Азартные игры в “ЕЭС России”
Такое впечатление, что наши реформаторы уселись за игорный стол и азартно режутся в “очко” краплеными картами. На кон поставлены региональные энергосистемы и крупные федеральные электростанции. Задача - сорвать банк. А то, что тем самым обрекаются на муки сотни тысяч людей, что неизбежно в проигрыше останется вся Россия, - неважно.
Такое впечатление, что наши реформаторы уселись за игорный стол и азартно режутся в “очко” краплеными картами. На кон поставлены региональные энергосистемы и крупные федеральные электростанции. Задача - сорвать банк. А то, что тем самым обрекаются на муки сотни тысяч людей, что неизбежно в проигрыше останется вся Россия, - неважно.
Кто и зачем взрывает хрупкую стабильность в работе единой энергосистемы страны?Одни называют происходящее “реструктуризацией” энергетической отрасли, другие заверяют, что хотят только “оздоровить” ее финансы. Но никто в открытую не признает, что обвальные, начатые как по команде процедуры банкротства энергосистем являются очередным витком борьбы за передел собственности. Банкротства эти сомнительны уже потому, что проводятся они с крайней поспешностью. Проводятся по закону, в котором есть не случайная оговорка: документ не учитывает всех особенностей субъектов естественных монополий. Проводятся вопреки решению правительства РФ о принятии мер к прекращению процедур их банкротства (протокол заседания кабинета от 1 октября с. г.).
В Приморье первая попытка обанкротить АО “Дальэнерго” не удалась. Ей воспротивились прежде всего сами кредиторы, которые на собрании 30 октября, несмотря на страшный нажим, в том числе и со стороны доверенных представителей РАО “ЕЭС России” (?!), просто отказались голосовать вопрос о несостоятельности акционерного энергетического общества. Они решили перенести свое собрание на 1 декабря. Но по мере приближения этой даты давление на руководство “Дальэнерго”, его кредиторов не только не снизилось, а возросло.
Во Владивостоке с кратким деловым визитом 5-6 ноября побывал первый заместитель председателя правления РАО “ЕЭС России” Андрей Раппопорт. А все его “дело” состояло в том, чтобы заявить и обосновать парадоксальный тезис: “Банкротства “Дальэнерго” мы не допустим, но внешнее управление введем” (причем обязательно во главе с управляющим, которого избрало и руководство РАО - Александром Канчиным). Но ведь любому человеку, прочитавшему закон о несостоятельности, ясно, что внешнее управление - это и есть начало банкротства.
Что же стоит за этим, даже внешне не очень пристойным (о скандальном первом собрании кредиторов “Дальэнерго” широко сообщали и общероссийские, и приморские СМИ) спектаклем? Кто-то наивно может посчитать, что речь идет лишь о смене руководителя краевой энергосистемы. Но для этого вовсе не нужны столь сложные ходы и интриги. Имея в своих руках около 70 процентов голосующих акций дочернего предприятия, правление РАО “ЕЭС России” может отстранить от должности и гендиректора, и его заместителей в течение пяти минут. Однако проталкивается именно внешнее управление, именно внешний арбитражный управляющий - почему? Ответ прост: в отличие от “внутреннего” внешний директор не подконтролен ни совету директоров, ни собранию акционеров, ни самому РАО “ЕЭС России”. Последнее особенно важно. Андрей Натанович Раппопорт явно лукавил, когда во Владивостоке заявил, что руководство РАО не “выпустит из рук процедуру банкротства”. С вводом внешнего управления эти руководящие руки укорачиваются по закону. И именно это необходимо РАО, чтобы вовремя их умыть, открестившись от сомнительных (с точки зрения здравого смысла) решений внешнего управляющего.
То есть совершенно ясно, что внешний арбитражный управляющий - марионетка в руках РАО. Канчин сам на собрании кредиторов признал, что является доверенным лицом руководителей “ЕЭС” (только на этом основании госарбитраж должен был отклонить кандидатуру А. Канчина, т. к. внешний управляющий по закону не может представлять интересы одного из кредиторов!). Понятно также, что он будет неукоснительно исполнять указания Анатолия Чубайса и отдельных его заместителей. Но сохранит при этом видимость самостоятельных действий. Чтобы и тень его “личных” ошибок и промахов не легла на уважаемых реформаторов. Вот в этом суть и корень интриги, разыгрываемой сегодня на глазах всей России под условным названием “банкротство АО “Дальэнерго”.
Все дело в том, что радикал-реформаторам до сего дня никак не удавалось подступиться к единой энергосистеме России. И вот найден изумительный по своей простоте ход: ускоренное банкротство субъектов естественных монополий, которые, несмотря ни на что, живут и действуют и, конечно же, никакими банкротами не являются. Они - лишь жертвы искусственно созданных неплатежей.
