«В Грузии нас никто не останавливал! А в России шмонают, как преступников»

В мае 1981 года путешественники из Владивостока на мотоциклах повторили путь строителей легендарной железной дороги Абакан – Тайшет

26 янв. 2022 Электронная версия газеты "Владивосток" №4886 (6591) от 26 янв. 2022

В номере «В» за 19 января мы рассказали, как команда мототуристов из Владивостока, возвращаясь с VIII «Слета друзей «Явы», который проходил в Тбилиси с 19 по 24 мая 1979 года, захотела еще пару недель (сверх плана) погарцевать по горным дорогам Грузии и Северной Абхазии. Но для этого им надо было раздобыть справку о том, что они выбились из графика по уважительной причине. Иначе по возвращении домой им могли поставить прогулы на рабочих местах, так как официальный регламент их путешествия – месяц.

Нашим пилигримам повезло. На одном из перевалов высоко в горах они повстречали местного жителя, у которого зять работал главой сельского совета. Он и выправил им нужный документ с подписью и печатью, в котором указал, что дорогу, по которой двигались мотоциклисты, засыпала лавина. И они якобы две недели дожидались, когда приедет бульдозер и расчистит серпантин. 

Сюрприз в конце пути 

Гостеприимный горец мог указать и больший срок ожидания, хоть месяц. По его словам, здесь такое часто случается, но мотоциклисты не согласились: 

– Спасибо, конечно! Но дома не поверят, что мы в горах застряли на такой срок. 

Команда Юрия Гриванова покидала Северную Абхазию через контрольно-пропускной пункт, где инспектор ГИБДД (явно грузин) приложил правую руку к форменной фуражке и помахал рукой: 

– Счастливого пути! 

А через 25 метров, уже на российском КПП, мототуристов остановили и тщательно проверили паспорта и документы на мотоциклы – не в угоне ли. Причем проверял тоже грузин. 

– Нам было это удивительно. Мы проехали всю Грузию вдоль и поперек, и нас никто не останавливал! А в России (почти дома) шмонают, как преступников. Сержант-гаишник пояснил, что в Грузии был специальный приказ МВД, чтобы команду мотоциклистов из Владивостока не трогали. И даже помогали, если возникнут какие-нибудь проблемы. А здесь Россия, где приказы МВД Грузии не имеют силы, – рассказал Виталий Меель, один из членов команды мотопутешественников. – Проехав границу Грузии, мы помчались через Ростов Великий, Восточную Украину прямиком на Москву. И опять по прямой однообразной дороге в окружении плотной лесополосы. А за ней поля, поля. Почти до самой Москвы поля и равнины. И только там, где есть речушка или овражек, стоят памятники погибшим воинам. Здесь в годы Великой Отечественной были ожесточенные бои. 

Поход 5-й категории трудности наши мототуристы завершили на железнодорожной станции Москва-Товарная. Где им предстояло погрузить мотоциклы в почтовый вагон для отправки во Владивосток. Виталия Мееля в столице ждал сюрприз. На платформе пакгауза его встречали бывшая супруга и сын-первоклассник. Они специально приехали из Котласа, где тогда жили. Мальчик очень хотел увидеть папу-мотогонщика.

…На календаре начало 2022 года. Сегодня из семи членов владивостокской команды мототуристов – участников VIII «Слета друзей «Явы» в живых остались только Виталий Анатольевич Меель и Виктор Степанович Гавриленко. 

Небольшое дополнение. В 1980 году в Баку с 14 по 21 мая прошел IX «Слет друзей «Явы». Мототуристы из столицы Приморья также участвовали в этом глобальном международном форуме. Среди них была уже знакомая нам Наталья Селиверстова. Имена остальных членов команды история, к сожалению, не сохранила. 

Люди разные, но страсть одна

Наш следующий рассказ о финальных соревнованиях Всесоюзного ралли автомототуристов «Родина», состоявшегося в Пензе с 19 по 22 июня 1981 года. И где команда из Владивостока «Мото» заняла первое место в общекомандном зачете, получив диплом I степени Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. В ее состав входили Дмитрий Гах – рабочий предприятия по ремонту электростанций, капитан команды, Виктор Бублик – строитель, завхоз-кормилец, Алексей Дымочкин – водитель «КамАЗа», механик, Владимир Хрисанфов – рабочий Владивостокского машиностроительного завода, комиссар, Сергей Закалюкин – инженер «Дальтехрыбпрома», штурман. Ребята все разные и по возрасту, и по характеру, но объединенные одним увлечением – мототуризмом. Технико-колесное оснащение команды на высшем уровне: пять мотоциклов «Ява», три модели 634-8-15, одна – 634-04 и одна – 360-00. На каждом мотоцикле простой, но в то же время удобный багажник, позволяющий перевозить по 40–45 кг груза. Вся техника прошла специальную подготовку.

В личном активе участников ралли походы на мотоциклах по Дальнему Востоку. Капитан и комиссар – неоднократные участники всесоюзных и республиканских соревнований и слетов автомототуристов. 

