«Они вечные, как пирамиды»
Во Владивостоке на Лесном кладбище с 1 декабря начнет работать колумбарий
Это событие для столицы Приморья долгожданное и архиважное, как и сам объект, который начали строить еще в 2003 году. Итак, в первый день зимы во Владивостоке на Лесном кладбище вводится в эксплуатацию колумбарий на 6700 ячеек.
«По оценке специалистов, стоимость колумбария на сегодняшний день примерно 100 млн рублей. Это уникальный в своем роде объект. Стенок с ячейками из японского мрамора в России нет нигде. И если на них не будет никакого механического воздействия, то они вечные, как египетские пирамиды.»
«Если у нас все получится, то я думаю, что будущим летом возьмем печь в лизинг. Будем ее окупать за счет доходов от деятельности МБУ «Некрополь». Даже если у второй печи пропускная способность будет восемь процедур в сутки, то в совокупности с первой печью будет уже шестнадцать кремаций. Для Владивостока этого достаточно.»
Строительство мемориала для участников Великой Отечественной войны в 20 км от крематория на Морском кладбище было включено в губернаторскую программу подготовки еще к 60-летию Дня Победы. Но до сдачи колумбария заказчику, администрации города, дело не дошло. Зато разразился скандал, превратившийся в длительный судебный процесс.
Спасибо мэру Копылову
Напомним, что через три года после начала строительства похоронного комплекса прокуратура усмотрела нецелевое использование денежных средств из бюджета города бывшим главой Владивостока Юрием Копыловым, заключившим договор с японской компанией «Сирояма» на поставку материалов для устройства колумбария. Хотя он, по мнению правоохранителей, не имел на то права, так как сделал это в обход требований Бюджетного кодекса РФ, без согласования с органом представительной власти и без проведения обязательного конкурса на размещение муниципального заказа. Общая сумма договора тогда составляла 3 миллиона 821 тысячу 210 долларов США, или 115 млн рублей по действующему на тот момент курсу Центробанка России.
По данному факту было возбуждено уголовное дело. По мнению следствия, экс-мэр Копылов нанес ущерб казне города в размере 21,5 млн рублей. Суд Ленинского района Владивостока признал его виновным в превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) и приговорил к 4 годам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком. Верховный суд РФ оставил без удовлетворения кассационную жалобу Юрия Копылова.
Коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда, рассмотрев кассационное представление прокуратуры Владивостока на решение Советского райсуда, отказала надзорному органу во взыскании с бывшего градоначальника 21,5 млн рублей. На тот момент скандальный колумбарий был практически построен.
Последнее пристанище по божеской цене
Прошли годы. Сегодня работы по благоустройству мраморного погоста в стадии завершения. Все юридические вопросы решены, объект принят в муниципальную собственность и передан на праве оперативного управления в МБУ «Некрополь». На городскую похоронную службу возлагается предоставление ячеек колумбария для захоронения урн с прахом, а также контроль за его состоянием.
В недавнем интервью РИА VladNews мэр Владивостока Константин Шестаков рассказал, что на ближайшие годы городу достаточно колумбария на Лесном кладбище. Однако администрация Владивостока не должна затормозиться в развитии этого направления. И уже оформила дополнительный земельный участок на Морском кладбище для реализации подобного проекта.
В интервью с корреспондентом «В» директор МБУ «Некрополь» Наиль Шахманов уточнил, что новый колумбарий закроет проблему Владивостока с отсутствием земли под погребения примерно на 5 лет. И это при ныне действующих пяти кладбищах: Морском, Лесном, на Аяксе, на острове Попова и закрытом Центральном, где разрешено подзахоранивать урны с прахом, но только к могилам родственников.
За почти 19 лет простоя плиты колумбария не потрескались и не потемнели от неустойчивого приморского климата, от морского ветра, дождей и перепадов температуры. Отполированные мраморные плиты выдержали проверку временем. Они и сегодня блестят на солнце, как будто только вчера их привезли из Японии. Будущим летом рядом с колумбарием появятся цветы, кустарники и деревья, чтобы хоть немного прикрыть печальное место от взоров автомобилистов с близлежащей автострады.
Нежилая застройка
– По оценке специалистов, стоимость колумбария на сегодняшний день примерно 100 млн рублей. Это уникальный в своем роде объект. Стенок с ячейками из японского мрамора в России нет нигде. И если на них не будет никакого механического воздействия, то они вечные, как египетские пирамиды, – рассказал Наиль Фаритович. Вот и подумаешь, зачем было городить уголовные дела против мэра Копылова, который, выходит, сделал все, причем очень качественно. Вряд ли кто в России способен сделать так даже по закону…
Цены на услуги колумбария муниципальные. В сравнении с другими городами очень даже божеские. Так, размещение урны с прахом в ячейку, что называется, под ключ обойдется клиенту в 50 тысяч рублей. Для сравнения: в Хабаровске такие услуги обойдутся приблизительно в 80 тысяч, в Москве – в 120 тысяч рублей. При этом табличка на мемориальной плите с фото, именем и датами жизни покойного должна быть строго черного цвета, ее размер – 330 мм на 330 мм. Она устанавливается не на шурупы, а на клей. Сверлить мраморные плиты нельзя. В одной ячейке можно разместить три урны с прахом, но только усопших родственников. При этом дополнительная плата за «подселение» взиматься не будет.
