«С мужиками путешествовать неинтересно…»

Русских красавиц грузины обещали… убить, если девушки не станут с ними знакомиться

9 март 2022 Электронная версия газеты "Владивосток" №4892 (6597) от 9 март 2022

В предыдущих номерах «В» – начиная с 27 октября 2021 года – мы планомерно, из номера в номер, иногда с перерывами, рассказывали о путешествиях жителей Приморского края по просторам Советского Союза на мотоциклах и автомобилях.

Почти все они, за редким исключением, были членами Приморского краевого клуба автомототуристов под председательством Юрия Прокопьевича Гриванова, пропагандиста и популяризатора этого вида спорта, инженера-механика по судовым силовым установкам с дипломом Дальневосточного политехнического института (ДВПИ), известного в Приморье мотопутешественника. Уже вышло 13 номеров «В» с историями «пилигримов на колесах» в хронологическом порядке, с 1960-го по 1982 год. 

Сегодня в честь Международного женского дня, который отмечали накануне (до сих пор голова болит), мы нарушаем эту цепочку и возвращаемся на полвека назад – в 1972 год, когда 20-летняя студентка ДВПИ Елена Гошталик отправилась в путешествие по Средней Азии в составе команды мототуристов своего вуза. Вместе с ней поехала Тамара Щербакова (Пшеничная). Ей тогда было 22 года. 

Финишировали с опозданием. Но приз взяли 

Руководителем этого пробега был Валерий Георгиевич Крец – 50 лет назад просто Валера, студент ДВПИ и руководитель мотосекции вузовского клуба автомототуризма «Политехник». Валерий Георгиевич живет и работает во Владивостоке. С его подачи мы узнали подробности этой истории и отыскали некоторых ее персонажей.

В 1970 году Крец возглавил клуб «Политехник», после того как Юрия Гриванова, руководившего этой общественной организацией, избрали председателем Приморского краевого клуба автомототуристов при Краевом совете по туризму и экскурсиям. Чуть позже на базе «Политехника» был зарегистрирован городской клуб автомототуристов. Его руководителем назначили Валерия Креца, студента вечернего факультета судовых силовых установок. Он около 10 лет стоял у руля городского клуба автомототуристов. И, по словам Валерия Георгиевича, все было здорово и прекрасно. 

Вспоминает Валерий Крец, февраль 2022 года:

– В те времена в ДВПИ были популярны технические виды спорта: мотобол (это когда мотоциклисты гоняют мяч, как футболисты), мотокросс и мототуризм. Мы совершали пробеги по всему Приморью, пропагандировали учебу в ДВПИ среди молодежи, рассказывали о своих будущих профессиях. Попутно посещали памятные исторические места боевого прошлого края. Каждый год в живописных местах проводили слеты и походы мототуристов, посвященные памяти мотопутешественника Юрия Горобинского, погибшего под Спасском-Дальним в 1969 году. (Об этой трагедии мы уже рассказывали. См. номер «В» за 27 октября 2021 года, публикация «Нам надо было только вперед».) В 1972 году было принято решение организовать Всесоюзное автомоторалли «Дружба народов» с произвольным стартом и произвольными маршрутами, но с непременным финишем во Владивостоке 8 августа 1972 года на берегу живописной бухты Шамора. 

В ралли «Дружба народов» участвовала команда мототуристов ДВПИ на мотоциклах «Иж-Планета», «Иж-Планета-2» и «MZ-250» производства ФРГ. В составе группы были: Валерий Крец – командир пробега, Тамара Щербакова – повар, Владимир Литвинов – комиссар, Надежда Литвинова – доктор, Василий Боровик – завхоз, Елена Гошталик – публицист. Девушки ехали вторыми номерами. Команда решила прокатиться по Средней Азии с учетом мест проживания предков Валерия Креца. В этом же пробеге участвовала еще одна группа мототуристов из Владивостока, возглавляемая Михаилом Александровым, 27-летним лейтенантом милиции. (Об их участии во Всесоюзном ралли «Дружба народов» читайте в номере «В» за 24 ноября 2021 года, публикация «Когда бездорожье в радость»). 

Вспоминает Валерий Крец, февраль 2022 года:

– От Владивостока до Хабаровска доехали своим ходом. Далее на пассажирском поезде добрались до Новосибирска. Мы – в купе, мотоциклы – в багажном вагоне. В Новосибирске активировались и поехали по Средней Азии. Почти всю дорогу Алтайский край нас сопровождал грозами и дождями. А там земля – сплошной раскисший чернозем. Ехать невозможно. Это был кошмар! Мой немецкий мотоцикл «MZ-250» был лучше и мощнее, чем у моих товарищей. Поэтому у меня с техникой не было проблем. А у отечественных мотоциклов поломок было много. Перед Алтайским краем у Васи Боровика заклинил коленвал на его «Иж-Планете». А с ним ехала Елена Гошталик. И я их тащил на буксире до Барнаула, чтобы купить на барахолке коленвал, хотя бы бэушный, но целый. Купили, заменили и кое-как доехали до моего родного города Аягоза, где я родился и вырос. Это Восточно-Казахстанская область Казахстана. Там мы пять дней отдыхали и ремонтировали мотоциклы. Чаще всего ночевали у речки, кемпинги я не приветствовал. Я планировал маршрут за год до пробега. Поэтому для меня все его составляющие были определены – от Новосибирска до города Ош в Киргизской ССР. Это была финишная точка в Средней Азии.