Наша команда стартовала на площади Борцов за власть Советов 23 мая. Отправляясь в дальнюю дорогу на своих «Явах», парни даже не могли предположить, какие трудности и радости, какие встречи и открытия принесет им этот многокилометровый путь в неизвестное. Между тем план маршрута предполагал посещение мест боевой, революционной и трудовой славы советского народа, встречи с молодыми строителями – покорителями Сибири. 

Из путевого дневника Дмитрия Гаха: 

– Первые дни пути. Родные места… Промелькнули города Артем, Уссурийск, Спасск-Дальний. Здесь в 1922 году отряды партизан и народно-революционной армии разгромили войска белогвардейцев и японских интервентов, завершив освобождение Дальнего Востока. Не одно поколение советских людей узнает о подвиге бойцов из книг, песен: 

«Штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни…» 

В память о прошлом благородные потомки возвели памятник на привокзальной площади города. Здесь всегда цветы… 

Повсюду грязь. Асфальт нам только снится 

За три дня мототуристы прошли 800 километров. 25 мая после полудня команда въехала в Биробиджан, откуда до Иркутска пришлось добираться на железнодорожной платформе. В те годы автомобильной дороги вдоль среднего Приамурья практически не было. 

Правда, ранее были случаи, когда мототуристы из Владивостока своим ходом преодолевали этот участок бездорожья. Но у них это было целью экспедиции: чем труднее, тем лучше. Команду «Мото» ждали Пенза и финиш Всесоюзного ралли автомототуристов «Родина». Поэтому им нельзя было задерживаться в пути.

28 мая поезд прибыл в Иркутск. Мототуристы вновь встали на колеса и вышли на Московский тракт – на Великую сибирскую дорогу, более чем на семь тысяч километров протянувшуюся от города Чернышевска в Читинской области до Москвы.

В начале 80-х годов прошлого века Московский тракт на картах страны был обозначен яркой оранжевой полосой, указывающей, что это дорога общесоюзного значения. В то же время, несмотря на его «столичный» статус, тракт тогда был похож на универсальный испытательный полигон, где транспорт поневоле проходил всесторонние вибрационные, ударные, скручивающие и растягивающие испытания. Асфальт здесь был редкостью. От Иркутска до Красноярска (это порядка 800 километров) у дороги было тонкое гравийно-грунтовое покрытие. Поэтому на данном участке пути амортизаторам мотоциклов приходилось справляться с максимальной нагрузкой. Но чешские мотоциклы работали безупречно. И водителям автомобилей (легковых и грузовых) тоже приходилось нелегко. 

Из путевого дневника Дмитрия Гаха: 

– Планируя свой маршрут, мы, конечно, изучали район путешествия. Теперь каждый из нас смог убедиться, как велика Сибирь, как богата она лесом, полезными ископаемыми – углем, нефтью, химическим сырьем. Но как редки еще здесь промышленные центры, нечасто встретишь и жилье. Поэтому особую радость и гордость испытываем мы, въезжая в новые города, которых подчас еще нет на карте, видя строящиеся промышленные предприятия в районе города Зима, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, энергетические сооружения, возводимые на сибирских реках. Сибирь обживается, крепнет ее экономика. 

Наверное, сегодня эти строки покажутся наивными. Но не забывайте, что свои путевые заметки автор писал 40 лет назад, когда у советского народа еще не исчезла вера в то, что Россия действительно «будет прирастать Сибирью». Когда не было ни ПАО «Газпром» (образовано 8 августа 1989 года), ни ПАО «Роснефть» (образовано в 1993 году), ни других государственных и частных корпораций и компаний, богатеющих на добыче полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока. 

В 60-е годы вся страна строила железную дорогу Абакан – Тайшет, пересекающую горы Северных Саян и соединившую берега бурных сибирских рек и глубокие ущелья. Ее строительство – живая история страны, герои которой живут и работают здесь же. Они поставляют стране лес, водят поезда, обслуживают пути. Абакан – Тайшет – это трасса мужества, воспетая в песнях. В мае 1981 года маршрут первостроителей повторили на мотоциклах жители Владивостока. Нетрудно представить, какие эмоции их тогда захлестывали.

Только 2 июня (на 11-й день пути) команда выскочила на асфальт. Впереди их ждал город Минусинск – исторические места, где когда-то в селе Шушенском отбывал ссылку Владимир (Ульянов) Ленин, как писали в те годы, вождь мирового пролетариата. Сегодня имя этого человека постепенно стирается из памяти россиян. Не говоря уже о мировом пролетариате. 

Из путевого дневника Дмитрия Гаха: 

– Что нас влечет в походы? Стремление узнать и увидеть мир, испытать себя, покоряя расстояния и трудности, и, конечно же, спортивный азарт. Жажда соревнований, а может быть, и побед! Ведь плох тот солдат, кто не хочет стать генералом!

Продолжение следует.

Сергей КОЖИН

Фото предоставлено Сергеем ЗАКАЛЮКИНЫМ