Реорганизации ТГТРК мешают слухи и доносы

Неоднозначное отношение российской общественности к созданию в соответствии с указом президента России на базе ВГТРК гигантского холдинга, включающего и Тихоокеанскую телерадиокомпанию “Владивосток”, в Приморье было дополнено конфликтом вокруг изменений в руководстве ТГТРК – с середины сентября реорганизацию компании вместо Бориса Максименко проводит Валерий Бакшин. Сегодня – его рассказ о ситуации в ТГТРК.

13 нояб. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №494 от 13 нояб. 1998

Неоднозначное отношение российской общественности к созданию в соответствии с указом президента России на базе ВГТРК гигантского холдинга, включающего и Тихоокеанскую телерадиокомпанию “Владивосток”, в Приморье было дополнено конфликтом вокруг изменений в руководстве ТГТРК – с середины сентября реорганизацию компании вместо Бориса Максименко проводит Валерий Бакшин. Сегодня – его рассказ о ситуации в ТГТРК.

- К сожалению, реорганизация ТГТРК затягивается, и это связано прежде всего с серьезностью проблем, с которыми столкнулось руководство Всероссийской телерадиокомпании при реализации указа президента от 8 мая и постановления правительства от 27 июля. Судя по всему, основные усилия сейчас прилагаются к экономическому обеспечению нормальной деятельности филиалов ВГТРК – передающих центров, где очень тяжело и с подготовкой к зиме, и с заработной платой. В дочерних предприятиях ВГТРК, к которым относится и ТГТРК, экономическая ситуация лучше, по крайней мере заработную плату выдают почти в срок. Но и здесь реорганизация вступает в завершающую стадию – недавно все дочерние предприятия получили указание не позднее 6 ноября сдать документы на регистрацию.

- Вы уже полтора месяца работаете в ТГТРК. Какое ваше впечатление о компании? Не разочаровались ли в решении поменять работу?

- Наоборот, почувствовал настоящий интерес к тому делу, что мне поручено руководством ВГТРК. А впечатление о компании двойственное: с одной стороны, сложный коллектив с хорошим между тем творческим потенциалом, с другой – устаревшая техника, которая не позволяет даже ищущим журналистам работать по-новому, но зато требует большого обслуживающего персонала. Дело в том, что в последние годы ТГТРК практически не получала средств на развитие – только на зарплату (она, кстати, у сотрудников компании просто смешная. Для примера: оклад генерального директора был 604 рубля 20 копеек). Деньги на развитие надо было зарабатывать, однако в компании даже не было собственной рекламной службы – недавняя проверка КРУ показала, сколько было потеряно средств только на рекламе. Зато в помещениях ТГТРК обнаружились и магазин, и сауна…

- В некоторых СМИ предрекаются большие кадровые перестановки в ТГТРК.

- Вы, видимо, имеете в виду ту ложь, что распространяет о ТГТРК газета “Арсеньевские вести”. Если верить этой газете, то, к примеру, передача “Доброе утро, Владивосток” выходила в эфир по пятницам, а “Популярное время” – по понедельникам. “Арсеньевские вести” уже сообщали об увольнении, а затем отстранении Александра Брюханова, о закрытии передачи “Популярное время” и “частной” радиостанции “Радио-810”. Между тем Александр Брюханов работает в прежней должности главного редактора (сейчас он в ежегодном отпуске), передача “Популярное время” регулярно выходит в эфир, работает и “Радио-810”, хотя по нему и есть очень серьезные проблемы.

- С чем они связаны?

- Не знаю, по каким причинам, но “Радио-810” выходило в эфир без лицензии. Документы для получения лицензии даже не подавались в региональную комиссию по вещанию – сужу об этом хотя бы по тому, что оригинал прежней лицензии на частоту 810 до недавнего времени находился в ЗАО “Владивосток-новости”, а без оригинала лицензии документы на лицензию не принимаются. Сейчас мы обратились в ФСТР с просьбой разрешить вещание до регистрации нового предприятия и оформления новых документов для получения лицензии. Повторяю: мне трудно судить, почему не были своевременно оформлены документы по “Радио-810”. Сотрудники компании утверждают, что документы готовились и находятся якобы в сейфе у прежнего руководителя ТГТРК.

