Восточная таможня может нагрузить Транссиб
Не так давно в местной прессе была опубликована корреспонденция под заголовком “Восточная таможня против Транссиба”. Рассказывалось о корейской компании, которая намеревалась переправить транзитом до западной границы России 3 контейнера сигарет. Фирме было предложено внести на депозит таможни в АКБ “Приморье” значительную страховку на период, пока груз будет в пути. Недовольные корейцы заявили режим реэкспорта, и государство таким образом потеряло причитающуюся сумму. А самое главное, делается вывод, в очередной раз подмочена репутация Транссиба.
Не так давно в местной прессе была опубликована корреспонденция под заголовком “Восточная таможня против Транссиба”. Рассказывалось о корейской компании, которая намеревалась переправить транзитом до западной границы России 3 контейнера сигарет. Фирме было предложено внести на депозит таможни в АКБ “Приморье” значительную страховку на период, пока груз будет в пути. Недовольные корейцы заявили режим реэкспорта, и государство таким образом потеряло причитающуюся сумму. А самое главное, делается вывод, в очередной раз подмочена репутация Транссиба.
Восточная таможня сочла необходимым объясниться. Ее пресс-службой подготовлено письмо, один из экземпляров которого получила газета “Владивосток”.
27 августа этого года, пишут работники таможни, вступил в силу приказ ГТК “О транзите табачных изделий по территории РФ”. Согласно документу транзит табачных изделий разрешен только “при условии обеспечения платы таможенных платежей путем внесения на депозит таможенного органа причитающихся сумм”. Причем исчисление осуществляется независимо от страны, произведшей товар.
Из приказа следует, что транзит табачных изделий через нашу страну возможен только при условии внесения необходимой суммы на депозит Восточной таможни, счета которой открыты в АКБ “Приморье”. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, производится при поступлении информации о доставке товаров в таможню назначения и подтверждении факта вывоза. Для ускорения прохождения платежей в иностранной валюте между участниками внешнеэкономической деятельности и таможнями Дальневосточного региона были открыты за границей (в Нью-Йорке и Токио) корреспондентские счета АКБ “Приморье”.
Мера была принята для того, чтобы транзитные товары не затерялись в необъятных просторах России. Пресс-служба напоминает, что до сентября 98-го года таможня оформляла транзит по упрощенной форме в течение 2-3 часов без взимания каких-либо таможенных платежей. На транзит не начисляли ни импортную пошлину, ни НДС (20 процентов от таможенной стоимости товара), ни акцизы (если это акцизный товар). Предприимчивые бизнесмены при пересечении товаром границы заявляли режим транзита и беспошлинно ввозили на территорию страны практически любой товар. Нередко товар по пути следования из Азии в Европу по Транссибирской магистрали где-нибудь “терялся” и не доходил до западной границы.
Не исключено, что та же история могла произойти и с тремя контейнерами, о которых сообщалось в публикации.
Вместе с тем служащие Восточной таможни согласны, что намерения увеличить поступления в государственную казну могут привести к прямо противоположному результату. Они ссылаются на данные ЗАО “ВМКС”, согласно которым с сентября этого года полностью ликвидирован транзит сигарет на Афганистан, составлявший до 30 процентов всего грузопотока. Годом ранее то же самое произошло с транзитом алкогольной продукции. Ежемесячно Транссиб теряет до 500 контейнеров, которые сегодня идут в Пакистан, Узбекистан, Казахстан, Европу транзитом, но в обход России.
Восточная таможня, на долю которой приходится 80 процентов контейнерных перевозок России, является важнейшим звеном на пути к возрождению Транссиба. Ее сотрудники вполне осознают лежащую на них ответственность. Но приказы выдумывают не они. Эта мысль проходит лейтмотивом через обращение к средствам массовой информации.
Приводится еще один характерный пример. 28 июля 98-го года вышло распоряжение ГТК “О подтверждении фактического вывоза товаров, перемещаемых под таможенным контролем”, обязующее производить
100-процентный таможенный досмотр товаров. В результате увеличилось время таможенного оформления и за счет дополнительных работ по выгрузке-загрузке товара в контейнер на 100-150 долларов США подорожала сквозная транзитная ставка, что опять же способствовало уменьшению грузооборота Транссиба.
Восточная таможня и несколько транспортных предприятий региона обратились в Дальневосточное таможенное управление с просьбой отменить 100-процентный досмотр транзитных грузов и получили положительный ответ. Этот пример внушает определенный оптимизм.
Автор: Юрий БОДУХИН, "Владивосток"