Цена двух жизней – 300 рублей
Убийцу можно было поймать по горячим следам, но вычислили лишь через 16 лет
Не секрет, что все тайное рано или поздно становится явным. Эту народную мудрость еще раз подтверждает расследование убийства матери и дочери семьи Р. в поселке Кировском в октябре 2005 года. Следствие поставило точку в этом темном уголовном деле лишь через 16 лет после совершения злодеяния. И то, можно сказать, случайно, когда душегуб лишил жизни еще одного безвинного человека.
Некоторые подробности расследования уголовного дела по обвинению Родиона К. в разбое и убийстве двух лиц из корыстных побуждений корреспонденту «В» рассказал следователь отделения по расследованию особо важных дел (о преступлениях прошлых лет) следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю Сергей Дрозд (на фото).
Убийца с «розовым» именем
На календаре 3 октября 2005 года, понедельник, первый день новой трудовой недели. Но жителю поселка Кировского Родиону К. (имена и фамилии некоторых персонажей изменены) некуда спешить. Постоянной работы у него нет, денег тоже. Все, что он успел нажить за свои 28 лет, это аттестат о среднем образовании, четырехлетнего сына в законном браке, страсть к алкоголю и тяжелым наркотикам плюс две судимости. Первую К. заработал в 15 лет, вторую – в 17. И обе за кражи. Если по первой он получил условное наказание, то по второй К. «отдыхал» в колонии один год и три месяца.
В феврале 2001 года в его и без того мутной биографии появилось еще одно криминальное пятно в виде пункта «в» части 3 ст. 228 УК РФ. На этот раз Кировский районный суд приговорил К. к лишению свободы сроком на 5 лет без конфискации имущества «за незаконное приобретение, хранение или перевозку наркотических средств или психотропных веществ». Но на зону он не попал. На основании ст. 73 УК РФ наказание было условным с испытательным сроком 5 лет.
…Если бы К. тогда реально закрыли, то не было бы двойного убийства, совершенного им в октябре 2005-го. Как и не было бы на его руках крови гражданина М., зарубленного в феврале 2006-го также в поселке Кировском. Но история, как известно, не признает сослагательных наклонений. Что сделано, то сделано...
Итак, 3 октября 2005 года К. начал опохмеляться в полдень, как только проснулся. После вчерашней пьянки его мучала дикая головная боль, которую он пытался заглушить водкой. Мать в тот день была в гостях, супруга – на работе в местном почтовом отделении, где трудилась обычно допоздна, сын находился в детском саду.
– Будучи безработным и наркозависимым, К. систематически совершал кражи, грабежи и разбои с целью завладения чужим имуществом, ценностями и денежными средствами. Вещи продавал, на вырученные средства покупал наркотики. Платил всегда наличными. В период с 2002-го по 2009 год К. даже состоял на учете у врача-нарколога с диагнозом «синдром зависимости от опиоидов (опиатная наркомания)», – рассказал старший лейтенант юстиции Сергей Дрозд.
По словам приятелей К., несмотря на свои минусы, он был физически подготовленным и развитым человеком. Некоторое время даже занимался различными видами единоборств, тренировался в клубе «Патриот» в поселке Кировском. В то же время К. не оправдывал значение своего «розового» имени. Родион – производное от греческого слова «родеос» – розовый. То есть уравновешенный человек с очень конкретным, точным логическим мышлением. Это хороший работник благодаря способностям и терпению. В жизни общительный, легкий, любящий развлечения, азарт, веселье. Без общества и компании он просто не может. К., наоборот, был очень злым, неуравновешенным и скрытным человеком, друзей у него не было. Он был сам по себе. Ради наркотиков во время сильной ломки К. мог пойти на преступление, даже на убийство. Он всегда носил с собой нож.
Кредит не был тайной
На этот раз его целью стала Евгения Р., сотрудник отдела социальной защиты населения по Кировскому району. После развода женщина жила с дочерью, по меркам поселка – обеспеченно. То есть они ни в чем не нуждались. Их отремонтированный дом и усадьба в поселке Кировском выглядели гораздо богаче, чем у многих земляков.
