Владивосток его не отпускает

Александр Яковец – о покорении Москвы и ностальгии по СССР

18 авг. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4845 (6550) от 18 авг. 2021

10 сентября в музее современного искусства «Артэтаж» состоится персональная выставка (18+) дизайнерских работ, графики и фотографий известного владивостокского фотохудожника, ныне живущего в Москве, Александра Яковца.  

О том, как ему, приезжему из глубинки России, удалось обосноваться и доказать свою значимость в столице, Александр Иванович рассказал корреспонденту «В».   

В Москве никто не ждал 

В конце 90-х годов прошлого столетия его имя было хорошо известно за пределами Приморского края. Выпускник юридического факультета ДВГУ, обладатель «корочек» Ленинградской высшей профсоюзной школы культуры, он с 1974 года профессионально занимался художественной фотографией. Публиковался в краевых и всесоюзных СМИ, сотрудничал с телевидением, участвовал в различных краевых и всесоюзных выставках. Возглавлял творческую фотостудию краевого Дома молодежи, затем – творческое объединение «Инфо» Приморского краевого комитета комсомола. Яковец организовал и успешно реализовал множество масштабных проектов. Можно сказать, что его мечты осуществились, а жизнь удалась. 

И вдруг, совершенно неожиданно для всех, в конце 2001 года он оставляет свои начинания и достижения и уезжает из Владивостока в Москву, как тогда говорили, «за песнями». Но Яковец уезжал в никуда – в город, где его никто не ждал. И где у него не было ни друзей, ни знакомых. 

20 лет спустя он объясняет свой поступок так: 

– После лихих 90-х, не обремененный во Владивостоке ничем, кроме жажды «чего-то, не знаю чего», я понял:  надо кардинально менять жизнь. Тогда и решил поехать в столицу. Я чувствовал, что закис в маленьком городке, на ограниченной территории. Монотонные, однотипные будни погружают в рутину бытия.

Сегодня Александр Яковец, действительный член Европейской академии естественных наук, президент Московской Лиги деятелей культуры и искусства «Метрополис», лауреат медали Леонардо да Винчи Российской академии естественных наук и прочая, прочая, признается, что в Москве он быстро осознал, что талант и профессионализм здесь в зачет не принимаются:  

– Это должно быть в наличии, как говорится, по определению. Более того, важно не то, чтобы ты кого-то знал, главное, чтобы знали тебя. И я каждое утро куда-то ехал с фотографиями, коньяком, сушеным кальмаром, бальзамом… Заводил знакомства, показывал свои работы. Я поставил перед собой цель: пробиться в творческую элиту. И желательно поближе к начальству. Потому как приехал далеко не мальчиком, все-таки 47 лет – это возраст для подведения итогов. А я начинаю жизнь заново. 

Однако таких, как он – талантливых и с творческими амбициями, приехавших с периферии, в Первопрестольной десятки, если не сотни. Все хотят здесь закрепиться и остаться, но не у всех это получается. У Александра получилось! Его работы заинтересовали одного из главных лиц в проекте сети кафе «Пир О.Г.И.», которые были тогда популярными в Москве с необычной концепцией точки общепита: кафе плюс книжный магазин и библиотека. А еще там проходили фотовыставки. Но в этих кафе Яковец не выставлялся. Здесь его направили в «Студию 110», одну из самых известных любительских фотостудий Москвы. 

– Один из руководителей студии посоветовал мне вступить в Творческий союз художников России (ТСХР). Я прислушался к совету и через пару месяцев уже сидел в комиссии по приему в эту организацию новых членов, – рассказывает Александр Иванович. 

Знакомства были судьбоносными 

Не прошло и полгода, как он организовал свою первую студийную выставку, а на съемке Международного джазового фестиваля заработал первые 100 долларов. Там же познакомился с помощником депутата Московской городской думы Александра Крутова. И уже через месяц на 10 лет стал его общественным советником. С помощью народного избранника Яковец организовал в Мосгордуме несколько выставок своих работ и работ столичных коллег. 

Эти экспозиции в статусном здании не остались незамеченными московской прессой. Журналисты не обошли вниманием и организатора мероприятий. Добавим, что в 2014 году за творческую и подвижническую деятельность Александра наградили Почетной грамотой Московской городской думы. Тогда же его заслуги были отмечены Почетной грамотой Законодательного собрания Приморского края.

Но это случится много позже. А пока Яковец продолжал осваиваться и обустраиваться в столице – деньги в Москве кончаются быстро, а жить на что-то надо. Поэтому параллельно с приобретением столичного статус-кво Александр трудоустроился замдиректора по производству в одной московской организации. 