На протяжении всего маршрута по Алтайскому краю и Средней Азии местные жители приветствовали путешественников, как близких родственников. Кормили, поили, давали бензин, в городах салютовали пионеры, комсомольцы устраивали импровизированные митинги в честь дружбы между народами Советского Союза. Наверное, так жители Новой Гвинеи встречали команду русского этнографа и путешественника Миклухо-Маклая. Аборигены не верили, что Валерий Крец с друзьями доехали из Владивостока до их глубинки.

– К финишу ралли «Дружба народов» пришло 13 команд со всей Страны Советов. Мы прошли по Казахстану 6782 километра. И финишировали с опозданием на 1 час 15 минут. Но призовое место все-таки заняли. В клубе «Политехник» было несколько девушек, увлеченных мототуризмом. Одна из них – Елена Гошталик. После пробега по Средней Азии она в наших путешествиях больше не участвовала. У нее появился собственный мотоцикл «Ява» 350-й модели. Она на нем каталась по стране вместе с Тамарой Щербаковой. Елена увлекалась мотокроссом и мототуризмом. Впоследствии ей присвоят звание мастера спорта СССР по мототуризму, – рассказал Валерий Георгиевич Крец.

В Прибалтике никто не говорил: «Пошли вон!»

Елена Гошталик и Тамара Щербакова жили во Владивостоке почти по соседству, одна – в районе остановки общественного транспорта «Гайдамак», другая – в частном секторе на улице Карла Либкнехта (это район остановки «Авангард»). Сегодня, 50 лет спустя, Тамара Владимировна говорит, что после поездки по Средней Азии ее подруга заболела мотопутешествиями. А она ездила с ней за компанию. 

Вспоминает Тамара Владимировна Пшеничная (Щербакова), живет в городе Артеме, март 2022 года: 

– Когда мы ездили группой в Среднюю Азию с Валерием Крецом, мне понравилось, было весело и замечательно. На другой год решили с Леной прокатиться вдвоем по западной части страны и по Прибалтике. Потому что с мужиками путешествовать неинтересно: они то пьют, то гуляют. Сначала сказали, что поедем до Самарканда и Бухары. Но доехали до Ташкента и поехали обратно. Поэтому мы решили ездить вдвоем, в свое удовольствие. 

Дефицитный чехословацкий мотоцикл «Ява» 350-й модели Елене купили в подарок, когда она еще училась в ДВПИ на факультете гидроакустики. Часть денег дали родители, ее отец работал в Дальневосточном пароходстве старшим механиком на судах загранзаплыва. Остальную часть добавила родная сестра, которая жила с мужем в Ленинграде и училась в аспирантуре. Двухколесный подарок отправили во Владивосток самолетом.

В 1973 году девушки отправились покорять дороги Прибалтики и западной части Советского Союза. На самолете долетели до Москвы, предварительно отправив мотоцикл поездом из Владивостока до столицы. В Москве с выгрузкой двухколесной техники им помогли парни из городского мотоклуба. Из Москвы стартовали в Ленинград, затем рванули в Прибалтику, в Западную Украину, доехали до Ужгорода, Львова, проехали Молдавию и вышли на Одессу. Из Одессы направились в Харьков. В те годы между Харьковом и Владивостоком ходил пассажирский поезд. Сегодня в это трудно поверить. В багажном вагоне отправили «Яву» домой. А сами на другом поезде вернулись в Москву. Оттуда – во Владивосток на самолете. 

– Мы доехали до самой западной границы СССР, до реки Тисы. Мы видели Румынию. Ездили за свой счет во время отпуска. Тогда это было нестрашно. Абсолютно! Во времена Советского Союза это не было проблемой. Путешествовали по месяцу. В Прибалтике проехали три республики, в каждой гостили не меньше недели. И никто нам не говорил, что мы русские, поэтому пошли вон! Отпускных денег нам хватало. Тогда все было дешево, и бензин был дешевый. И еда была нормальная. Мы еще умудрялись покупать в Прибалтике что-нибудь из вещей. Потому что везде был дефицит, а там продавалось все! И вещи были хорошие. По России ехать – милое дело. Впечатления от поездки остались очень хорошие. Поэтому через год поехали на Кавказ. Но мы не писали отчеты после поездок, как это делали члены клуба автомототуристов. Мы катались в свое удовольствие. Сели и поехали. В крупных городах ночевали в кемпингах, где не было кемпингов, останавливались на турбазах. Брали с собой палатку, спальники. В Пятигорске и в Тбилиси на турбазе спали в палатке. Приезжали, устраивались и отдыхали в этом городе, сколько хотели, потом ехали дальше, – рассказала Тамара Владимировна.   

