Бойся парконов, счета приносящих
Во Владивостоке в конце зимы заработает Единый центр организации дорожного движения
Пробки давно стали синонимом Владивостока. Чтобы не опоздать на работу, горожанам приходится выезжать на час, а то и на полтора раньше. А если в воздухе закружилась хотя бы одна снежинка… В непогоду лучше пересесть на общественный транспорт, но и он за неимением отдельных полос для движения обречен на долгие часы простоя.
Проблему дезорганизации движения каждый мэр Владивостока встречает как личный крест. Но, как мы видим, победить в этой неравной схватке не удалось еще ни одному из них. Нынешний градоначальник решил привлечь себе на помощь целое ведомство, призванное контролировать транспортные потоки в приморской столице.
Будем ездить, как в Москве
Единые центры организации дорожного движения, или сокращенно ЦОД, уже существуют в Москве и Санкт-Петербурге. Опыт западных регионов теперь предстоит перенять и Владивостоку.
Запустить новую организацию планируют в конце февраля. Сейчас для нее уже найдено здание, осталось нанять и обучить диспетчеров, а также выстроить план работы. Специалисты администрации города рассказывают, что во Владивостоке и сейчас существует условный центр мониторинга на базе МБУ «Содержание городских территорий». Однако его действий оказалось недостаточно.
– Основная задача создания Центра организации движения – повышение контроля за дорожной ситуацией в городе. В настоящий момент идет создание автоматизированной системы управления дорожным движением, которая позволит подключить все светофоры города к центру управления. Часть светофоров будет оснащена самыми передовыми системами адаптивного управления. Они автоматически контролируют сигналы светофоров в зависимости от загруженности направлений, снижая необоснованные задержки и увеличивая пропускную способность перекрестка и скорость движения. После запуска системы светофоры практически станут регулировщиками, – рассказал заместитель главы администрации, начальник управления дорог и благоустройства Николай Зайцев.
«Умные» светофоры будут самостоятельно контролировать транспортные потоки, анализировать, на каком участке образуется затор, и давать этому направлению зеленый чуть дольше обычного. По такому же принципу должны работать и устройства на пешеходных переходах. В планах у специалистов установка кнопок вызова, при нажатии на которые светофор будет оценивать уровень загруженности дороги. Если автомобилей нет, разрешающий сигнал будет включаться сразу.
По мнению сотрудников управления дорог и благоустройства, такие меры должны помочь избежать нетерпеливых «перебеганий» на красный, что снизит смертность. И машины не будут останавливаться перед абсолютно пустым пешеходным переходом.
– Также в рамках системы управления движением светофоры оборудуются устройствами V2X (связь автомобиля с другими объектами дорожной инфраструктуры). Это позволит в ближайшее время запустить систему приоритетного проезда для общественного транспорта по ключевым городским маршрутам. В сочетании с запланированным в городе внедрением выделенных полос такие мероприятия обеспечат существенное увеличение скорости передвижения по городу для жителей, снижение времени ожидания транспорта и предсказуемость времени в поездке, – прокомментировал Николай Зайцев. – В этом году в рамках пилотного проекта предполагается оснастить 12 автобусов бортовыми устройствами V2X с высокоточной навигацией и настроить для них приоритетный проезд. Цифра небольшая, конечно, но мы рассчитываем в случае успеха дальше развивать систему. Наша цель – в ближайшие годы существенно повысить качество работы общественного транспорта в городе.
Два светофора с установленными интеллектуальными системами работают во Владивостоке с весны. Это устройства в районе перекрестков на Нейбута и Адмирала Кузнецова. Часы пик и недавние снегопады показали, что зашитая в них программа требует корректировки, но, по словам специалистов, дорожная обстановка в районе все же начала улучшаться.
Всего во Владивостоке 120 светофоров. По концессионному договору переоборудуют 75 % устройств, более 30 объектов начнут работать по принципу локального адаптивного управления (устройство самостоятельно выбирает продолжительность горения того или иного сигнала). Оставшиеся объекты своими силами модернизирует городская администрация. В первую очередь работы пройдут на участках, где чаще всего образуются пробки.
– Будущий центр позволит оперативно реагировать на все изменения дорожной обстановки, наладить быстрый разбор аварий и удаление неисправных автомобилей с дороги, реагировать на поломку светофора, перенастраивать режимы работы светофорных объектов для пропуска спецтранспорта или разгрузки сложных заторов, – рассказывает Николай Зайцев. – В перспективе к нему можно будет подключить метеорологический контроль и другие жизненно важные системы. Будущая структура возьмет лучшее из накопленного многолетнего опыта Москвы и Санкт-Петербурга.
