Как близок стал нам «Мариинский»!

Звездный состав артистов подарил приморцам музыкальный праздник

18 авг. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4845 (6550) от 18 авг. 2021

Жители Владивостока очень быстро привыкли к тому, что лето – самый его разгар – стало временем балета, оперы, изысканных симфоний, временем изящных па и великолепных голосов. Временем фестиваля «Мариинский».

В этом году фестиваль прошел в шестой раз. Чем порадовал он жителей и гостей столицы ДФО? Давайте вспомним… 

В финале – Девятая симфония

Как обычно, «Мариинский» начался балетными премьерами – «Бахчисарайским фонтаном» и «Сильфидой». 

Хореографию сменили симфоническая и оперная программы, и открыл их пианист Сергей Редькин. Восходящая звезда мирового фортепианного исполнительства, лауреат множества престижных конкурсов, он дважды выступил на Приморской сцене Мариинского театра.
Сергей Редькин, воспитанник петербургской пианистической школы, хорошо знаком слушателям Приморской сцены. Музыкант неоднократно выступал во Владивостоке с симфоническими, камерными, сольными программами. Он много гастролирует по России и за рубежом – в Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Португалии, Монако, Польше, Израиле, США и Мексике. Является лауреатом множества международных конкурсов. В 2015 году завоевал III премию и бронзовую медаль на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. А в 2021 году Редькин стал лауреатом еще одного крупного международного состязания – завоевал II премию на Международном конкурсе имени королевы Елизаветы, проводимом в Брюсселе.

Сначала в Большом зале музыкант солировал в фортепианном концерте № 17 Вольфганга Амадея Моцарта в симфоническом вечере «Моцарт. Шуберт». Также в программе вечера были Пятая симфония Франца Шуберта и мотет Exsultate, Jubilate Моцарта, партию сопрано в котором исполнила известная оперная певица заслуженная артистка России Альбина Шагимуратова (колоратурное сопрано). Затем состоялся сольный концерт пианиста в Большом зале театра. Прозвучали фортепианные произведения Франца Шуберта и Александра Скрябина. 

Вторым событием в симфонической части фестиваля стало исполнение грандиозной Девятой симфонии Бетховена на Приморской сцене Мариинского театра. Одно из ключевых инструментальных произведений мировой музыки завершило симфоническую программу VI Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский».

Симфония № 9 ре минор, соч. 125 (1824) – последнее и высочайшее произведение композитора. Именно эта симфония стала первой, где используется текст: в финале помимо оркестра к исполнению подключаются четыре солиста и смешанный хор (мужской и женский).
На фестивале «Мариинский» монументальную партитуру Девятой симфонии представили солисты Мариинского театра Млада Худолей (сопрано), Юлия Маточкина (меццо-сопрано), Юрий Воробьев (бас) и стипендиат программы Аткинс при Мариинском театре Гамид Абдулов (тенор), хор и симфонический оркестр Приморской сцены.

Все оперы – о любви

Оперная программа фестиваля «Мариинский» традиционно была ярка и разнообразна. В ней принял участие поистине звездный состав оперных артистов.

Программу открыла одна из весенних премьер театра – «Летучая мышь» Иоганна Штрауса (сына) в постановке Алексея Степанюка. Головокружительную оперетту в пышном оформлении Вячеслава Окунева представили солисты Приморской сцены: Алексей Смирнов, Алена Диянова, Мария Суздальцева, Вячеслав Васильев, Роман Крукович и Татьяна Макарчук.

В опере «Травиата» Джузеппе Верди можно было услышать певцов с мировым именем. В заглавной партии, Виолетты Валери, вышла солистка Ковент-гарден и Метрополитен-опера заслуженная артистка России Альбина Шагимуратова. Впервые на Приморской сцене в партии Жоржа Жермона предстал Ариунбаатар Ганбаатар, обладатель изумительного баритона, победитель XV Международного конкурса имени Чайковского и Конкурса Би-би-си «Певец мира» в Кардиффе. Партию Альфреда исполнил солист приморской труппы Алексей Костюк.

Колоритный шедевр Джакомо Пуччини «Турандот» в постановке Шарля Рубо был показан на фестивале. В образе загадочного Калафа вышел солист Большого театра и Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, лауреат «Золотой маски – 2021» Нажмиддин Мавлянов. Его партнерами в спектакле стали ведущая сопрано оперной труппы Мариинского театра Млада Худолей (Турандот), солисты Приморской сцены Алина Михайлик (Лиу) и Евгений Плеханов (Тимур).

Затем в пушкинской опере Петра Чайковского «Евгений Онегин» выступили стипендиат программы Аткинс при Мариинском театре Гамид Абдулов (Ленский), солист мариинской труппы Юрий Воробьев (Гремин), певцы Приморской сцены Лилия Кадникова (Татьяна), Лаура Бустаманте (Ольга) и Алексей Бублик (Онегин).

Особым интересом публики пользовался гала-концерт солистов оперы на VI Международном Дальневосточном фестивале «Мариинский», который прошел 4 августа в Большом зале Приморской сцены в рамках оперной программы. В нем приняли участие приглашенные звезды и солисты приморской труппы.

Прозвучали арии и дуэты из опер Доницетти, Россини, Верди, Сен-Санса, Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского. Также в программе – романсы русских композиторов, редко исполняемая концертная ария Bella mia fiamma Моцарта и зажигательная «Неаполитанская тарантелла» Россини.

Долголетие «Пиковой дамы»

Заключительным событием VI фестиваля «Мариинский» стал показ оперы Петра Чайковского «Пиковая дама» в классической постановке Юрия Темирканова.

В главных партиях: Нажмиддин Мавлянов (Герман), Ариунбаатар Ганбаатар (Елецкий), солистка Мариинского театра, победительница ХV Международного конкурса имени Чайковского Юлия Маточкина (Полина), солисты приморской труппы Елена Разгуляева (Лиза), Марат Мухаметзянов (Томский), Ирина Колодяжная (Графиня).

Опера «Пиковая дама» написана Чайковским в 1890 году на  сюжет одноименной повести Александра Пушкина. Это история о всепоглощающей страсти к азартным играм, которой противостоит светлое чувство любви. Бедный офицер Герман влюбляется в девушку Лизу из знатной семьи. Услышав о тайне трех карт, которой владеет старая графиня, он решает во что бы то ни стало выведать у нее секрет, разбогатеть и быть рядом с любимой. Но сможет ли Герман вовремя остановиться на скользком пути к легким деньгам?

Постановка «Пиковой дамы» в режиссуре Юрия Темирканова и художественном оформлении Игоря Иванова является редким образцом классического спектакля-долгожителя. Главные приметы Петербурга екатерининской эпохи, во времена которой происходит действие оперы, воспроизведены в нем с доскональной точностью. Детали интерьера комнат, казарм, игорного дома, все костюмы отвечают реальным историческим прототипам. Выпущенный в 1984 году в Кировском (ныне Мариинском) театре, этот спектакль получил международное признание и не сходил со сцены.

Перенос постановки «Пиковой дамы» из Петербурга во Владивосток был осуществлен в декабре 2015 года. Первый спектакль прошел под управлением маэстро Валерия Гергиева при участии ведущих солистов Мариинского театра. С тех пор приморские зрители смогли услышать в этой опере легендарных интерпретаторов главных партий и молодых звезд.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото:

с сайта Приморской сцены Мариинского театра, Алексея ВОРОНИНА