- Кстати, где сейчас Борис Максименко?

- У него был инфаркт, он около месяца лечился в городской больнице, а сейчас находится в санатории “Амурский залив”.

- Депутат Госдумы Светлана Орлова заявила в прямом эфире приморского радио, что Максименко был уволен незаконно.

- Госпожа Орлова много чего наговорила, даже не выяснив ситуации с увольнением Максименко. К примеру, она заявила, что он был уволен во время отпуска. Между тем приказом ФСТР Борис Максименко был уволен после окончания отпуска – с 5 октября. И сейчас, кстати, он числится в штате компании, так как находится на больничном. К сожалению, некоторые политики делают громкие заявления о ситуации в ТГТРК, даже не попытавшись вникнуть в ситуацию, ознакомиться с документами. Орлова хоть встретилась со мной (по моей же просьбе), и у нас состоялся достаточно откровенный разговор, другие же предпочитают тактику доносов. Но ведь все тайное рано или поздно, но становится явным. Живем-то мы не в 37-м…

- У вас есть конкретные примеры?

- К сожалению. Вот цитаты из письма председателя думы Приморского края Сергея Дудника и полномочного представителя президента России в Приморском крае Виктора Кондратова на бланке члена Совета федерации, направленного 27 октября руководителю Федеральной службы по телевидению и радиовещанию Михаилу Сеславинскому: “Новый руководитель ТГТРК “Владивосток”, подчиняясь воле губернатора края, начал осуществлять в компании кадровую политику по созданию неприемлемых условий для творческой работы тех журналистов, которые стремятся к объективной подаче материалов. С эфира снимаются передачи, где хоть каким-нибудь образом освещаются проблемы города Владивостока и рассказывается о мероприятиях мэрии. Перспективной же задачей реорганизации новый руководитель считает, и об этом прямо говорят в краевой администрации, перевод вещания компании с 5-го на 6-й частотный канал… Если учесть, что новое руководство компании намерено жестко следовать указаниям главного краевого начальника, то и информация, подаваемая на край, будет соответствующей. Информация о деятельности президента и правительства при этом будет подаваться так, как возжелает губернатор… Ни о какой государственности в подготовке и выпуске в эфир материалов государственного унитарного предприятия ВГТРК в этом случае и речи быть не может”. Создается впечатление, что “фактуру” для этого письма господа Дудник и Кондратов взяли из упомянутой уже газеты “Арсеньевские вести”. И этот, скажем так, донос был отправлен в ФСТР по причине якобы “тревоги за судьбу сохранения свободы получения объективной и честной информации”.

- Откуда вы узнали об этом письме Дудника и Кондратова?

- Такой же вопрос мне задал и один из помощников генерала Кондратова. Повторяю: к счастью, мы живем не в условиях 37-го года. И действующее российское законодательство позволяет человеку знакомиться со всеми документами, которые касаются лично его, в том числе и с доносами. Если же говорить об этом письме, то руководитель ФСТР попросил меня дать письменные пояснения по тем обвинениям, что были высказаны в мой адрес. Я сообщил в ФСТР, что никаких “неприемлемых условий” для некоторых журналистов не существует, более того, я стремлюсь работать со всеми журналистами компании независимо от их политических симпатий, в том числе и с депутатом краевой думы Александром Брюхановым. Другое дело, что я пресекаю попытки отдельных журналистов использовать государственное телевидение и радио в своих политических целях.

- Что вы имеете в виду?

