Этот загадочный Тибет

Тибетцы уверены, что произошли от обезьян. Существует легенда, что бог Дерес, умеющий принимать любые обличья, однажды воплотился в обезьяну. Он сидел в пещере, раздумывая о своем житье-бытье, и вдруг понял, что для полного счастья ему не хватает женщины. Но женщин в то время еще не было, зато поблизости оказался горный дух женского пола. С ним и соединился Дерес, в результате чего на планете появились первые обезьяны. Они стали плодиться и размножаться. Впоследствии у тех, в ком сохранились божественные гены, стали укорачиваться хвосты. Когда они совсем пропали, обезьяны превратились в людей и стали жить по-человечески.

6 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №522 от 6 янв. 1999

Тибетцы уверены, что произошли от обезьян. Существует легенда, что бог Дерес, умеющий принимать любые обличья, однажды воплотился в обезьяну. Он сидел в пещере, раздумывая о своем житье-бытье, и вдруг понял, что для полного счастья ему не хватает женщины. Но женщин в то время еще не было, зато поблизости оказался горный дух женского пола. С ним и соединился Дерес, в результате чего на планете появились первые обезьяны. Они стали плодиться и размножаться. Впоследствии у тех, в ком сохранились божественные гены, стали укорачиваться хвосты. Когда они совсем пропали, обезьяны превратились в людей и стали жить по-человечески.

Эту историю в картинах любой турист может увидеть на стенах многих ламаистских храмов. Тибетцы убеждены, что Дарвин просто украл свою теорию эволюции из их религии. Во всяком случае за 2 тысячи лет до его рождения гипотеза превращения обезьяны в человека уже была проиллюстрирована.

Тибет - удивительная страна, полная загадок и необъяснимых явлений. Например, его горы находятся в постоянном движении. И за несколько лет некоторые пейзажи могут измениться до неузнаваемости. Тибетцы считают, что в свое время материк Му (более известный европейцам как страна Лемурия) врезался в Азию, отчего дно океана поднялось, образовав территорию современного Тибета. Потому его горы состоят из песка, который размывается дождями, осыпается, собирается на новом месте в новые горы. Оползни, сели, камнепады в Тибете происходят ежедневно. А вот землетрясения крайне редки. На дорогах постоянно дежурят ремонтные бригады, которые молотками (!) разбивают камни, грузят вручную их и отвозят в сторону.

Здесь можно увидеть, как прямо на глазах появляется трещина в горе, как она расширяется и углубляется, в нее со склона сыплются камни и песок, а через некоторое время огромная масса, бывшая горой несколько секунд назад, рушится, открывая глазам голубое небо. Через несколько лет на этом месте возникнет новая гора из камня и песка, за столетие она зарастет травой и кустарником, а потом вода вновь сотрет ее с лица земли.

Но не только горы переменчивы в Тибете. Государственное устройство также не совсем стабильно, хотя внешне все благопристойно - никаких восстаний и волнений. Существует мнение, что в Тибете остались “китайские болванчики”, которые следуют тому, на что указывает им Пекин. А настоящие ламаисты во главе с далай-ламой сбежали в Индию и там проповедуют истинное учение. Но тибетские ламы считают, что так думать могут только абсолютно ничего не понимающие в религии люди. Ламаизм - древняя стройная система, и если лидер находится за пределами страны, то это политика, но не религия.

Сорок лет изгнания далай-ламы не могут перечеркнуть тысячелетнюю историю Лхасы. Его портреты есть во всех храмах. И хотя их регулярно убирают китайские власти, они появляются вновь. В период “освоения” Тибета Китаем было уничтожено около 17 000 лам, и тем не менее сломить тибетских “желтых шапок” не удалось.

В Лхасе находится панчен-лама. Сегодня он слишком мал, чтобы принимать государственные решения. А предыдущий умер совсем недавно. Так как его смерть последовала сразу после конфликта с китайским правительством, тибетцы считают, что его отравили. Но это политика, разобраться в которой за несколько дней пребывания в Тибете невозможно.

Кстати, вопросы о том, какой Тибет “истиннее” - китайский или индийский, - чаще возникают у зарубежных последователей буддизма и ламаизма. Многие считают, что если далай-лама в Индии, то и учение сохранилось лишь там. Может быть. Зато в китайском Тибете все “самое-самое”.

Прежде всего это древнейшая Лхаса с таким же королевским дворцом. Это самый древний ламаистский храм - уникальная Поталла. Это вся история Тибета в лицах, картинах, статуях, храмах. Это непревзойденная по своей мощи тибетская медицина. И наконец, сами тибетцы - непонятный для нас, европейцев, народ с особым отношением к жизни, считающий счастьем вовсе не то, что ценится нами...

Сегодня китайский Тибет - закрытая территория. Попасть в него можно только при наличии визы, которая выдается по именному заявлению и рассматривается правительством Китая. В основном туристов ограничивают посещением Лхасы и ее окрестностей. Нам повезло: мы побывали там, где до нас не ступала нога не только русского человека, но и вообще иностранца.

Посещение племени, практикующего магию бон-по, - одно из самых незабываемых впечатлений. Правда, магии в нашем понятии в Тибете не существует, но есть люди, хранящие некоторые традиции. Например, они могут убить понравившегося человека. Для этого готовится специальный яд, от которого нет противоядия. Его действие может наступить через минуту, а может - через год. Оригинальна процедура отравления. Обычно старый человек берет крошку высохшего яда под ноготь и, подавая гостю питье, незаметно роняет ее в напиток. Согласно поверью, когда человек умирает, его дух входит в тело этого старца, а после его смерти навсегда поселяется в доме тибетцев.

