Чем более полувека удивляет и гордится Приморская картинная галерея
Уходящий год для Приморской государственной картинной галереи особый. Юбилейный. Красивая дата – 55 лет с момента официального открытия – обязывает ко многому.
«Нам удалось доказать, что региональный музей не значит провинциальный и способен «показать товар лицом». Изначально мало кто верил в наш успех. То есть нам удалось встать в один ряд с Эрмитажем или Третьяковкой»
«Наша миссия заключается и в том, чтобы знакомить людей с художниками, чьих полотен нет в собрании Приморской картинной галереи. Ведь многим нашим землякам в силу разных обстоятельств трудно или даже невозможно побывать в столичных городах и посетить известные на весь мир музеи»
Однако история нашего художественного музея берет свое начало гораздо раньше, с 30-х годов прошлого века. Ведь именно 90 лет назад во Владивосток из столичных хранилищ поступило несколько реликвий мирового уровня. Директор Приморской картинной галереи Алена Доценко согласна с журналистом «В».
Приморье вдохновляющее
– Галерея открыла выставочные залы для почитателей изобразительного искусства в 1966 году, – рассказывает Алена Алексеевна. – Хотя золотой фонд нашей коллекции впервые наполнился именно в предвоенные годы. Чарующие работы поступили из ведущих художественных музеев страны – Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного Эрмитажа, музея имени Пушкина, музея Академии художеств.
В их числе «Портрет А. Ф. Заикина» Василия Тропинина, «Портрет Г. Л. Гиршман» Константина Сомова, пейзажи Сильвестра Щедрина, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, «Девушка с барашком» Павла Кузнецова, «Портрет брата Давида с мандолиной» Марка Шагала и другие. А еще были древнерусские иконы, живопись и графика итальянских, французских, немецких, голландских, фламандских мастеров XIV – начала XX веков.
Однако не все эти шедевры в силу объективных причин в ту пору мог показать широкой публике художественный отдел областного краеведческого музея. Если что-то и выставлялось, то эпизодически. А ведь во Владивостоке с 1938 года действовал Приморский союз художников, в 1944-м открылось художественное училище, с 1962 года стали готовить живописцев в Дальневосточном государственном институте искусств. Почему бы их выпускники не могли учиться на творениях великих предшественников?
Когда Приморская картинная галерея распахнула свои залы, в ней насчитывалось чуть более 700 экспонатов. Для сравнения: за 55 лет работы собрано уже почти 10 тысяч единиц хранения.
– И за счет чего коллекция выросла в 13 с лишним раз?
– Наш музей является региональным, поэтому мы стараемся собирать приморское искусство. Максимально наполняем фонды произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративного и прикладного искусства наших земляков. Пытаемся охватить вниманием всех художников старшего поколения, проживших большую творческую жизнь здесь, и тех, кто начинал когда-то творить в Приморье, а потом переехал в другое место. Поддерживаем представителей среднего и молодого поколений, сумевших заявить о себе. Только таким образом можно охватить и показать все творческое разнообразие нашего региона.
Мы гордимся поступлениями советского периода. И сейчас много сил тратим на расширение своего фонда. Комплектование является постоянным процессом, оно позволяет музею развиваться.
Общаемся с работающими современниками, с наследниками и родственниками ушедших из жизни мастеров, не только здесь, в Приморье, но и даже в Москве и Петербурге. Мэтры с радостью делятся своими работами. Поэтому процесс пополнения постоянный. Дары поступают каждый год. А если работы и продают для музея, то за гораздо меньшие суммы, чем для частных коллекционеров.
К сожалению, приобретение сейчас является редким исключением из правил, хотя до перестройки этот процесс был выстроен, финансирование отлажено. Искусствоведы обращаются к органам региональной власти с просьбой создать фонд, с помощью которого можно приобрести какое-то произведение. Завтра даже при наличии средств будет поздно – желаемые работы растворятся по частным коллекциям. К примеру, работы ушедшего из жизни первого декана художественного факультета академии искусств заслуженного деятеля искусств Вениамина Гончаренко. Имеющиеся у нас несколько его картин не могут показать всего разнообразия и таланта этого мастера.
Наш музей с помощью выставок и услуг для посетителей старается заработать и аккумулировать какие-то деньги. Они не бог весть какие, но на них и приобретаются шедевры наших коллег. Так, произведения Анатолия Матюхина приобретали в рассрочку. А ведь этот уроженец Владивостока оставил в наследство потомкам впечатляющую коллекцию картин не только приморских видов, но и исторических мест в европейской части страны.
Признание уровня
– В дореволюционной России была целая плеяда меценатов, благодаря которым собраны уникальные коллекции в ныне государственных музеях. А сейчас есть такие люди?
