Когда батарея не огонь

Можно ли поменять неисправное инженерное оборудование в квартире силами управляющей компании

11 авг. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4843 (6548) от 11 авг. 2021
11.jpg

Жительница Владивостока Валентина Николаевна попала в историю. История эта повествует о том, как она пытается заменить радиатор в собственной квартире за счет платежей, вносимых ею в адрес управляющей организации по статье «текущий ремонт», и длится вот уже четыре месяца. Хотя УК не торопится раскошеливаться на новый радиатор, во многих подобных  случаях закон  – на стороне собственника жилья.

Вентиль преткновения

Началась эта история в апреле: чугунная батарея, которая добросовестно отапливала квартиру более 40 лет (с момента сдачи дома в эксплуатацию), дала течь.

Валентина Николаевна – женщина грамотная, Интернетом пользоваться умеет и к вопросу замены батареи подошла с умом. Порывшись в Сети, она выяснила, что далеко не все оборудование, что находится в квартире, является собственностью ее владельца. В частности, постановлением правительства № 491 от 12.08.2006 года были приняты правила, регулирующие состав общего имущества в многоквартирном доме, которое должно обслуживаться силами управляющей организации за счет средств, которые граждане платят за текущий (либо капитальный) ремонт.

– В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, общедомовых приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, – цитирует женщина документ. – Разве радиатор не является обогревающим элементом? По-моему, конкретней не скажешь! Я понимаю, если бы я захотела обновить батарею просто из личных соображений, но ведь проблема в том, что она пришла в негодность и в следующем отопительном сезоне пользоваться ею я уже не смогу, из-за чего будет нарушена общедомовая система теплоснабжения.

К сожалению, сотрудники УК с ее доводами не согласились, заявив, что батарея располагается аккурат после запорного вентиля, а значит, находится в зоне ответственности владельца квартиры. А в качестве подтверждающего документа сослались на Жилищный кодекс РФ.

Валентина Николаевна не поленилась, нашла в ЖК нужную статью (№ 39), а в ней – ссылку на все те же правила из постановления № 491. И в них, заметьте, в абзаце, касающемся общедомовой системы теплоснабжения, нет ни слова о запорном вентиле.

Однако, несмотря на подтвержденную нормативными документами позицию Валентины Николаевны, можно уже сейчас предсказать, чем закончится спор между ней и УК. Ближе к холодам она вынуждена будет купить новый радиатор, а также оплатить демонтаж старого и установку нового. Почему? Потому что в противном случае ей, а не сотрудникам управляйки придется мерзнуть в холодной квартире и при этом продолжать платить за отопление.

А как правильно?

Ремонт общедомового имущества (в том числе инженерного оборудования, каковым является и система теплоснабжения) производится управляющей организацией – это аксиома, усвоенная сегодня практически всеми жильцами МКД. И, повторимся, все элементы, относящиеся к общедомовому имуществу, обслуживаются и меняются за счет тех средств, которые собственники жилья вносят по статье «Содержание и текущий ремонт».

Как вообще этот процесс должен происходить, покажем на примере замены канализационных и водопроводных стояков  – по поводу этих элементов споров с УК почти никогда не возникает.

Для замены вышедшего из строя или нуждающегося в замене стояка следует обратиться в управляющую компанию с заявлением на имя ее руководителя. Перед тем как написать заявление в УК, можно вызвать на дом сантехника, который составит акт осмотра канализационного стояка, зафиксирует повреждения и необходимость его замены.

После рассмотрения заявления с собственником согласовывается удобное время проведения работ. Замена стояка производится сотрудниками управляющей компании или подрядчиками, привлеченными ею же.

Если производится капитальная замена стояков на всех этажах, то средства могут быть взяты из платежей, вносимых жильцами на капитальный ремонт. Разумеется, при принятии соответствующего решения общим собранием собственников и в том случае, если дом аккумулирует средства на капремонт на спецсчете. 

Совершенно другая ситуация складывается тогда, когда владелец квартиры желает заменить исправный стояк по каким-либо личным причинам, например, при перепланировке санузла. В таком случае все расходы по замене стояка несет собственник, работы также проводятся самостоятельно.

Замена стояков в муниципальном жилье (когда граждане проживают в квартире по договору социального найма) производится за счет наймодателя, то есть муниципалитета.

Анжелина ШИЛАН

Фото Анастасии КОТЛЯРОВОЙ