Владимир ХОРОШЕВ: Еще Петр Первый проголосовал за районы

Глава администрации Ленинского района Владимир Хорошев, человек неспешный, всегда сдержанный, вернувшись из Москвы, эмоций не скрывал. И было отчего! После его долгих хождений по инстанциям Верховный суд России признал наконец право районов Владивостока считаться и, главное, работать как самостоятельные муниципальные образования.

3 нояб. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №488 от 3 нояб. 1998

Глава администрации Ленинского района Владимир Хорошев, человек неспешный, всегда сдержанный, вернувшись из Москвы, эмоций не скрывал. И было отчего! После его долгих хождений по инстанциям Верховный суд России признал наконец право районов Владивостока считаться и, главное, работать как самостоятельные муниципальные образования.

Город Ленинск - всего лишь “страшилка”

- Владимир Дмитриевич, получается, вы теперь можете отделиться от города и вести собственную политику? Безраздельно распоряжаться финансами - в свою пользу, разумеется... Нас давно уже убеждают, что это и есть главная цель борьбы за пресловутый Ленинск.

- Да никогда не будет ни надуманно-мифического Фрунзенска, ни Ленинска! Никто этого и не добивался. Суть всякого муниципального образования - обеспечить эффективность местного самоуправления. Как это делается? Через выборного главу района, через муниципальный комитет и непременно - через общественное самоуправление: микрорайона, улицы, отдельно взятого дома. В европейских странах эта система действует уже несколько столетий. Кстати, когда Россия вступала в Совет Европы в 91-м году, нам поставили условие - обязательное развитие муниципального самоуправления. В том же году и был принят российский закон о местном самоуправлении, где все досконально расписано, что и как следует делать. Увы, понадобилось вмешательство Конституционного суда, Верховного суда, чтобы еще раз доказать очевидное местным властям. А нынешней весной Госдума ратифицировала Европейскую хартию о местном самоуправлении, узаконив тем самым максимальное приближение органов местного самоуправления к населению.

- А не получится ли так, что получивший самостоятельность район будет тянуть властное одеяло на себя, работать, исходя исключительно из собственных интересов?

- Ничего подобного! Вон в Москве действуют 125 (!) муниципальных образований, и что? Прекрасно сосуществуют, вместе работают на город. У каждого - свои полномочия, свой бюджет. Он, правда, называется сметой. Но это не имеет значения, когда четко определены границы твоих прав и обязанностей. Столичная власть дала возможность каждой территории зарабатывать деньги и соответственно тратить - на благоустройство, образование, зарплату...

- И при этом бюджет города остается единым?

- Конечно! И в Москве, и во Владивостоке - со “старыми” ли районами, новыми муниципальными образованиями - бюджет будет единым. Так было всегда - и во времена Петра Первого, создавшего выборные земские общины, и при советской власти, и при власти нынешней. Был бюджет федеральный, краевой, городской, районный. Просто каждому региону, каждому субъекту федерации, муниципальному образованию давались определенные направления, по которым они могли работать и на которые составлялся бюджет.

Для района дело всегда найдется

- Намедни по радио выступил один из прежних руководителей бывшего райисполкома. Он заявил, что в бытность его председателем исполкомы не имели ни копейки своих денег.

- Но средства району на текущие нужды выделялись всегда! Потому что каждой квартирой, каждой кровлей - всеми заботами и бедами районного масштаба занимался все-таки район. И если городская дума - Уставом либо иными нормативными актами - определит, что Ленинскому району отдаются все полномочия по содержанию, эксплуатации учреждений народного образования, жилого фонда, объектов благоустройства, то на это составляется смета, выделяются финансовые средства, и, пожалуйста, работай, район. Или зарабатывай - в границах своих полномочий. Кто этим будет руководить - выборный глава или муниципальный комитет, принципиальной разницы нет.

У мэрии же другие задачи - капитальное благоустройство, капитальное строительство, объемные работы по муниципальному здравоохранению, образованию... И в первую очередь - экономика. Понятно, строить дороги сегодня тоже нужно, но наряду с развитием местной промышленности. Конечно, это дело не сиюминутное, отдача будет не раньше чем через года три, но забросив собственное производство, мы просто не выживем!