– Есть. Хотя их совсем немного. Чаще бывают случаи дарения и покупки шедевров. Так, нам удалось получить приморские пейзажи импрессиониста Карла Каля, выпускника Дюссельдорфской академии, отмеченного серебряной медалью на Всемирной выставке в американском Сент-Луисе в 1904 году. В 1930-х годах художник жил в нашем городе. К сожалению, в 1937-м он был арестован… В Приморской картинной галерее имелось девять его работ, большинство обнаружили в 1969 году… на свалке, их долгое время реставрировали. Сейчас у нас 12 произведений Каля. Одну работу нам подарила семья Рэйко Такахаси Ирино из Токио, вторую купили у них же за скромную сумму. Еще одну приобрели у московского коллекционера, переговоры с ним длились полтора года.
Еще раньше Карла Каля во Владивостоке творил живописец и график Василий Баталов, открывший у нас первую на Дальнем Востоке художественную школу. Последние годы его жизни прошли в Чебоксарах, наследники живут в Петербурге. Нам удалось установить с ними контакты и получить несколько работ разных периодов творчества художника-педагога. Теперь вместе с коллегами из Чебоксарского и Пермского музеев обсуждаем возможность проведения совместной выставки.
– У меня дома на стенах висят картины и этюды приморского живописца Валерия Шиляева, очень люблю океанские и прибрежные виды. А какова доля маринистики в художественном музее города у моря?
– По-хорошему маринистику в нашей галерее надо выделить в отдельное направление. Оно у нас широко представлено. Трудно в Приморье найти художника, который ни разу не обращался бы к морской тематике. Мы отслеживаем творчество молодых дарований по данной тематике, пополняем коллекцию их работами.
Разумеется, украшением нашего выставочного пространства маринистики является «Восход солнца на Черном море» Ивана Айвазовского. Этой картине более 160 лет, во Владивосток она поступила в 1930 году из Русского музея. И всегда искушенные зрители задерживаются возле нее…
– Алена Алексеевна, как вы относитесь к творчеству молодых авторов?
– Ныне признанные мэтры еще несколько лет назад относились к категории молодых авторов. Очередная смена поколений…
Недавно у нас стартовал проект «Новые молодые и талантливые». За последнее десятилетие в художественной жизни Приморья появилось множество интересных авторов. Тут надо сказать спасибо педагогам кафедры живописи и рисунка художественного факультета Дальневосточного государственного института искусств под руководством его декана и замечательного художника Натальи Попович. Они не только учат молодое поколение, но и помогают ребятам участвовать в конкурсах и выставляться.
Среди первых свою персональную выставку «Владивосток серебристый» представила Светлана Фирюлина. Без сомнения, талантливый человек, чему стали свидетелями посетители галереи «Арка». Некоторые запоминающиеся работы были приобретены нашим фондом.
Нельзя пройти мимо творчества Дмитрия Лучинина. Его персональная тема под названием «Приморская» состоит из двух эксклюзивных направлений – правый руль и море, иногда они пересекаются. Молодой художник со свойственной его возрасту дерзостью показывает нам действительность трудных 1990-х и 2000-х годов. А еще он смело берется за роспись фасадов – довольно редкое и необычное творческое направление.
В ноябре во Владивостоке открылась первая персональная выставка Николая Лоншакова. Серия его работ морской тематики уже представлялась горожанам на камерных показах, но сейчас это другой масштаб. Кстати, его черно-белые линогравюры также являются выражением симпатии к городу у моря. Вообще, современных мастеров гравюры в нашем сообществе практически нет, поэтому деятельность коренного амурчанина заслуживает уважения. Конечно, стараемся поддерживать его. Для любого молодого художника собственная экспозиция не в частной галерее, но в государственном художественном музее является своего рода признанием уровня. Возможно, что-то уйдет навечно в фонды.
К слову, в Приморье не хватает не только граверов. Наблюдается дефицит скульпторов. Так что у людей, решивших посвятить себя этому виду творчества, будет открытая дорога.
Дерзкие идеи
– В последние годы приморцам часто показывают шедевры мирового уровня из столичных музеев. Расскажите об этом направлении вашей просветительской деятельности.
– Наша миссия заключается и в том, чтобы знакомить людей с художниками, чьих полотен нет в собрании Приморской картинной галереи. Ведь многим нашим землякам в силу разных обстоятельств трудно или даже невозможно побывать в столичных городах и посетить известные на весь мир музеи. Поэтому последние семь лет коллективом музея ведется целенаправленная деятельность: проводятся выставки одного шедевра из центральных российских и зарубежных музеев и тематические выставки из региональных музеев. С 2018 года помощь в их организации оказывают не только спонсоры, но и краевые власти, за что им особая признательность. Нам удалось представить экспонаты уже из 12 галерей.
Первой ласточкой стала демонстрация работы эпохи Возрождения «Святое семейство», приписываемой кисти Рафаэля Санти, из собрания Нижнетагильского музея. Эту 500-летнюю картину обнаружили случайно на чердаке старинного особняка семейства промышленников Демидовых. В 1925 году шедевр изучил и «излечил» московский реставратор и искусствовед Игорь Грабарь.
Из Нижегородского музея привозили выставку «Сокровища. От Алексея Саврасова до Казимира Малевича». В их числе были произведения Ильи Репина, Василия Сурикова, Владимира Маковского.