Сама работа по оснащению «электронных регулировщиков» дополнительными функциями не должна занимать много времени. Усложняет процесс то, что некоторые устройства в городе морально устарели. Поэтому иногда мастера вынуждены полностью заменять светофорные «головы», тянуть дополнительные провода и переподключаться.
Центр, захожу на парковку
Многолетняя боль Владивостока – отсутствие парковочных мест. Оборудованных стоянок в городе на всех не хватает, поэтому водители бросают машины во дворах, на обочинах, а самые отчаянные и на тротуарах. Ряды неправильно припаркованных автомобилей быстро превращают две полосы движения в полторы, а то и в одну, если кому-то захочется встать поперек дороги.
– Я работал и в Магаданской области, и на Сахалине, многие годы жил в Хабаровске, но так, как паркуются во Владивостоке, не видел ни разу. Заставлен весь город, – комментирует Николай Зайцев. – На сегодняшний день в рамках концессии решается вопрос о платном парковочном пространстве. Нанесем разметку, которая не будет мешать движению, установим разумный размер платы. Запустим парконы – специальные видемодули в патрульном автомобиле, чтобы они отслеживали нарушения остановки и стоянки. Мы дадим возможность людям парковаться законно, за нарушения правил будут приходить штрафы.
Конечно, санкции за неправильную парковку существуют и сейчас. Но особого страха у водителей это, кажется, не вызывает. Суммы за нарушение правил не самые большие: въезд под знак «Движение запрещено» – 500 рублей, за парковку в неположенном месте придется отдать 1,5 тысячи. При этом шанс, что именно тебя сегодня оштрафуют, не так велик. Поэтому большинство автолюбителей рискуют и ставят машины там, где удобно, не тратя время на поиски правильного места.
Недавно администрация приняла решение о покупке трех новых эвакуаторов, один из которых для грузового транспорта. Еще одно нововведение – парковочное приложение для телефонов, с помощью которого можно будет отследить свободные места и занять их. Сейчас разработка действует в тестовом режиме, скачать его нельзя. Сначала оно охватит многоуровневую парковку на Верхнепортовой, запуск которой запланирован на январь, а затем постепенно покроет все платное парковочное пространство города.
Но даже если все оставленные в неположенном месте машины испарятся с улиц города, проблема не исчезнет. По словам Николая Зайцева, дорожная сеть во Владивостоке очень запутанная из-за сложного рельефа и застройки. Изменить ее крайне сложно, однако попытаться стоит.
– На следующий год в районе Нейбута мы планируем решить вопрос со строительством развязки. Сейчас идет корректировка проектно-сметной документации, проверяем экспертизу, потому что были найдены некоторые ошибки. Но эта работа точно будет проведена, потому что откладывать уже некуда, – считает начальник управления дорог и благоустройства Николай Зайцев. – Идет также проектирование подъездной дороги к этой развязке: участок небольшой, но важный.
Профи не хватает
Сейчас контролировать дорожную обстановку в приморской столице помогают камеры наружного наблюдения. В этом году городские службы дополнительно установили 300 устройств слежения, и это, как выражаются специалисты, открыло им глаза. Теперь, чтобы выяснить причину затора, необязательно выезжать на место, достаточно просто посмотреть трансляцию сразу с нескольких ракурсов. Со временем количество камер планируется увеличить до тысячи.
Установить оборудование – лишь половина успеха. Работать в Едином центре организации дорожного движения должны обученные специалисты, которых во Владивостоке дефицит.
– У нас практически нет транспортных инженеров. Да и в целом с дорожным образованием в регионе плохо. Ближайший институт в Хабаровске, – говорит Николай Зайцев. – Мы уже несколько раз встречались с руководителями университетов во Владивостоке, стараемся решить эту проблему, уже есть несколько обученных ребят, которые занимаются настраиванием светофоров, умеют пользоваться программным комплексом. Монтажу и обслуживанию мы тоже можем научить, но вот узкоспециализированных диспетчеров пока нет.
Если верить прогнозам, то уже через месяц после запуска ЦОД автомобилисты должны ощутить положительный эффект.
Марина ЗУБКО
Фото Vlc.Ru