуацию и сделать вывод о правильности осуществленного местными властями шага.

На складах стивидорного цеха уже накоплено полторы тысячи тонн концентрата, который пойдет в счет оплаты траншей. Что важно, начинаем с чистого листа, так как разблокированы расчетные счета. Начинаем отдавать долги. В частности, пошли деньги во все фонды, только Пенсионный получил 850 тысяч рублей.

Главная задача сегодня - научиться самим торговать своей продукцией с прибылью. Заботимся об укреплении коммерческой службы, усилении финансовой дисциплины. Есть явные недоработки. И еще - во главу угла ставится обязательное выполнение плановых заданий. Рентабельность производства зависит в первую очередь от этого. И видим ясно, что люди готовы выполнить свои обязательства, им вполне это по силам. Значит, ожидаемые результаты будут достигнуты.

Автор: Павел ТИХОНОВ, специально для "В", г. Дальнегорск