Завод “Звезда” - моя судьба
Мы сейчас - как те солдаты-пехотинцы, что сжались в своих окопчиках под огнем неприятеля, оказавшись без поддержки собственной авиации и артиллерии. То там, то тут не знающему пощады противнику удается скосить кого-то из нас - кто будет следующим?
Мы сейчас - как те солдаты-пехотинцы, что сжались в своих окопчиках под огнем неприятеля, оказавшись без поддержки собственной авиации и артиллерии. То там, то тут не знающему пощады противнику удается скосить кого-то из нас - кто будет следующим?
Но стоит плечи распрямитьВерю, подобно советскому солдату, выстоявшему полвека назад в тяжелейшей из войн и познавшему вкус победы, мы выдержим выпавшие на нашу долю испытания. Но что отличает нас от того солдата, так это то, что мы умеем не крушить, а строить. Мы - это завод “Звезда”, который не сдается, продолжая существовать и работать...
Подрагивает под ногами палуба впервые рвущегося в залив Петра Великого корабля - построенного твоими руками. Его скорость на первом выходе кажется очень большой - так стремительно остаются за левым бортом изумрудные сопки Подъяпольского. В мощи этого сооружения, впитавшего в себя энергию многих сотен создавших его людей, чувствуются непреклонная воля и стремление добиться своего - вырваться на океанский простор...
А когда он, успешно выдержав ходовые испытания, идет обратно, на небе уже горят вечные маяки - звезды, такие огромные и близкие, и понимаешь ты, что, невзирая на всю окружающую нас суету будней, этот мир все же прекрасен и, право, стоит в нем жить, оставить здесь хоть и небольшой, но свой собственный след.
Корабли, корабли...На протяжении всей истории человеческой цивилизации судостроение было и остается одной из сложнейших и насущнейших областей применения энергии и разума бесчисленных поколений людей. Мореплавание всегда было страстью человека, стремившегося познать мир, планету, на которой он живет. Благодаря ему оказались связанными друг с другом не только отдельные страны и народы, но и целые континенты, культуры и цивилизации.
С развитием судостроения совершенствовалось, обретая новые возможности, судоходство, благодаря чему ширилась и развивалась торговля, а непременным признаком сильного и развитого государства становился мощный военный флот. Это были передовые явления в поступательном движении нашей цивилизации, очень способствовавшие ее прогрессу и динамике развития.
Вспомним, что и сама Россия своим возвышением на рубеже XVI-XVII веков во многом обязана появлению современного и грозного военного флота, созданного благодаря мудрости и настойчивости Петра I - истового радетеля государства российского.
Если взять не столь далекую историю - годы после Второй мировой, особенно период так называемой “холодной войны”, то тогда орудием сдерживания был громадный ядерный подводный флот, корабли которого несли боевое дежурство и оказывались тем фактором, что противодействовал вспыхиванию нового мирового конфликта...
Вне зависимости от типа корабля, будь то АПЛ, танкер, сухогруз, “пассажир” или “рыбак”, строится он долго и сложно, и вложенные в него деньги окупаются не сразу. Поэтому во многих странах, заинтересованных в развитии морского флота за счет собственного судостроения, оно не облагается налогом, а госбюджет пополняется уже с эксплуатации судов, приносящей ощутимую прибыль. Из этого видно, какое значение придается в мире делу, коим призваны заниматься корабелы.
Время действоватьВ Приморском крае нет кораблестроительного завода, способного производить крупные океанские суда. Судостроение Приморья (не путать с судоремонтом!), бывшее и раньше лишь на зачаточном уровне, сегодня и вовсе терпит крах. И это притом, что резко сократился рыбодобывающий флот, из-за чего на народный стол попадает во много крат меньше рыбы, чем можно и должно.
Отсутствие в Приморье собственной судостроительной промышленности способно нанести краю в будущем громадный урон. Это не преувеличение, если учесть, что наш великий сосед - Китай не дремлет и уже сегодня создает около 5 процентов ежегодного прироста мирового тоннажа судов. Да еще и намерен в ближайшие десятилетия утроить этот показатель.
С точки зрения налаживания судостроения, завод “Звезда” - самый перспективный в Приморье: имеет значительные требуемые производственные мощности и опыт масштабных строительных работ самого различного профиля. Приобретен этот опыт в процессе проводившейся на заводе модернизации АПЛ, когда на одном из проектов пришлось полностью менять легкие корпуса нескольких лодок. Эта операция проводилась секционным способом и представляла собой типичную судостроительную работу. Что же касается монтажных и настроечных работ, то при всем их многообразии у нас нет в этом деле “белых пятен”.
При всем этом наш завод обладает еще одним неоспоримым преимуществом: возможностью значительно увеличить свои площади и нарастить мощность при необходимости расширения производства. Прибавьте к этому наличие требуемых транспортных артерий и, наконец, выгодное географическое положение завода, разместившегося вблизи основных центров Приморского края.
Горячие головы предлагают построить в Приморье новый судостроительный завод. Но его возникновение на новом месте будет сопряжено с созданием объектов собственной инфраструктуры, по сути дела - нового города для тех, кто будет работать на предприятии. Практика показывает, что на это уйдет лет 20-25.
Другой вариант - вклинивание такого завода в уже живую городскую застройку - также выдвигает массу вопросов: как это сделать с наименьшими неудобствами для продолжающего жить своей жизнью города и сколько на это потребуется времени? О затратной стороне обоих этих вариантов и говорить не приходится.
А превращение в полноценный, современный судостроительный завод нашей “Звезды” позволит избежать возникновения таких проблем.
В Приморье есть уже немало заводов, которые остановились или вот-вот станут. И нет в мирное время зрелища страшнее, чем мертвый - заброшенный и покинутый - завод. Даже развалины военных лихолетий не способны внушить такую безысходность, как заводские останки, появившиеся без помощи бомб и снарядов. Это - ярчайшая иллюстрация трагедии, что случилась с нашим народом.
Любой цех, простоявший хотя бы месяц, разворовывается - первым делом уходят в никуда наиболее ценные детали и узлы уникального оборудования, которые потом не найдешь нигде, ни за какие коврижки, поскольку они уже не производятся.
И так как вырывается все это обычно по-варварски, то приходит на ум, что легче построить что-то новое, чем восстановить разрушенное. И по-волчьи впивается в горло тоска, когда видишь картину такой “мирной” разрухи.
(Продолжение следует.)
Автор: Борис ВАСИЛЮК, старший строитель ДВЗ “Звезда”, специально для “В”, Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), “Владивосток”