Симуляция, которая спасает жизни

Зачем врачи «играют в куклы» на работе?

25 авг. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4847 (6552) от 25 авг. 2021
19.jpg

Врач-акушер – особая специальность, ведь им постоянно приходится брать на себя ответственность за жизнь не одного, а сразу двух человек. И для того, чтобы исключить любую возможность ошибки в операционной, специалисты краевого Перинатального центра стараются постоянно совершенствовать свои навыки, делиться опытом с коллегами, обсуждать сложные случаи из практики. Теперь делать это стало проще: недавно в центре открылись сразу три симуляционных кабинета для обучения и тренировок медперсонала. 

Работа специалистов краевого Перинатального центра – это ежедневное знакомство с новыми маленькими людьми. Здесь принимают рожениц со всего Приморья, оказывают необходимую помощь, проводят экстренные операции.

Отработать действия до автоматизма 

Симуляционные кабинеты по сути своей – обычные учебные классы, как в медицинском вузе. Все инструменты и расходные материалы здесь настоящие, только вместо живых пациентов – манекены. Внутреннее строение тренировочных кукол максимально приближено к настоящему человеческому организму. У них есть «кожа» и «мягкие ткани», которые необходимо сшивать после проведения кесарева сечения. В «вены» начинающие акушеры и медсестры учатся ставить капельницы и правильно вводить растворы. А при выполнении вентиляции легких грудная клетка «пациента» начинает вздыматься. 

– До открытия симуляционной комнаты мы, конечно, повышали свою квалификацию, проходили занятия. Но теперь, с появлением учебного зала,  у нас есть возможность  на практических тренажерах отрабатывать мануальные и хирургические навыки, – говорит акушер-гинеколог Приморского краевого Перинатального центра Анна Савело. – Здесь мы учимся останавливать кровотечения, так как это основной вид осложнений во время родов; проводить органосохраняющие операции, чтобы роженица впоследствии могла снова иметь детей. Многие технологии, которые мы сейчас используем в практике, начинались с дискуссий в симуляционном кабинете. 

Обязательное обучение персонала проводится раз в неделю, но если в клинику поступает сложный пациент, требующий междисциплинарной помощи, то собираются и экстренные классы. Лучшие врачи центра не только делятся своими знаниями с «новобранцами», но и следят за выполнением ими предписанных медицинских протоколов. 

Процесс обучения чем-то похож на урок в школе: перед каждым молодым специалистом ставится определенная задача, например, сделать ровный шов или провести реанимационные процедуры.  Все действия должны совершаться за строго определенное время – как в ходе настоящей операции. При этом тренировку снимают на камеру – как только задание выполнено, запись выводится на экран и преподаватель разбирает все, даже самые мелкие недочеты в работе акушеров и медсестер. Главная задача таких занятий – доведение работы медперсонала до автоматизма. 

Полукилограммовый человек

Одна из самых важных особенностей кабинетов – возможность работы с манекенами новорожденных и недоношенных младенцев. Большой процент всех родов, которые принимают врачи Перинатального центра, преждевременные. Например, здесь работают с малышами, родившимися на 22-й неделе беременности. Их вес иногда составляет всего 450 граммов. Конечно, такие малютки требуют самого бережного отношения и пристального внимания к состоянию их здоровья. 

– Раньше мы отрабатывали проведение всех процедур на других манекенах. Это были просто маленькие куклы, на которых мы осуществляли различные операции. Новые манекены позволяют нам проводить манипуляции на жизненно важных органах. Мы можем оказывать реанимационные мероприятия как матери, так и малышу, можем отработать технику кесарева сечения и другие манипуляции, приемы проведения которых невозможно натренировать без пациента, – рассказывает главный врач центра Татьяна Курлеева. 
Даже с манекенами недоношенных детей акушеры ведут себя крайне аккуратно. Все действия производятся строго в перчатках, а движения специалистов становятся плавными и мягкими – очень важно не навредить пациенту, помещающемуся на двух ладошках. Здесь новорожденным учатся не только делать инъекции, проводить интубацию, но и совершать самые обычные действия. Например, надевать памперсы. 

В это же время правилам обращения с младенцем учат и молодых мам. По словам главного врача центра, комната для обучения родителей очень востребована. Правда, из-за пандемии посещать занятия пока могут только матери.

– Чтобы родители после выписки не боялись подойти к ребенку, знали, как правильно его взять, искупать, как проверить самочувствие, мы начинаем их постепенно обучать всем самым главным навыкам, – говорит Татьяна Курлеева. – Это очень важно, потому что цепочка мать – дитя должна быть установлена с самых первых минут жизни младенца. Надеемся, что в будущем к нам станут приходить и папы. 

Сейчас новейшие симуляционные кабинеты есть только в краевом Перинатальном центре. Поэтому его врачи планируют приглашать своих коллег из других больниц Приморья на обучение, проводить онлайн-конференции, чтобы молодые медики, в каком бы медучреждении они ни работали, могли оказывать квалифицированную помощь маленьким детям и беременным женщинам.

– Польза от любого обучения – это спасение жизни. Соблюдение правила «золотого часа», точность в проведении операций зависят от того, как будет подготовлен специалист. Поэтому симуляционные кабинеты очень важны: здесь врач может тренироваться до бесконечности, работать над своими ошибками. Мы сами учились не так, и очень приятно, что в системе родовспоможения наш центр стал первым, где открылись такие классы, – подчеркнула  главный врач Перинатального центра Татьяна Курлеева. 

Марина ЗУБКО

Фото Алексея ВОРОНИНА