Бон-по - самая древняя магическая вера. Но истинных адептов бон-по практически не осталось даже в Тибете. Тех, кто действительно мог считаться магом, в 1920-44 годах вывезли в Германию. А их ученики, оставшись без наставников, не смогли развивать магическое искусство и постепенно опустились до уровня элементарных отравителей. И надо сказать, в изготовлении различных ядов они достигли совершенства.

Окна и двери тибетских домов обведены широкой черной полосой. Согласно поверью она охраняет жилище от злых сил. Возле каждого дома на шесте висит череп козла или яка. Этот тотемный знак также защищает дом и землю тибетцев. А в самих домах на стенах висят изображения охранных демонов. Они ужасного вида и европейцам кажутся даже отвратительными. Но тибетцы смеются: а как должен выглядеть охранник? Если он будет иметь благопристойный вид, кто же его испугается?

Понятия добра, зла, счастья здесь совершенно иные, чем у нас. Каждый житель этой древней земли с младенчества не расстается с “мельницей счастья” - небольшим металлическим стержнем с вращающимся наконечником. Где бы ни находился человек - на улице, в гостях, - он постоянно вращает в руке свою мельницу. Сколько накрутишь оборотов, столько тебе и будет радостей в жизни. Если она сломалась - дурной знак.

Философы по своей сути, тибетцы часто имеют лишь одну смену одежды, кусок хлеба к обеду и свой нехитрый угол. Но не чувствуют себя ущербными, и их глаза полны радости, а души - любви.

Свадьба в Тибете - очень красивое и экзотическое зрелище со множеством обязательных условностей и правил. В горах сохранился и странный в нашем понимании обычай, когда у нескольких братьев одна на всех жена. Но никакой групповой любви! Женщина сама выбирает, с кем проводить ночь. Иногда она на протяжении долгого времени отдает предпочтение только одному из братьев. Рождаемость в горах никем не контролируется, хотя по постановлению китайского правительства тибетской семье разрешено иметь не более двоих детей.

Очень своеобразно здесь провожают в последний путь умерших. Существует пять видов захоронений. Весьма распространенное в европейских странах захоронение в землю в Тибете практически не встречается. Так хоронят только преступников и изгоев. Тибетцы считают, что земля над телом препятствует дальнейшему пути души, и ее реинкарнация становится невозможной.

Более предпочтительна кремация - когда тело предают огню. Но это дорогой ритуал - в Тибете не так много горючих материалов. Для более бедных погребение чаще всего сводится к сбрасыванию тела в реку. И оно плывет по Брахмапутре в Индию.

Наиболее продвинутых в религиозном отношении святых тибетцев замуровывают в стены храмов, а внутри сооружают для них своеобразные гробницы.

Но наиболее распространено так называемое небесное захоронение. Труп выносится на высокую гору, где камнями дробятся мышечная масса и кости умершего, а затем в дело вступают грифы и орлы, которые растаскивают останки. Иностранцам не разрешается смотреть на подобное “захоронение”. Думаю, немногие могли бы выдержать такое зрелище. К тому же нормальному европейцу сложно понять смысл происходящего. Несмотря на то, что официальные власти стараются искоренить и запретить этот обычай, множество тибетцев уходит в последний путь именно таким образом.

Тибетцы задали миру еще одну загадку. Оказалось, что после смерти кости религиозных деятелей приобретают различные цветовые оттенки, в то время как у обычных людей они белые либо желтые. Уже несколько месяцев ученые из Японии пока безуспешно пытаются разгадать эту загадку. Кстати, цвет костей является своеобразным мерилом вклада в ламаизм умершего человека.

Тибетская медицина уважаема и почитаема всеми. Множество иностранцев едут в Тибет за здоровьем. И чаще всего находят его здесь.

Больница в Лхасе - совершенно традиционное в нашем представлении медицинское учреждение. Врачи в белых халатах, тибетские средства расфасованы в таблетки, специалисты назначают процедуры - все как в любой европейской клинике. Только результативность несравненно выше. Как известно, тибетская медицина достигла совершенства в излечении желудочных заболеваний, и этот недуг побеждается в Тибете очень быстро.

Сегодня не существует препятствий для поездок в Тибет на лечение. Хотя и в Пекине существует клиника тибетской медицины, где ведут прием приезжающие сюда из Лхасы специалисты. Но за классическим тибетским лечением нужно все-таки ехать непосредственно в Тибет.

Тибетские врачеватели не передают своих секретов специалистам других национальностей, более того - тщательно их скрывают. Мы разговаривали в Лхасе с личным врачом далай-ламы. И хотя, по словам целителя, они заинтересованы в распространении по миру тибетской медицины, считается, что в полной мере освоить лечение может только тибетец. Секреты врачевания передаются лишь по наследству или от учителя к ученику. И даже китайцы, давно имеющие институты изучения тибетской медицины, познали лишь ее основы, а освоить ее европейцам тем более нереально. В лучшем случае их лечение просто не принесет вреда.

Но, к сожалению, на волне всеобщего интереса “специалисты тибетской медицины” плодятся сегодня в огромных количествах, подрывая доверие к ней. Поэтому тибетские специалисты заинтересовались предложением открыть лечебницу во Владивостоке, куда будут приезжать на определенное время целители из Лхасы. Надеемся, этот проект скоро реализуется.

Автор: Александр РЕМПЕЛЬ, Лхаса - Владивосток