Русских женщин любят везде 

В 1975 году в Москве был Всероссийский слет автомототуристов, на котором Елена Гошталик с командой из Приморского клуба автомототуристов защищала честь родного края.

– Я прилетела к ней в Москву, и после слета мы решили прокатиться по братским республикам Северного Кавказа. В Москве познакомились с туристами из Грузии, которые, как и мы, путешествовали на мотоциклах. Мы с ними доехали до Воронежа, где у Лены жил друг Сергей (фамилию его забыла), он тоже занимался мотоспортом. Грузины поехали домой, а мы задержались у Сергея на три дня. Он покатал нас на машине по Воронежской области. Простившись с Сергеем, мы поехали на Кавказ. Из Орджоникидзе – это город в Северной Осетии – по Военно-Грузинской дороге доехали до Тбилиси. Мы заходили в Тбилиси через Северную Осетию. Ехать было очень страшно. Военно-Грузинская дорога узкая и вся в тоннелях. Внизу течет река Кура, а мы едем над ней. Ну ничего, проехали. Но обратно, до Сухуми и Батуми, ехали уже по другой дороге. И было не так страшно, – вспоминает Тамара Владимировна.

В Тбилиси путешественниц встречали мототуристы, с которыми они познакомились в Москве. Парни оказались очень гостеприимными. Показали девушкам столицу Грузии, ее пригород. Но после Тбилиси Елена и Тамара решили не ехать в Армению и Азербайджан. Их очень сильно напугали грузины. Они приставали к ним на каждом шагу. В парке, как только девушки присаживались на скамейку, тут же, как черти из табакерки, выскакивали задорные генацвали и начинали уговаривать их познакомиться. Елена и Тамара в отказ: 

– Чего вы к нам пристаете? У вас свои женщины есть. 

– Они страшные. А вы такие хорошенькие, такие красивенькие, беленькие и чистенькие, – отвечали озабоченные и агрессивно настроенные грузины. 

– У них все женщины в черных чулках, в черных нарядах и сами черные. Лена – симпатичная блондинка, я – русая. И одеты мы были в светлые платья. Для местных мужчин это как красная тряпка для быка. По улице нельзя было пройти. Только скажешь слово – мужики тут же пристают и не отлипают: «Ой, вы такие красивые! Давайте познакомимся». Ленка мне потом говорила: «Ты на улице рот не открывай!» Представляете, мы гуляем, а за нами едет машина, в ней четыре человека. Подъезжают, говорят: «Садитесь, мы вас покатаем». Мы заскочили в автобус, так они за нами ехали через весь город. Потом оскорбили бранными словами: «Хоть кричите, вас здесь никто не найдет и не услышит. Вы – русские, к вам никто не подойдет». В центре города угрожали убить, если мы не станем с ними общаться. Так и говорили: убьем, и никто не станет вас искать. Это что за отношение к молодым девушкам? Хотя к грузинам мы относились нормально. Я считаю, что из всех трех республик, куда мы планировали поехать, Грузия – самая нормальная страна. А если бы мы поехали в Азербайджан, то я не представляю, что бы там было. Да о чем говорить? В Ташкенте к нам приставали узбеки. Русских женщин любят везде. 

По словам Тамары Владимировны, путешествуя по Грузии, Елена боялась, что у нее могут быть проблемы с КГБ. Она уже тогда работала на полувоенном заводе, расположенном в районе Второй Речки. Но никаких последствий для нее не было.

Девушки не стали искушать судьбу. Они не захотели стать «кавказскими пленницами», отказались от своих планов и поехали к Черному морю. Проехали города Батуми, Сухуми, Гагры, Сочи и вернулись в Москву. Из Москвы вылетели домой. Мотоцикл «Ява» догонял их в багажном вагоне скорого поезда № 1 Москва – Владивосток.

После прерванного пробега по Кавказу Тамара Щербакова (по мужу Пшеничная) больше не путешествовала с Еленой на длинные дистанции. Ей было не до того: замужество, ребенок, семья, работа. Другое дело – слеты и соревнования в крае. На этих мероприятиях Тамара всегда была с Еленой. Они дружили всю жизнь, до последних дней жизни Елены Петровны Гошталик. Она умерла в 2016 году после редкой и тяжелой болезни. 

Сергей КОЖИН

Фото предоставлено Тамарой Владимировной ЩЕРБАКОВОЙ (ПШЕНИЧНОЙ)