Особо стоит отметить представление творчества Ивана Айвазовского. Четыре года назад совместно с коллегами из других региональных музеев мы провели масштабную передвижную выставку в честь 200-летия великого мариниста. Тысячи зрителей в российской глубинке смогли увидеть 41 произведение мастера. Некоторые работы совершенно особенные, например, тот же «Восход солнца…». Для посещения этой экспозиции каждый день выстраивались длиннющие очереди, что за пределами Москвы и Петербурга вообще бывает крайне редко. В России такой сложнейший из-за логистики проект был осуществлен впервые. Конечно, мы им гордимся.
На что еще стоит обратить внимание? В Русском государственном музее находится наш методический центр – консультативный отдел художественных музеев России. С помощью петербургских коллег мы активизировали выставочную деятельность и организовали выставку «Великий Карл», посвященную творчеству Брюллова. Мы смогли представить приморским зрителям целый зал графики этого живописца. Редчайший случай – музейщики крайне редко и неохотно отдают эту графику для показа в иных местах (очень суровые рекомендации по свету, температуре, влажности; ее экспонируют не более трех месяцев в году). Наш музей соответствовал всем выставляемым требованиям. Это дало толчок для других показов.
Например, в прошлом году состоялась оригинальная выставка в честь 300-летия образования Российской империи «Государи и государыни – венценосные покровители искусств». Русский, Исторический, Академии художеств и другие музеи предложили малоизвестные полотна. Так, из Дальневосточного художественного музея в Хабаровске привезли пейзаж Ивана Шишкина, который украшал бильярдную комнату Николая II в его покоях. Помимо картин были представлены образцы мебели из царских покоев Зимнего дворца.
Порадовала прошлогодняя экспозиция великолепного творческого наследия Зинаиды Серебряковой из собрания Русского музея. Она сопровождалась лекцией «Долгое возвращение домой» о трудной судьбе потрясающей художницы – последние годы своей жизни до самой смерти в 1967-м она творила в Париже…
Что касается выставки одной картины, в первую очередь стоит упомянуть демонстрацию полотна «Мадонна делла Лоджиа» из галереи Уффицы кисти известного флорентинца Сандро Боттичелли. Эта его ранняя работа выполнена маслом на дереве в 1467 году. Сам проект, который на территории России открывался именно во Владивостоке, потребовал колоссальных усилий. Нам удалось доказать, что региональный музей не значит провинциальный и способен «показать товар лицом». Если честно, изначально мало кто верил в наш успех. То есть нам удалось встать в один ряд с Эрмитажем или Третьяковкой.
Это вдохновило нас на новые дерзкие идеи. К примеру, на проведение выставки «Под небом Венеции. Ведуты XVIII века из собрания Интеза Санпаоло». Ведута в переводе с итальянского означает «вид». Два с половиной столетия назад центром этого творческого направления стала Венецианская республика. Нашим землякам были представлены четыре работы великолепных итальянских художников. Сотрудничество с итальянцами планируется продолжить и в дальнейшем.
Поводов для гордости – без счета
– Чем еще порадует нас художественный музей?
– Во Владивосток привезут выставку «Золотое кольцо» с картинами Грабаря, Саврасова, Поленова, Коровина, Владимира Маковского и других живописцев из музеев дальнего Подмосковья. Неменьший интерес, уверена, вызовет выставка «О, Гавана! Транзит…» от Российской академии художеств и целый ряд других. Все афишировать раньше срока не буду, чтобы эти экспозиции стали приятным сюрпризом.
– Расскажите нашим читателям о проекте «Наследие».
– Проект «Наследие» касается уже ушедших из жизни приморских авторов. Это важно также для начинающих живописцев, которым нужно учиться на творчестве великих предшественников. В рамках этого проекта мы представили корифеев приморской живописи Ивана Рыбачука, Михаила Таболкина, Виктора Шлихта и других. Покажем также работы Олега Григорьева, творившего в мастерской местного фарфорового завода и оставившего после себя наследие в графике, живописи, гобеленах и керамике. Еще одна выставка будет приурочена к 100-летию со дня рождения заслуженного художника РФ Степана Орефина, не только оформлявшего театры во Владивостоке и Уссурийске, но и писавшего потрясающие натюрморты.
Коллектив нашего музея пришел к пониманию, что такая экспозиция картин художников Приморья должна действовать на постоянной основе. По этому пути пошли многие музеи Дальнего Востока, но все упирается в наличие помещений.
Интересным для зрителей будет телевизионный проект «Монолог художника», в котором будут представлены мэтры старшего поколения. Сама жизнь подтвердила правильность нашего решения. Один из первых монологов был записан с художником из Находки Геннадием Омельченко, к сожалению, 80-летний мастер недавно ушел от нас. Уже состоялись презентации, и вскоре завершится монтаж десятка фильмов. Эта работа так же, как и выпуск каталогов, продолжится и дальше.
– Большое спасибо, Алена Алексеевна, за интересную беседу.
Николай КУТЕНКИХ
Фото Алексея ВОРОНИНА