Искусство с интригой

Картинная галерея хранит не только художественные произведения, но и потрясающие истории

18 авг. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4845 (6550) от 18 авг. 2021

Свой 55-летний юбилей Приморская краевая картинная галерея отметила в конце июня. Но столь солидную дату в жизни одного из лучших художественных музеев на Дальнем Востоке будут отмечать фактически до конца года. Еще ведь предстоят и Дни Эрмитажа (12+), и новые уникальные выставки…

О том, что интересного появилось в жизни Приморской краевой картинной галереи в юбилейный год, – наш разговор с директором галереи Аленой Даценко и ее коллегами.

Владивостоку оказали честь

– Алена Алексеевна, недавно фонд галереи ощутимо пополнился…

– Да, и это потрясающе! Галерее – единственному из художественных музеев ДФО – на основании приказа Министерства культуры РФ на безвозмездной основе были переданы более полутора тысяч произведений отечественных мастеров 1940-х – конца 1990-х годов из расформированной коллекции Международной конфедерации Союзов художников России.

Я лично участвовала в отборе совместно с сотрудниками Третьяковской галереи. Приоритет, оказанный Приморской картинной галерее, не случаен: Владивосток – столица Дальневосточного федерального округа, здесь ведется строительство музейно-выставочного комплекса, а Приморье – территория культуры, соединяющая Восток и Запад.

За 55 лет существования Приморской картинной галереи это самое масштабное безвозмездное пополнение фондовой коллекции по всем основным направлениям. Галерея получила яркие, самобытные работы республиканских школ СССР, разнообразные по стилистике, жанрам и техникам. Это лучшие образцы изобразительного искусства прошлого века, в свое время тщательно отобранные международным отделом Союза художников СССР.

Самая значительная часть пополнения – более 800 графических произведений, уникальных по тематике и разнообразных по технике. Среди переданных работ 359 произведений живописи, в основном большеформатных, в них – профессиональная мощь и серьезный подход авторов к решению поставленных задач, которые чаще всего сочетаются с искренним велением души. Почти вдвое собрание галереи пополнилось скульптурой (141 предмет), это беспрецедентный случай в истории нашего музея. Интересной для зрителя обещает быть и коллекция театрально-декорационного искусства (120 работ). Пополнилось и собрание произведений прикладного искусства (80 произведений).

Сейчас мы приступили к обработке коллекции в соответствии со всеми музейными требованиями, а зрителей знакомить с ней будем на новых выставках.

Картины и судьбы

Одна из основных выставок, которыми галерея отмечает свой юбилей, – «55 историй, которые мы храним» (6+). Она представлена в парадных залах.

– Для меня это уникальный проект, – говорит Наталья Левданская, куратор выставки. – По сути, это подарок всем жителям и гостям Владивостока. Выставка рассказывает о произведениях из наших фондов, с каждым из которых связана интересная страница в многогранной деятельности галереи. Концепция выставки впервые позволяет показать в одном зале предметы, относящиеся к разным видам искусства, разным странам и векам. Единственное, что их объединяет, – наличие у каждого особенной истории, известной даже не всем сотрудникам галереи…

Каждая история уникальна, а темы связаны с основными направлениями работы ПККГ:

– атрибуция (установление авторства анонимного произведения искусства, времени и места его создания);

– реставрация (комплекс мероприятий, направленных на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства);

– провенанс (история владения художественным произведением, его происхождение);

– события – ведь с предметами искусства иногда случаются авантюрные, даже криминальные происшествия.

В экспозицию вошли произведения классической русской живописи. Исследования продолжаются много лет, но тем не менее что-то новое зритель сможет узнать, например, об авторе «Портрета Великого князя Петра Федоровича», о том, кто же все-таки изображен в образе «Дамы в сером платье» на портрете Карла Христинека. «Портрет брата Давида» Марка Шагала вывел наше собрание на международную арену. А Ири и Тоси Маруки (Япония) были первыми иностранцами, выставка которых прошла на Алеутской, 12.

Мы храним целую коллекцию старообрядческих икон – откуда они, узнаете на выставке. А икона «Богоматерь Казанская» XVII века однажды была… украдена прямо из экспозиции. Но она вернулась и представлена на выставке. Как произошло счастливое обретение – тоже интересная история.