И еще они - становой хребет экономики России. А его надо надломить. Ведь что любопытно. Предпринимаются попытки обанкротить самые “лакомые” системы - “Янтарьэнерго” (Калининградская область), “Кузбассэнерго”, “Псковэнерго”, “Ростовэнерго” и др., большое количество не самых плохих станций. Этот ход сродни печально знаменитой “ваучерной приватизации”. Вершилась она под фанфары, а слезы лить мы стали сейчас.
Дальше сценарий прост. Внешний управляющий, руководствуясь высшими экономическими интересами, ликвидирует, например, “лишнюю” и нерентабельную в условиях Приморья Партизанскую ГРЭС. Переводит в режим котельной Артемовскую ТЭЦ и выставляет на улицу квалифицированный персонал, за сохранение которого так упорно приморцы боролись все эти трудные годы. Он выводит из подчинения “Дальэнерго” Владивостокскую ТЭЦ-2, потому что она “лучше” будет смотреться как субъект муниципального “Владэнерго”. Станция станет самостийной городской кочегаркой и напрочь забудет о существовании когда-то единой энергосистемы. И т. д., и т. п. Распад звеньев единой цепи неизбежно приведет уже не к кризису неплатежей, с которым на удивление всему миру Россия еще справляется, а к настоящему энергетическому кризису и хаосу в экономике.
Конечно, этот сценарий - гипотеза. Но косвенные доказательства ее вероятности уже налицо. Иначе зачем бы на заседании правления РАО “ЕЭС России” 21 октября записывать в протокол такой пункт: “Члену правления Завадникову В. Г. рассмотреть состояние дел по банкротству АО-энерго и АО-электростанций и представить правлению на утверждение конкретный план действий по предотвращению банкротства, организовав соответствующие переговоры с кредиторами, а также организовать работу в правительстве Российской Федерации и Государственной думе по прохождению федерального закона “Об особенностях применения закона о банкротстве для субъектов топливно-энергетического комплекса”? Ведь буквально в те же дни, когда писались эти замечательные строки, член правления Завадников В. Г. направил в “Дальэнерго” на собрание кредиторов своих эмиссаров, которые требовали обанкротить АО-энерго, приложили сверхусилия, чтобы отстранить от временного арбитражного управления человека, заявившего, что о банкротстве краевой энергосистемы не может быть и речи. Всему этому есть десятки свидетелей. Точно так же известно, что вполне серьезно, но пока исподволь, готовятся решения о закрытии Партизанской ГРЭС, создании “Владэнерго” и консервации электроэнергетического оборудования Артемовской ТЭЦ...
Я кредитор АО “Дальэнерго”. Еще в мае организовал поставку нескольких тысяч тонн топочного мазута и до сих пор не получил за него расчет. Поверьте, мне это очень не нравится. Но еще больше не нравится мне, когда и меня, и сотни других кредиторов втягивают в дурно пахнущую интригу. Напор и спешка “завадниковских ребят”, известных в Приморье еще и под именем “чикагцы” из Находки (по сообщениям СМИ, все они так или иначе причастны к уголовному делу о пропаже миллионов рублей в СЭЗ “Находка”), на первом собрании кредиторов “Дальэнерго” не прошли.
Поэтому произошла смена тактики. На свет божий вытащили фиговый листок “финансового оздоровления” АО “Дальэнерго”. Но стратегическая задача осталась прежней: разорвать единую энергосистему. Попутно, возможно, еще и наварить личный капиталец. Реформаторы из РАО “ЕЭС России” ведут азартную игру. И на кону у них не только энергетика, а судьба самой России.
P. S. Автор нарисовал неприглядную картину, оговаривая, что изложенное лишь гипотеза. Однако известные общественности факты свидетельствуют о том, что гипотеза не беспочвенна. Так, например, очевидно, что РАО “ЕЭС России” ни в коем случае не желало допустить подписания кредиторами мирового соглашения с “Дальэнерго” - об этом письмо заместителя председателя правления РАО Валентина Завадникова, направленное генеральному директору “ЛуТЭКа” Вальтеру Козлову. Приводим его полностью:
“Вальтер Викторович, 30 октября 1998 года вопреки направленному поручению вы самостоятельно голосовали на собрании кредиторов ОАО “Дальэнерго”. Более того, вы нарушили требование представителя РАО “ЕЭС России” Дильтаева С. Х.: выступили на собрании кредиторов против введения внешнего управления и проголосовали за перенос даты собрания.
Прошу вас не позднее 13 ноября 1998 года представить свои объяснения по поводу неисполнения указаний РАО “ЕЭС России”.
Симпатия же Завадникова к Александру Канчину, желание видеть именно его на должности внешнего управляющего скорее всего вызваны следующим обстоятельством. И сам Завадников, и его доверенное лицо Дильтаев, и Канчин - “птенцы одного находкинского гнезда”. Друг с другом они тесно связаны еще по совместной деятельности в административном комитете СЭЗ “Находка”. Плоды их труда - налицо. Пора приниматься за новое дело?
Автор: Владимир КОНДРУС, кредитор АО "Дальэнерго"