По словам знавших Р. людей, это была симпатичная, сильная и волевая женщина, которая устраивала свою жизнь без помощи посторонних. Она душевно относилась к землякам и пользовалась уважением в поселке. У нее не было врагов. С кем-либо из криминальных кругов она не общалась. И никого в поселке не боялась. Поэтому могла не закрывать свой дом на замок не только днем, но даже на ночь.
О том, что Р. взяла в банке кредит в размере 150 тысяч рублей, в Кировском знал, наверное, каждый третий. Женщина сама рассказывала коллегам и близким, как на эти деньги планирует провести водопровод в дом, купить кухонный гарнитур, кое-что из верхней одежды и еще оплатить курсы вождения.
Молва о ее «миллионах» доползла и до наркомана К. Как следует из протоколов его допроса, он полагал, что кроме денег в доме могут быть ценные вещи, которыми можно поживиться. Разумеется, грабитель не знал, что большую часть полученной ссуды Р. одолжила близким людям, чтобы деньги не разлетелись понапрасну. На оставшиеся 30 тысяч купила стиральную машину и заплатила за обустройство водопровода.
Бил молотком, чтобы наверняка
Собираясь на дело, К. заранее надел матерчатые перчатки, чтобы не оставлять свои отпечатки на месте преступления. Еще у себя дома он решил, что семья Р. обречены: свидетели ему не нужны.
К забору семьи Р. обвиняемы пришел около полуночи, когда соседи уже спали. Так ему казалось. Калитка и двери на веранду были не заперты. На веранде на столе он взял кухонный нож с черной ручкой и длинным лезвием и осторожно вошел в дом. В это время на подозрительный шум в коридор вышла дочь Р.:
– Ты кто? Тебе что надо?
Но вместо ответа получила удар ножом в живот. Потом еще один. Девушка упала молча. И тут К. увидел на полу молоток, который оставили ремонтники, перестилавшие пол…
Убийца бил целенаправленно в висок, как он потом признается, «чтобы наверняка»… Позже экспертиза установит, что он не менее семи раз ударил свою жертву молотком по голове и не менее четырех раз в шею, подбородочную и челюстные области.
Убедившись, что девушка не подает признаков жизни, злодей прошел в комнату. Евгения Р. спала на кровати. Она даже не успела понять, что случилось. Озверевший К. так же хладнокровно расправился с ней, как и с ее дочерью. Он пробыл дома не более 15 минут. Перевернув все вверх дном, нелюдь (назвать его иначе язык не поворачивается) нашел на кухне в столе только 300 рублей. Впоследствии он купил на них водку и сигареты.
Нож и перчатки К. оставил на веранде Р., молоток выбросил в водоем по дороге домой. Много лет спустя ржавую головку молотка с заостренным концом полицейские найдут в заросшем травой овраге, где когда-то был водоем. К. сам покажет это место. Деревянная рукоятка молотка сгнила. Но это будет много позже.
Преступник был рядом, но его не заметили
По факту убийства семьи Р. прокуратурой Кировского района Приморского края было возбуждено уголовное. Сотрудники милиции устанавливали возможных очевидцев, проводили подворовые обходы, отрабатывали буквально всех жителей поселка Кировского на причастность к этому преступлению. Первым делом в число подозреваемых попали люди из окружения потерпевших. Прежде всего их близкие и дальние родственники, друзья, знакомые, приятели. Несколько человек, в том числе и женщин, проверили на полиграфе, более известном как детектор лжи. Но их причастность к данному преступлению не была установлена.
Между тем оперативно-разыскные мероприятия принесли свои плоды. Соседка из дома напротив вспомнила, что 3 октября «в дневное время к дому семьи Р. подходил мужчина ростом примерно 170 сантиметров, 30-35 лет, худощавого телосложения, в плечах узковатый, с черными волосами, в военной форме «афганка», в состоянии сильного опьянения, так как у него была шаткая походка. Мужчина заглядывал в окна в доме, обходил дом с северной стороны».
Это описание полностью совпадало с приметами Родиона К. У него были черные волосы, и он тоже носил военную форму «афганка». Его личность хорошо знали в Кировском ОВД как ранее судимого наркомана и алкоголика. Также было известно, что он ранее совершал кражи из квартир и домов именно в том районе, где жили убиенные Р. При этом у него был свой воровской почерк. Прежде чем обнести квартиру или дом, он выяснял, где открыты двери. И куда можно беспрепятственно проникнуть и чего-нибудь утащить.
