Во Владивосток привезли частицу Венеции

Что сегодня привозят туристы из поездок? Разумеется, фотографии и открытки. А что было делать, например, молодым аристократам XVIII века, которые по достижении совершеннолетия отправлялись в путешествие по Европе «для завершения образования»? Фотографию в то время еще не изобрели…

8 сент. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4851 (6556) от 8 сент. 2021

Какой же они находили выход? Не знаете? Тогда посетите выставку «Под небом Венеции. Ведуты XVIII века из собрания «Интеза Санпаоло» (6+) в Приморской картинной галерее. Оказывается, из Венеции, например, аристократы везли с собой на память ведуты. Что это?

Жизнь на фоне дворцов

– Термин образовался от итальянского слова veduta, что в переводе означает «вид» и относится к картинам, изображающим повседневный городской пейзаж, – объясняет куратор выставки Владимир Петухов. – Для жанра характерна тщательная детализация, полная идентичность натуре и узнаваемость городского ландшафта.

Четыре классических образца ведуты – работы Франческо Гварди «Венеция. Площадь Сан-Марко», Каналлетто (Джованни Антонио Каналь) «Каприччио с готической церковью и лагуной», Микеле Мариески «Вид большого канала с Рива дель Вин», Хендрика Франса ван Линдта «Вид церкви Санта Мария делла Салюте» – из собрания «Интеза Санпаоло», представленные на выставке, дают ярчайшее представление об этом жанре живописи. 

– У всех четырех представленных здесь мастеров есть общая черта: художники рисовали Венецию, которая как раз переживала последний всплеск творческого расцвета, его еще называли Второе Возрождение. Скоро Венецианская республика, разрушенная Наполеоном, закончит свои дни, – рассказывает Владимир Петухов. – Венеция на ведутах предстает не застывшим памятником архитектуры, а живым местом, городом, в котором есть не только великие дворцы и площади, но и люди. По сути, это как открытки, как своего рода фотоснимки жизни города. Вот на ведуте Гварди мы видим и торговку масками, и белье, сушащееся в окнах верхних этажей здания, и нищего на площади… Сегодня туристы везут из Венеции фото и открытки, а раньше покупали ведуты. Английская аристократия, например, скупала их десятками, формируя в своих домах целые «итальянские стены».

Италия на Тихом океане

Проект реализован в перекрестный Год музеев Италии и России, а Владивосток – единственный на Дальнем Востоке город, который попал в этот год, так что выставка имеет историческое значение.

Все это стало возможным благодаря сотрудничеству Приморской краевой картинной галереи и банковской группы «Интеза Санпаоло», которая имеет громадную коллекцию произведений искусства. Профессор Антонио Фаллико, председатель совета директоров, приехавший во Владивосток на ВЭФ и открытие выставки, рассказал: музеи «Интеза Санпаоло» работают в четырех городах Италии, скоро откроется пятый. В них представлены скульптуры, иконы, живопись и многое другое, чем владеет корпорация. Вход во все музеи бесплатный.

– Мы очень рады показать эти четыре картины во Владивостоке. Наши произведения путешествуют по всему миру, но так далеко от Италии они еще не забирались, – отметил Антонио Фаллико. – Мы выставляли вещи из наших фондов в США, но от Италии до США ближе, чем до Владивостока. Мы сотрудничаем с ведущими музеями России – от Эрмитажа до музея имени Пушкина, и вот забрались на восток. И мы очень рады сотрудничеству с Приморской картинной галереей, этот проект – самое малое, что мы смогли сделать, но я уверен, что вместе мы сделаем больше. Такие проекты помогают культурному и духовному сближению народов России и Италии.

Следуйте за романтикой

По словам Алены Даценко, директора Приморской картинной галереи, для того чтобы представить ведуты достойно, в Главных анфиладах галереи был специально смонтирован новый вариант освещения – теперь у зрителей есть чувство, что свет идет от картин.

– Венеция – самый романтичный город мира. Наверное, сколько бы раз ты там ни побывал, все равно мало. И эти ведуты погружают нас в Венецию, – заметила Алена Алексеевна. – В музейном комплексе «Интеза Санпаоло» хранятся более 30 тысяч экспонатов, это широчайший спектр произведений – от археологических памятников до предметов современного искусства. Именно итальянские специалисты предложили нам жанр ведуты как один из классических для итальянского искусства. В музее Виченце представлены лучшие работы в этом жанре, и нам дали возможность увидеть самые-самые. Искусство должно путешествовать по миру и радовать людей в разных городах…

Отобранные для выставки ведуты можно сравнить с фотографиями, созданными задолго до изобретения этой технологии. Кстати, эти произведения обладают не только большой художественной ценностью. В последние годы они также сыграли важную роль в изучении уровня моря в Венеции и решении самой большой проблемы, с которой сегодня сталкивается лагуна, – последствий феномена «высокой воды».

– Мы искренне надеемся, что знакомство с блестящими образцами венецианской живописи XVIII века станет не только открытием нового культурного явления, но и пробудит в зрителях желание лично посетить изображенные места, – сказала Алена Даценко.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА