А император крепкий был мужик…

Почему творчество «русского Ренуара» так актуально сегодня

15 дек. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4879 (6584) от 15 дек. 2021

Исторический факт: в 1911 году знаменитого художника Валентина Серова спросили: «Какие вещи в своем творчестве вы считаете лучшими?» И хотя никогда ранее Серов на такие вопросы не отвечал, в тот раз он взял бумагу и карандаш и составил список из 15 произведений. Так вот, три картины из этого списка можно видеть сегодня во Владивостоке в залах Приморской краевой картинной галереи…

Беспрецедентная возможность

«В» уже рассказывал своим читателям о том, что в нашем городе начала работу уникальная выставка «Валентин Серов. Из собрания музеев России» (6+). Эта идея родилась чуть больше года назад: к скорбному юбилею – 110-летию со дня смерти художника – собрать во Владивостоке его работы из фондов Приморской картинной галереи и Русского музея. В итоге в проекте также приняли участие Пермская государственная картинная галерея и Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля. Всего в экспозиции 59 произведений великого русского художника, 48 из них предоставил Русский музей, и это беспрецедентно.

– Наши коллеги из Русского музея еще раз доказали, что у них особое – уважительное, партнерское – отношение к Владивостоку, – говорит Владимир Петухов, сокуратор выставки, заместитель директора Приморской картинной галереи по научно-просветительской работе. – Они предложили на выставку максимум работ, причем несколько картин взяты не из фондов, а из залов постоянной экспозиции. Включая три из того самого «списка 15»: портреты Аделаиды Симанович, князя Феликса Юсупова и Мары Олив. И все представленные сегодня произведения иллюстрируют все ипостаси такой великой личности, как Валентин Серов.

Иногда задумываешься: а если бы он пожил еще лет 10? Написал бы он портрет Ленина? Или, как его лучший друг живописец Константин Коровин, уехал в эмиграцию, не приняв революции? Поэтому наш проект, посвященный памяти Валентина Серова, касается не только творчества художника, но и о его биографии, ставит цель заново осмыслить его личность и судьбу… 

Просто художник

Выставка формировалась так, чтобы раскрыть перед зрителем этапы творческой биографии Серова и его разные ипостаси.

Первый зал – это графика и ранние работы, здесь художник раскрывается как иллюстратор. Одни только его работы к басням Крылова, такие живые и интересные, чего стоят. 

– Серов был потрясающим иллюстратором, 16 лет отдал этой работе. Его анималистика невероятно яркая, в чертах животных проявляются человеческие характеры… Кроме того, мы постарались расположить работы так, чтобы дать представление о «кухне» художника, о том, сколько предварительных набросков делается, прежде чем появляется готовая картина, – рассказывает Владимир Петухов.

Второй зал – пейзажи и картины на мифологические, библейские сюжеты, жанровые работы. Например, знаменитая «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» или полная глубоких смыслов «Слуга Авраама находит Исааку невесту Ревекку». 

– Серова редко воспринимают как пейзажиста, считая его в первую очередь портретистом, но сам он много раз говорил: «Я просто художник!» – и ему были подвластны разные жанры, – подчеркивает искусствовед. 

Третий зал – портреты, и это, безусловно, жемчужина выставки. Здесь видна эволюция художника в жанре – от ранних портретов, где видно, что Серова не зря считали продолжателем дела Веласкеса, Рембрандта. Он глубоко погружался в мир старых мастеров, изучая их творчество в путешествиях по Европе. Да, чувствуется великая школа…

Не «Девочкой с персиками» единой

Видно в зале портретов и то, насколько верно утверждение, что вместе с работами Серова в Россию пришли первые лучи импрессионизма. 

– Ярче всего это заметно в работах «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», которые висят в Третьяковке, но и у нас есть картина, ярко иллюстрирующая справедливость этих слов, – портрет Аделаиды Симанович. Она даже больше импрессионистская, в ней есть недосказанность, незавершенность и одновременно законченность, так им свойственная, – объясняет Владимир Петухов. – Серов видел работы импрессионистов во время поездок в Европу, не зря же его иногда называли «русским Ренуаром», но при этом отдавали ему пальму первенства.

Валентин Серов был востребованным портретистом, и это несмотря на то, что он был весьма жесток со своими моделями: мог начать практически завершенный набросок, на который ушло несколько часов позирования, заново, если не удалась, например, часть манжеты на рукаве. Заказчики стонали, жаловались, но мастер был непреклонен…

Но при всей моде и востребованности аристократическими кругами Серов был не самым коммерчески успешным художником. Его портреты не льстили заказчикам. Даже Александра Третьего он изобразил не так, как многие, бравым и статным небожителем, а крепким, основательным, сильным мужиком – в лучшем смысле слова, земным человеком. Серов вообще никогда не начинал активно работать сразу, он уделял время общению с тем, кто ему позирует, стремился узнать человека. Может быть, поэтому его портреты такие глубокие и человечные?

К слову, выставка к 150-летию со дня рождения Серова в Москве вызвала ажиотаж, всем памятны очереди. Надеются ли организаторы выставки во Владивостоке на такой же успех?

– Мы уже отмечаем очень большой интерес приморцев к выставке. Залы не пустуют, многие приходят с детьми… Творчество Серова прошло проверку временем и заставило посмотреть на художника как на гениального мастера, который соответствует нынешней эпохе, – уверен Владимир Петухов. – Серов как никогда актуален сегодня, созвучен нашему времени, оценкам, взглядам. Поэтому мы и рассчитываем на успех выставки, хотим, чтобы жители Приморья, придя сюда, открыли для себя Валентина Серова заново, поняли его не только как автора хрестоматийной «Девочки с персиками», но как многогранного гения…

Любовь БЕРЧАНСКАЯ