Примечательно, что урны для праха различной конфигурации можно выбрать в МБУ «Некрополь» при заключении договора на проведение похорон. Но ее размещение в ячейке колумбария будет проходить не там, где заблагорассудится заказчику, например с видом на море, а только по порядку, сверху вниз и под контролем сотрудника кладбища. С последующей регистрацией захоронения в архиве управления содержания дорог и благоустройства, на который эти обязанности возложены.
Директор МБУ «Некрополь» прогнозирует высокий спрос на услуги колумбария. При этом приобрести ячейку «на будущее» нельзя. Ячейка будет предоставляться только по факту смерти человека и при наличии соответствующих документов.
– Этот момент мы тоже продумали. Если мы начнем продавать колумбарные ячейки уже сейчас, то кто-то может выкупить всю стенку сразу и потом начнет их продавать по завышенной цене. Не сегодня и не завтра, но через 3-4 года этот бизнес у него пойдет. Колумбарий оптом не продается. И это не имущество, чтобы его продавать или выкупать. Здесь действует такой же принцип, как в автоматической камере хранения на вокзале. Люди платят за хранение права в ячейке. И мы, как муниципальное учреждение, за свою работу никаких дотаций ни от кого не получаем. Живем за счет того, что заработаем, и платим налоги. При этом пытаемся держать цены на похоронные услуги на 15 тысяч рублей ниже, чем у других компаний в городе. Все наши работники – это порядка ста сотрудников на всех пяти кладбищах – официально трудоустроены. Свой смотритель, он же сторож, есть и у колумбария. Кроме того, стенки даже ночью находятся под контролем видеокамер, – говорит Наиль Шахманов.
Крематорий в лизинг
По его словам, в планах МБУ «Некрополь» установка второй печи в крематории на Морском кладбище. В последние годы смертность во Владивостоке пошла вверх. Люди все чаще заказывают не традиционное и более дорогостоящее захоронение в землю, а кремацию, как это делали древние славяне в дохристианскую эпоху.
При этом одна ныне действующая печь с пропускной способностью восемь кремаций в сутки не справляется с возросшим потоком покойников. Это крайне мало с учетом того, что во Владивостоке ежемесячно уходят в мир иной до 500 человек. При этом каждый второй клиент хочет, чтобы близкого ему человека непременно кремировали. К примеру, если в 2010 году была всего одна кремация в сутки, то сейчас на кремацию очередь. Ко всему, услугами крематория пользуются не только жители Владивостока, но и близлежащих районов. Прежде всего по экономическим причинам.
Ближайший от Владивостока крематорий находится в пригороде Артема, на Подгороденке, что очень неудобно для жителей столицы ДФО. Других крематориев в Приморье нет.
– В январе планируем пригласить специалистов, чтобы они посмотрели, где можно расположить вторую печь. Может быть, надо будет произвести какие-то изменения в здании крематория. Это очень серьезный вопрос. Если у нас все получится, то я думаю, что будущим летом возьмем печь в лизинг. Ее приблизительная стоимость около 40 млн рублей. Будем ее окупать за счет доходов от деятельности МБУ «Некрополь». В России только три компании делают такие печи. Но оборудование, какие-то детали импортные. Печи работают на жидком топливе. Даже если у второй печи пропускная способность будет восемь процедур в сутки, то в совокупности с первой печью будет уже шестнадцать кремаций. Для Владивостока этого достаточно. При наличии второй печи мы можем вторую остановить на ремонт или профилактическое обслуживание, – резонно рассуждает директор МБУ «Некрополь».
Обновление системы вентиляции действующей печи крематория на Морском кладбище – еще одна проблема городской похоронной службы. По словам Наиля Фаритовича, необходимо ликвидировать дым из трубы, раздражающий жителей города. Согласитесь, это выглядит не очень этично и для местной экологии не комильфо.
Кстати, по словам директора МБУ «Некрополь», действующий колумбарий на Морском кладбище по соседству с администрацией крематория скоро будет закрыт и снесен как незаконная постройка, которая к тому же находится в аварийном состоянии. Многие граждане уже забирают урны с прахом своих близких для захоронения в другом месте.
Сергей КОЖИН
Фото:
T. H. Jensen с сайта Pixabay, автора