- Приведу лишь два примера. Мне пришлось потребовать от директора радио Климова объяснительную по факту предоставления 40 минут прямого эфира в передаче “Популярное время” Черепкову и группе кандидатов в депутаты городской думы Владивостока от блока “Единый город” за достаточно символическую сумму – 6 тысяч рублей. Другим кандидатам эфирное время продавалось совсем по другим расценкам. Второй пример. Мне пришлось снять с эфира повтор все той же передачи “Популярное время” с депутатом Государственной думы Светланой Орловой. В соответствии с законодательством депутаты Госдумы имеют право выступать в государственных региональных СМИ один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу. Госпожа Орлова в течение недели выступила и по приморскому телевидению, и дважды по радио. И хотя закон требует равного предоставления эфирного времени депутатам Госдумы, Светлана Орлова была на приморском радио явно в привилегированном положении.

Что же касается перестановки 5-го и 6-го телевизионных каналов, то такой вариант обсуждался. В нем есть определенные положительные моменты для ТГТРК, но больше всего в перестановке заинтересована компания “Общественное телевидение Приморья”. После изучения всех аспектов этого вопроса я заявил о своем отрицательном отношении к перестановке каналов.

- Вы встречались с авторами письма в ФСТР?

- С момента назначения генеральным директором ТГТРК у меня не было ни одной встречи с Дудником и Кондратовым, ни они сами, ни их помощники ко мне не обращались. 5 ноября по моей инициативе состоялся телефонный разговор с председателем краевой думы Сергеем Дудником, в ходе которого я заявил ему, что в связи с тем, что в его письме содержатся сведения, не соответствующие действительности, затрагивающие мою деловую репутацию, я в соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса РФ намерен обратиться в суд.

10 ноября по моей просьбе состоялся двухчасовой разговор с Виктором Кондратовым, и я подробно рассказал представителю президента о ситуации в компании, о своих действиях на посту генерального директора ТГТРК. Думаю, если бы такая встреча состоялась раньше, то не было бы его подписи под письмом члена Совета федерации Дудника.

К сожалению, вокруг нашей компании распускается немало слухов и сплетен, в том числе и самими сотрудниками ТГТРК. Вот, к примеру, директор радио Георгий Климов в интервью газете “Арсеньевские вести” утверждает, что я намерен сократить 130 человек. Спрашиваю Климова: откуда это и почему именно 130? Объяснить не может. Но ведь и сам Климов в определенной мере виноват в том, что компания недостаточно активно готовилась к реорганизации. О ситуации с “Радио-810” я уже сказал, но ведь практически ничего не было сделано ни по отработке нового штатного расписания, ни по переходу на новую сетку вещания. Для сведения: в штате радиостанции “ВВС”, которая два года назад работала на частоте 810, было 18 человек, в штате приморского радио при меньшем объеме вещания – 91 человек. Как это понять?

А как понять письмо группы депутатов краевой думы председателю правительства Примакову, вице-премьеру Матвиенко и руководителю администрации президента Юмашеву? В этом письме утверждается, что с моим назначением дума Приморского края практически лишилась эфирного времени. Под письмом стоит подпись и депутата Журавского. Неужели г-н Журавский забыл, что совсем недавно, 12 октября, он со своими коллегами Уманцом, Сидоренко и Сопчуком участвовал в прямом телеэфире в передаче “Думаем вместе”? Можно привести и другой факт: с 24 сентября губернатор Приморского края Евгений Наздратенко выступал в прямом эфире приморского радио 29 минут, председатель думы Приморского края Сергей Дудник – 107 минут, а мэр Владивостока Виктор Черепков – 83 минуты. Меня же депутаты обвиняют в том, что с эфира снимаются передачи о проблемах Владивостока.

- Как вы оцениваете такие обвинения?

- Я уже сказал, какие времена все это напоминает. Просто некоторые политические деятели потеряли возможность диктовать ТГТРК свои политические условия, а действовать в рамках российских законов они не привыкли. Поэтому на вооружение взята тактика распространения всевозможных слухов, обвинений – в надежде, видимо, что никаких проверок не будет, а грязь прилипнет. И хотя подобные письма и слухи мешают работать, отвлекают от главного, меня радует настрой большинства журналистов компании. Они думают о будущем, готовятся работать в новом качестве – а это главное.

Автор: Отдел новостей "В"