Примерно то же самое, но по несколько другому сценарию произошло с графическим листом Михаила Врубеля «Демон летящий».

Вы думаете, что с искусством СССР и Приморского края все ясно и понятно? Что здесь-то уж нет никаких загадок? Не тут-то было! К примеру, одно из самых известных произведений лауреата Ленинской премии Андрея Мыльникова – триптих «Три креста» – находится в экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу. А у нас хранится копия правой части триптиха – «Смерть Гарсия Лорки», у нее прекрасный провенанс. 

Увлекательны и истории о том, какие художники работали во Владивостоке в 1920–1930-е годы, как и благодаря кому произведения Вацлава Пановского, Карла Каля, Павла Иванова, Виктора Пальмова и других авторов оказались в фондах галереи, какие открытия удалось нам здесь совершить.

Судьбы приморских художников Виктора Грачева и Владимира Самойлова долгое время были для нас полной загадкой. Расспросы, встречи с разными людьми, поиск информации, счастливые озарения и случайности привели наконец к тому, что оба художника заняли свое место в истории изобразительного искусства Приморья.

Мы также готовы поведать зрителям необыкновенные и занимательные истории о древней китайской скульптуре Гуанси – богини милосердия, о китайских альбомах с миниатюрами, о «русском» китайце Цзян Ши Луне, о кимоно Фукуи Садако, о японском мебельном гарнитуре, о гобелене Ким Мен Сук из Республики Корея (ее первая выставка в России состоялась в Приморской галерее), о кресле из Зимнего дворца и о многом другом.

Понятно, что рассказать во время экскурсии все 55 историй невозможно. Поэтому материалы по каждой истории будут собраны в «Дела», и у любого посетителя появится возможность ознакомиться с теми из них, что вызовут наибольший интерес. Хранятся эти «Дела» в папке в самом начале выставки. Желтые папки – атрибуция, красные – провенанс, зеленые – реставрация, белые – события. 

Холст с секретом

– Наталья Андреевна, на выставке произошло интересное событие – вы перевернули картину…

– Да, мы перевернули картину Вацлава Пановского «Поломойки». И не просто так. А чтобы показать зрителям другую работу этого же художника – «Продавец цветов». Все потому, что эта картина двусторонняя! Да, Пановский написал две работы на одном холсте. Нельзя сказать, что это редкость: довольно часто художники, особенно в тяжелые времена, когда трудно достать и холсты, и деньги на их покупку (например, в период войн, революций или каких-то печальных событий в жизни самого художника), пишут на холстах с двух сторон. У нас в галерее есть несколько двусторонних работ, но показать публике мы можем только «перевертыш» Пановского.

Дело в том, что двусторонние картины чаще всего закрепляются художниками в одном подрамнике. И показать «тыльную» работу очень сложно – для этого пришлось бы вынимать холст из подрамника, потом снова обрамлять. А работу Пановского в свое время отправляли на реставрацию в Москву, и там по специальному заказу ей сделали особый подрамник. Крючки, на которых он висит, закреплены на нем по бокам, и показать публике вторую сторону холста довольно просто: надо снять картину, перевернуть другой стороной и вверх ногами (да, почему-то художники всегда, когда рисуют на второй стороне холста, делают это вверх ногами по отношению к первой картине). Вот так на нашей выставке появился «Продавец цветов» вместо «Поломоек». Разве это не потрясающая история?
Вацлав Пановский – замечательный художник, окончил Краковскую академию художеств. Оба представленных полотна он написал в 1930 году во Владивостоке, как и многие другие свои известные работы. 

Вообще, в Россию Пановский приехал по приглашению Луначарского, поскольку на родине, в Чехии, он подвергался опасности, так как разделял коммунистические взгляды. Сначала он жил и работал в Сибири, где очень впечатлился русским народным искусством. Затем приехал в наш город.

