Прокурор проехался по мостам
Бывшего министра транспорта и дорожного хозяйства Приморья оштрафовали за плохую работу с мостовым хозяйством
Основание административного наказания в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства, теперь уже бывшего, Виктора Свяченовского – соответствующее постановление прокурора края после проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на мостовых сооружениях, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения.
«Возможно, наказание бывшего министра – это только начало? Но нас радует не наказание, а то, что в прокуратуре края наконец-то занялись этим стратегически важным вопросом – мостами и дорогами… Но до настоящего времени в Приморском крае не осуществлялся контроль за обеспечением сохранности государственной собственности – автомобильных дорог, мостов и иных дорожных сооружений регионального и межмуниципального значения.»
Проверка была проведена в апреле текущего года органами прокуратуры края. В результате «ревизии» установлено свыше 100 мостовых сооружений, функционирующих в ненадлежащем техническом состоянии. То есть в любой момент они могут обвалиться под проезжающими автомобилями. Как это уже многократно случалось.
Важна не сумма, а прецедент
По сообщению пресс-службы краевой прокуратуры, «в ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения закона, связанные с процедурой обеспечения защищенности мостов и иных дорожных сооружений на территории края».
По данному факту прокурор края в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства, теперь уже бывшего, Виктора Свяченовского возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
По результатам его рассмотрения межрегиональным территориальным управлением Ространснадзора по ДФО экс-министр признан виновным и ему назначен штраф в размере 20 тысяч рублей.
В свою очередь, министерство транспорта и дорожного хозяйства края попыталось обжаловать решение Ространснадзора, поскольку штраф – это негативное признание деятельности не только экс-министра, но и возглавляемого им ведомства. Как известно, короля делает свита. Но суд постановление Ространснадзора оставил без изменения.
Конечно, административное наказание в 20 тысяч рублей при министерской зарплате в несколько сотен тысяч ежемесячно что слону дробина. Виновник торжества наверняка изъятие двадцатки из его кармана даже не заметил. Но в данном случае важна не сумма штрафа, а прецедент.
Напомним, что Виктор Свяченовский возглавил министерство транспорта и дорожного хозяйства в ноябре 2018 года. До этого он работал главным инженером федерального казенного учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России» (Росавтодор). До него тогда еще департаментом дорожного хозяйства Приморья с 2014 года руководил Александр Швора, нынешний директор компании «Примавтодор», главного подрядчика по строительству дорог. В конце октября 2021 года Виктор Свяченовский уволился «по собственному желанию». Сейчас обязанности руководителя ведомства исполняет первый замминистра Алексей Игнатенко.
Нужна персональная ответственность
Ситуацию комментирует председатель профсоюза «Транспортных перевозчиков Приморского края» Петр Куприянов:
– Странное, конечно, решение о возбуждении дела об административном правонарушении. Ведь при обрушении осиновского моста были жертвы и ущерб не один миллион рублей. А Свяченовскому, непосредственно отвечавшему за состояние мостов и дорог в крае, штраф в 20 тысяч. Нонсенс! Возможно, наказание бывшего министра – это только начало? Но нас радует не наказание, а то, что в прокуратуре края наконец-то занялись этим стратегически важным вопросом – мостами и дорогами. Связано ли это с назначением нового прокурора или какими-то иными обстоятельствами, здесь я не могу судить. Но до настоящего времени в Приморском крае не осуществлялся контроль за обеспечением сохранности государственной собственности – автомобильных дорог, мостов и иных дорожных сооружений регионального и межмуниципального значения, которые, согласно законодательству, относятся к объектам оборонного значения независимо от формы собственности и назначения. В условиях военного времени автомобильные дороги, соединяющие важные государственные и специальные объекты, предназначены для воинских перевозок, эвакуации населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения. Чиновники в верхних эшелонах власти, видимо, об этом забыли.
По словам Петра Куприянова, аварийные ситуации с мостовыми сооружениями в крае будут происходить до тех пор, пока не будет установлена персональная ответственность чиновников за состояние мостов и дорог и пока после каждого обрушения мостового перекрытия следственные органы не станут искать виновных в ЧП среди должностных лиц. Даже если это чиновники уровня министра.
– В Уголовном кодексе РФ есть статья 281 «Диверсия», где черным по белому написано, что «совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ, наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет». Если мостовые сооружения – это объекты транспортной инфраструктуры, жизнеобеспечения населения и связи одновременно, то почему до сих пор уголовное право не применяется в отношении должностных лиц, ответственных за содержание моста? Должностных лиц надо привлекать! Мне уже доводилось поднимать эти вопросы в следственном управлении СК России по Приморскому краю и на встрече с Любовью Деминой, на тот момент начальника управления Генеральной прокуратуры в Дальневосточном округе. Ответ Деминой меня рассмешил:
– Вы что, Петр Витальевич, хотите, чтобы мы должностных лиц сажали в тюрьму?
– Нет, – говорю, – давайте им премию выпишем годовую. Вот и вся любовь!
Радужный эпилог
В наши дни ремонт старых и строительство новых дорог, а также возведение и ремонт мостовых сооружений в регионе реализуются в рамках госпрограммы «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2020–2027 годы. Чаще всего падали мосты на трассе Владивосток – Находка. Именно здесь в 2022 году начнется строительство шести мостовых сооружений.
На их возведение из бюджета будет выделено порядка 1,2 млрд рублей. Это позволит обновить практически все мостовые сооружения на этой дороге краевого значения протяженностью 185 км. Перспектива радужная. Будем надеяться, что мосты будут построены в срок, качественно и на века, чтобы потомки не костерили строителей и тех, кто будет следить за состоянием мостовых сооружений.
Справка «В».
Всего на территории Приморского края находится 1611 мостов, из них 717, то есть почти половина, в неудовлетворительном состоянии. 374 сооружения имеют габариты, не соответствующие категории автомобильной дороги; 610 сооружений – недостаточную грузоподъемность; 360 – низкий уровень безопасности движения; 434 – износ, близкий к предельному. Почти все они построены в 50–60-х годах прошлого века, большинство из них не ремонтировалось по 30 лет, 139 признаны аварийными.
Сергей КОЖИН
Фото предоставлено Петром КУПРИЯНОВЫМ