Сегодня сотрудники полиции, кто работал в Кировском РОВД в 2005 году, признают, что К. в тот момент по неведомой причине выпал из поля зрения оперативников и не отрабатывался на причастность к убийству Р.
Злодею помог срок давности
Это преступление, когда-то потрясшее жителей Кировского района, оставалось нераскрытым почти 16 лет. И сегодня практически забылось. Не исключено, что уголовное дело № 078007 еще долго бы оставалось в разряде темных, если бы не убийство Александра М. Труп несчастного с проломленной головой нашли 24 февраля 2006 года в его квартире на улице Набережной в поселке Кировском. И здесь, как и в случае с убийством семьи Р., через полгода предварительное следствие было приостановлено «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». А уголовное дело в трех томах стало именоваться «темным».
Через 14 лет, в конце октября 2020 года, предварительное следствие по данному уголовному делу было возобновлено. Его изъяли из производства следственного отдела по городу Лесозаводску и передали для дальнейшего расследования в отделение по расследованию особо важных дел (о преступлениях прошлых лет) СУ СК России по Приморскому краю.
Не вдаваясь в подробности, скажем, что в ходе дополнительного следствия была установлена причастность к убийству Александра М. уже известного нам «розового» Родиона К. Ему предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, и заключили под стражу. Впоследствии эта мера была изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Следствие установило, что 23 февраля 2006 года около часу ночи К., будучи в состоянии наркотического опьянения, находясь в гостях у М., с которым случайно познакомился на улице, ударил хозяина квартиры обухом топора по голове не менее четырех раз. И убил «из-за личной неприязни к потерпевшему». Орудие преступления убийца принес с собой.
Совершив злодеяние, К. зашел в соседний многоквартирный дом № 81, где через незапертую входную дверь проник в квартиру гражданина Б, откуда похитил два мобильных телефона, 1200 рублей и 300 долларов США. Казалось бы, все, доказательная база налицо, преступника ждет колония строгого режима. Но не тут-то было. К. остался на свободе! В его пользу сработал 15-летний срок давности с момента совершения преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 105 УК РФ. Даже если умышленное убийство отнесено к категории особо тяжких преступлений в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
«Я себя оговорил»
Но К. рано радовался. Весной 2021 года на совместном совещании сотрудников Управления уголовного розыска УМВД России по Приморскому краю с представителями отдела криминалистики СУ СК Российской Федерации по Приморскому краю во время обсуждения уголовных дел из категории прошлых лет зашла речь и об убийстве в 2005 году в поселке Кировском семьи Р. После изучения материалов уголовного дела № 078007 и проведения оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что к этому преступлению может быть причастен Родион К.
– Здесь прослеживается соответствие обстоятельств совершения К. убийства М. 23 февраля 2006 года с обстоятельствами совершения им убийства Р. Во-первых, преступления совершены им спустя непродолжительное время в пределах одного населенного пункта, то есть поселка Кировского, в котором он проживал. Во-вторых, оба преступления совершены им в состоянии опьянения. В случае с М. – наркотического, при убийстве Р. – алкогольного. При совершении данных преступлений идентичен механизм причинения телесных повреждений, повлекших смерть, – нанесение ударов по голове предметом, используемым в качестве оружия. М. убит топором, Р. – молотком, – рассказал старший лейтенант юстиции Сергей Дрозд.
В середине июня 2021 года Каховский был задержан и доставлен в следственный отдел по городу Лесозаводску СУ СК РФ по Приморскому краю, где он в присутствии своего адвоката написал явку с повинной по совершенному убийству. После чего К. был допрошен уже в качестве подозреваемого. Он вновь подтвердил свою вину в совершении данного преступления и дал признательные показания. Правда, после общения с адвокатом он отказался от своих показаний. Мол, на него оказывалось психологическое и физическое давление. Поэтому он себя оговорил. Но кто, когда и где его «прессовал», он не смог пояснить.
В настоящее время неуловимый Каховский дожидается суда в одном из СИЗО ГУФСИН России по Приморскому краю.
Сергей КОЖИН
Фото:
Авроры РИМСКОЙ, с сайта gorod48.ru