Благодаря членству и активной работе в ТСХР Яковца избирают действительным членом Международной академии наук о природе и обществе по отделению «Художественный и индустриальный дизайн». В 2003 году состоялась его первая московская персональная выставка в ТСХР, в старинном здании на Гоголевском бульваре. Здесь Александр познакомился с Григорием Улановым, на тот момент руководителем секции дизайна и художественной фотографии в ТСХР. Эта встреча стала судьбоносной для нашего земляка. В 2007 году Яковец и Уланов придумали и создали Московскую Лигу деятелей культуры и искусства «Метрополис». Сегодня это влиятельная и престижная творческая организация не только в столице, но и по всей России. 

Взорвет Дурак гранату или нет? 

Рассказывая о своих творческих достижениях, Александр Яковец, куратор около 30 выставочных проектов лиги, автор идей и главный редактор Международного альманаха «Метрополис», то и дело вспоминает… свою жизнь во Владивостоке во времена Советского Союза. Стране, которой давно нет, он посвятил раздел в своем фотоальбоме «Периметр», изданном в 2021 году.  

– Начало моей творческой жизни пришлось как раз на то время, когда существовала огромная страна под названием СССР. Это было светлое и очень доброе время. Может быть, потому, что мы тогда были молоды. Это сейчас я понимаю, что в стране было всякое – плохое, и хорошее. Но для нас, молодых и безбашенных, наверное, это самое счастливое время. Никаких проблем! Только любовь, только творчество и мечты о счастливом будущем, – улыбается Александр. – Однако в памяти всплывает и начало 90-х годов: пустые полки в магазинах, талоны на спиртное с мордобоем… Я тогда впервые поехал в Японию за иномаркой, где буквально за копейки купил старую машину – стекла на прищепках и тому подобное. А уже через два года ходил по Пусану с 30 тысячами баксов и думал: купить часы Rolex или оставить на прогулки. Правда, от тех долларов давно уже ничего не осталось. 

В те годы творческим людям приходилось зарабатывать на жизнь не только искусством, но и коммерцией. Однажды Яковец с компаньоном привезли из Штатов под заемные деньги 40-футовый контейнер с ширпотребом. Думали, что хорошо его распродадут, но тут случился дефолт. А возвращать заем надо в долларах! Парни выкрутились: и товар реализовали с выгодой, и долг вернули. 

Но были в то время и трагические ситуации: приятель Александра, не имея возможности вернуть заем в валюте, свел счеты с жизнью. А один из компаньонов Яковца поссорился с другим его приятелем из-за невозврата долга.  

– Отношения пришли выяснять к нам в офис: один – с ментом, другой – с бандитом. Мент – с табельным оружием, бандит по кличке Дурак – с гранатой. Пока они разбирались, у меня в голове была только одна мысль: взорвет Дурак гранату или нет? Правда, это случилось во времена уже суверенной России. Но мы тогда еще не понимали, что живем в другой стране. Мысленно мы были еще в СССР, – говорит Александр Иванович. 

Есть в его памяти и случай, когда заказчица иномарки – особа, близкая к искусству, подставила его под знакомых «крутых» парней, чтобы получить «японку» бесплатно.  После этого Александр целый месяц, словно на работу, ходил на городской «сходняк» – на разборки с рэкетирами. Ситуация разрешилась для него благополучно. Позже эта дама объяснила свое поведение просто: «Время было такое»…  

Неизвестно, как карты лягут 

Прожив достаточно успешно 20 лет в Москве, Яковец пришел к выводу, что этот город – извечная беда России. По его словам, причина не в том, что он есть. А в том, что какой-то больной разум решил, что наша столица – центр Вселенной. Что именно здесь сбываются мечты. Хочешь развиваться? Тащись в Москву. Особенно это актуально для творческих людей. Ответ на вопрос: «На кой она тебе сдалась?» – никого не интересует.               

– Более того, если думаешь, что смена места обитания решит все твои проблемы, ты глубоко заблуждаешься. Если у тебя нет здоровых амбиций и ты еще не стал общепризнанным экспертом в своей профессиональной сфере, оставь мысли о переезде и живи тихой, размеренной жизнью. Можно, конечно, попробовать и на пустом месте, без весомой поддержки, заявить о себе в столичной творческой среде, но никто не знает, как карты лягут. Хотя очень многое зависит от вас самих. Но будь готов к тому, что в Москве дела быстро не решаются, – советует мэтр фотографии. – Я уже 20 лет живу в столице, но все равно люблю свой Владивосток. Это моя родина, здесь я родился, учился, ходил на крестины и похороны, свадьбы и разводы. Это часть моей души. Владивосток меня не отпускает.    

Сергей КОЖИН 

Фото из архива Александра Яковца