Сегодняшняя ситуация шокирует и возмущает. Жизнь в промышленности еле теплится, а мы все клянчим трансферты да на что-то надеемся, не предпринимая конкретных шагов по выходу из кризиса. Тележурналистка, комментируя итоги недавней выставки, сообщает: Приморский край заключил договор с Вьетнамом на поставку продукции! В голосе - полный восторг. А мне, как и большинству приморцев, горько. Тут не радоваться надо, а осуждать такую экономическую политику... Китай мы уже подняли - стоит взглянуть на когда-то захудалую деревушку Суйфэньхэ, теперь Вьетнаму поможем встать на ноги. Будем закупать товары, произведенные из нашего материала, на наших станках... Трагический, я бы сказал, парадокс: отправляем в Корею дешевое сырье, чтобы приобрести потом дорогостоящие дубовые двери! Стыдно. И стыдно вдвойне, потому что у нас есть рабочие руки, есть сырье, но никто не хочет заниматься экономикой. Разыгрывать политические спектакли проще.

Электорат! Будем активными

- Владивостокцы так устали от политтеатра, что предпочитают оставаться в нем только зрителями. Пример тому - несостоявшиеся выборы в городскую думу.

- К сожалению, люди не хотят участвовать в формировании органов власти. Тут и наш российский менталитет сказывается, и более приземленные мотивы: человека больше волнует, как жить и выживать сегодня - при бешеных ценах, крохотной зарплате, угрозе остаться без работы... Сыграли свою роль и провалившиеся выборы мэра краевого центра. Ну и конечно, массированная антиреклама еще не родившейся городской думы. Избиратель счел за лучшее отсидеться, посмотреть со стороны: а как там они власть будут делить, с кем воевать? Но задачи этого выборного органа совсем иные! Городская дума - это то самое реальное самоуправление, что так необходимо нашему измученному политическими битвами городу. Через своих законно избранных депутатов мы сможем по-настоящему влиять на политику - экономическую, социальную.

- Но мы уже столько выбрали “своих” депутатов - во все ветви власти - не счесть. И что от этого изменилось в нашей жизни?

- Потому что нужен закон, согласно которому можно было бы лишить полномочий выборного депутата, чья работа в законодательном органе не устраивает избирателя.

- Тем не менее Примаков заявил, что правительство в силах снять с поста любого губернатора - выборный он или нет. Если человек не справляется с возложенными на него задачами.

- Есть и такой способ решения решения проблем - силовой. Но должен быть законный путь. Если мы хотим жить в правовом государстве. Впрочем, это желание присуще далеко не всем.

Скажем, народные избранники из краевой думы все никак не могут принять закон, который позволил бы отозвать не оправдавшего доверие депутата. А ведь обещали сделать это почти год назад. Так и не дошли руки. Почему? Боязно, страшно лишиться своего места, удобного поста, каких-то привилегий...

Каждый, право, имеет право

- А вы что же, не боитесь?

- Нет, не боюсь. Я все могу делать. Могу работать электриком, газосварщиком...

- Так прямо и шагнете: с должности главы района в сварщики?

- А что в этом плохого?! Я никогда не чурался никакой работы. Поэтому и в партию в свое время не вступал, хотя беспартийность не давала расти по служебной лестнице. Поэтому сейчас я так отчаянно дерусь и борюсь за право района быть самостоятельным муниципальным образованием.

- На ваш взгляд, какова главная причина неприятия такого территориального деления?

- Единственная логически объяснимая - боязнь конкуренции. Если выборный глава района начнет вдруг принимать решения, по качеству выше и лучше, нежели “мэрские”, то это же грозит подрывом авторитета власти. А чтобы снять выборного главу района, нужен соответствующий закон, которого пока нет. А чтобы его принять, нужно издать закон, позволящий освободить главу города Владивостока. Такой закон - прерогатива городской думы, коей Владивосток - единственный в России! - до сих пор не имеет. Вы понимаете, что мы потеряли, не избрав городскую думу?! Возможность влиять на ситуацию в городе, от которой сегодня сами же и страдаем.

Я очень надеюсь, что в следующий раз избиратели примут правильное решение и выборы наконец состоятся. А пока нужно жить, работать и думать о будущем, которое зависит только от нас самих.

Беседу вела Марина ПОПОВА

***

Приморский краевой суд рассмотрел иски прокуроров четырех районов Владивостока, которые просили назначить выборы глав районных администраций и депутатов.

Поскольку районы Владивостока признаны муниципальными образованиями, суд принял решение назначить выборы соответствующих представительных органов Первомайского, Ленинского, Первореченского, Советского районов на 17 января - одновременно с выборами мэра и депутатов городской думы.

Депутатов должно быть избрано по 20 человек - сроком на 2 года. Полномочия выборных должностных лиц района сохранятся в течение 4 лет.