В фондах галереи есть его работа, которую мы не раз выставляли, – «Первое впечатление о Владивостоке». Она модернистская, как и картины-«перевертыши». А сюжеты в них весьма интересны: это портреты современников, зарисовки с натуры – то, что художник видел рядом, в городе. Вот поломойки делают свою работу, а вот продавец цветов – явно азиат, скорее всего китаец, которых тогда здесь было еще немало. Это яркое свидетельство повседневной жизни Владивостока 1930-х годов. Фигура продавца монохромная на монохромном же фоне, и потому так ярко смотрятся на картине цветы, которые он продает…

Возможно, мы проведем персональную выставку Пановского. Ведь чем важна эта личность? Он приехал во Владивосток в первой половине XX века. Тогда здесь не было еще никаких учебных заведений, в которых готовили бы художников. Но, поскольку в годы революции и Гражданской войны сюда приехало немало творческих людей, целый костяк серьезных художников собрался под эгидой Бурлюка, что дало толчок развитию художественного искусства. И это очень важный период в творческой жизни Приморья.

Эндаумент: культура благотворительности

В год своего юбилея Приморская картинная галерея создала и зарегистрировала эндаумент-фонд «ДАЛЬАРТ». Он уже получил первые средства от благотворительного аукциона и от частных лиц. 

Что такое эндаумент-фонд и чем он важен для учреждения культуры, рассказывает Светлана Руснак, заместитель директора галереи по развитию.

– Развитие культуры благотворительности в обществе связано с эндаументами. В истории многих стран можно увидеть немало примеров их влияния на развитие деятельности учреждений в сферах науки, образования, культуры, медицины. Так, в XVI веке в Англии кафедры богословия в университетах Оксфорда и Кембриджа были учреждены на пожертвование в форме эндаумента. Всем хорошо известен Нобелевский фонд – один из ярких примеров успешного эндаумента.

Во второй половине XIX – начале ХХ веков многие университеты, гимназии, больницы открывались на пожертвования, сделанные в форме эндаумента. Что это значит? Пожертвования в эндаумент – это «вечные» деньги, они неприкосновенны и составляют «тело» капитала. Эти средства инвестируются, а на определенные благотворителем цели тратится только полученный на этот капитал доход. Чем больше размер пожертвования, чем эффективнее финансовое управление активами, тем выше доход, который может быть направлен на благие цели.

– Что значит эндаумент-фонд для Приморской картинной галереи?

– Эндаумент-фонд позволяет нам расширять видение будущего, понимать себя в большом времени и, самое главное, требует от нас выходить на другие уровни коммуникации с деловой средой. В 2007 году в России вступил в действие Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», и с этого времени в стране началось активное развитие эндаумент-фондов в сфере образования, искусства и культуры, спорта, здравоохранения и социальной помощи.

Пройден большой путь. На сегодня зарегистрировано около 200 фондов, совокупный объем превышает 27 млрд рублей. Больше половины – фонды, созданные для поддержки университетов. Первый музейный эндаумент был создан Государственным Эрмитажем.
Постепенно ландшафт музейных эндаумент-фондов продвигается на восток: Санкт-Петербург, Москва, Омск, Томск, Красноярск. Эндаумент-фонд Приморской картинной галереи стал на этой карте первым на Дальнем Востоке.

В 2016 году, после того как мы провели первые Дни Эрмитажа во Владивостоке, я была на стажировке в Эрмитаже, изучала опыт создания Клуба друзей и эндаумент-фонда. Конечно, тогда все это звучало для нас как космос. Мы приняли решение начать работу с создания Клуба друзей картинной галереи. Постепенно появилось понимание: фонд целевого капитала для нашей галереи стратегически необходим. Музейный ландшафт во Владивостоке стремительно развивается. У нас строится огромный центр на Орлиной сопке. Поэтому необходимость понимания стратегии развития галереи в долговременной перспективе ощущалась очень остро.

Мы решили назвать фонд «ДАЛЬАРТ», учитывая интересный опыт сотрудничества галереи и бизнеса в 1990-е годы. Тогда в мастерских художников приобретались работы, которые выставлялись в художественном салоне галереи. Это формировало вокруг нее среду, которая со временем могла бы внести вклад в развитие артрынка.

Сегодня мы создали новую модель эндаумент-фонда. Соучредителями наряду с Приморской государственной картинной галереей выступает Приморская торгово-промышленная палата. «ДАЛЬАРТ» призван углубить долговременное сотрудничество культуры и бизнеса.

Появление эндаумент-фондов свидетельствует о развитости не только самих учреждений, но и о бизнес-культуре сообщества, о его амбициях. Поэтому карта эндаументов – это очень хороший индикатор для оценки культурной политики территорий.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА