Пролетарская святая или Богоматерь?
Отчего так веет спокойствием чистый женский лик на фоне тревожного времени
Сотрудничество Приморской краевой картинной галереи и Третьяковской государственной галереи уже не раз давало жителям Приморья возможность прикоснуться к таким шедеврам, которые раньше они могли увидеть, только отправившись в Белокаменную. И вот новая выставка одного шедевра. Кузьма Петров-Водкин, «1918 год в Петрограде» (6+). Увидеть своими глазами ту самую «Петроградскую Мадонну», символ и загадку Гражданской войны – разве это не чудо?
Такова суть времени
– Какую работу взять для ставшей уже традиционной выставки одной картины, мы решали вместе с коллегами из Приморской картинной галереи. В итоге сошлись на картине Кузьмы Петрова-Водкина, – рассказывает Александр Годованец, начальник службы экспозиционно-выставочной деятельности Третьяковской галереи, сокуратор выставки. – Отмечу, что мы сняли ее со стены основной экспозиции в залах на Крымском валу, причем она открывала зал Петрова-Водкина. И тот факт, что мы отправили ее во Владивосток, говорит о многом.
Для выставки одного шедевра мы всегда стараемся добавить в дизайн, в окружающее пространство добавочные смыслы, которые никогда не являются игрой ради игры, – они содержательно дополняют картину. В данном случае мы хотели сосредоточиться на теме времени, эпохе Гражданской войны. Этот контекст особенно важен в Приморье, потому что если в центральной части России столетие окончания Гражданской войны уже отметили, то в вашем крае все еще впереди, ведь здесь советская власть окончательно установилась только в 1922 году.
И, разумеется, здесь важен не только юбилейный контекст, но и попытка передать суть времени. Обратите внимание: Петров-Водкин назвал свою работу не «Петроградская Мадонна», а «1918 год в Петрограде». Он передает образ времени, в котором жил, времени, когда ломались одни устои и вырастали другие, времени, когда брат шел на брата…
Иконописная неоднозначность
– От картины веет спокойствием, у Мадонны абсолютно иконописное лицо. А ведь время было тревожное, страшное…
– То время современниками и нами сегодняшними воспринимается по-разному. Кто-то видел в этом конец всему, кто-то – начало чего-то нового.
Феномен Петрова-Водкина в том, что он сочетает в своей манере иконописную православную традицию и достижения современного искусства, например, Матисса и Гогена, при этом в его работах есть мотивы Ренессанса, академического искусства. И все это он использует, чтобы передать свое отношение к происходящему. Какое именно отношение – об этом искусствоведы спорят до сих пор, потому что эта работа вызывает противоположные трактовки. Кто-то видел в образе Мадонны доблестную женщину-работницу, пролетарку, символ новой советской власти. Кто-то считал, что это чистый образ Богородицы, которая тревожится за Россию и весь мир, но в то же время знает, что в итоге все будет правильно и по воле Божьей…
Линии, цвет в «Петроградской Мадонне» говорят об уравновешенности, эти разбеленные цвета могут вызвать даже ощущение праздничности. Такие цвета свойственны древнерусскому Ренессансу, лаконичности Дионисия. Ведь буквально накануне революционных событий Петров-Водкин планировал ехать в 1920 году в Италию расписывать храм и потому отправился в Ферапонтово изучать дионисиевские фрески. Этот голубой цвет – он совершенно узнаваем! А фрески Ферапонтово, несмотря на то что на многих из них изображаются трагические события, несут ауру спокойствия.
Поэтому нельзя говорить о том, что в «Петроградской Мадонне» отражены только одобрение революции или только тревога, здесь нет ничего однозначного. Художник подчеркивает выбором сюжета важность происходящего и надежду на то, что те перемены, которые происходят (а Петров-Водкин, напомним, принял революцию и был реформатором русского искусства), весьма значимы. С другой стороны, на картине полно примет времени: митинг, расклеивание листовок. Но это сиюминутно. А на переднем плане – мать, Богородица, нечто вечное и вневременное.
Точку ставить рано
– Что касается добавочных смыслов, которые вложены в выставку, – в данном случае это показ кинохроники 1918-1920 годов в России. Как отбирались кадры?
– Это не просто показ фрагментов кинохроники, не просто хрестоматия, это тоже арт-объект, видеоинсталляция режиссера Дины Караман, восходящей звезды российской арт-сцены. В своей работе – а это высказывание на тему Гражданской войны – Дина использовала съемки тех лет не только в Петрограде, но и во Владивостоке, и вы можете узнать местами родной город – улицы, порт. Главная цель монтажа и подбора кадров – эмоциональное воздействие на зрителя, чтобы он воспринимал то время сердцем, душой. Это кинодраматургия, это глубокие смыслы. Короткое, но очень захватывающее кино…
– Можно ли сказать, что через сто лет после тех переломных событий время примирило стороны и искусство внесло в это свою лепту?
– Вопрос сложный. Мне кажется, что история искусства и тема памяти не может быть завершена, что можно поставить точку и сказать, что что-то до конца осмыслено и завершено. Тем более тема Гражданской войны, которую еще изучать и изучать. И здесь важная миссия искусства в том, чтобы сохранять память, думать, анализировать, иначе мы можем наступить на старые грабли. Поэтому так важны музейные проекты, которые напоминают о сложных и трагических событиях нашей истории.
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
Фото Алексея ВОРОНИНА