Главное – не дорогие снасти, а рыбацкие хитрости
Рыболов и охотник Виктор Мертке поделится с «В» секретами своего мастерства
Село Безверхово на полуострове Янковского в Хасанском районе знаменито на весь Дальний Восток не только своими базами отдыха, красивыми бухтами и пляжами, где в июле-августе ступить негде от палаток туристов, но и музеем семей шкипера Гека, предпринимателей Янковского и Бринера. А еще здесь уже много лет живет рыболов и охотник, большой знаток животного мира и природы Виктор Романович Мертке. Для друзей и приятелей, которые у него едва ли в каждом городе России, – просто Романыч.
«Лакедра – ценная промысловая рыба, которая достигает длины 1,5 метра и массы 40 кг. Распространена в западной части Тихого океана, в прибрежных водах от Тайваня, Японии и Кореи до Приморья, Сахалина и Южных Курил. Поймать лакедру на удочку считается крупной удачей у рыбаков.»
Сам Мертке называет себя оптимистичным человеком с широкой и открытой душой, способным своей мощной энергетикой зажечь окружающих. Его главный недостаток, по собственному признанию, – чрезмерная доброта по отношению к людям, которые этого не заслуживают.
Не стреляй в то, что не собираешься съесть
Романычу – 61 год. Он женат, есть взрослая дочь. Рожденный в селе Кумуш-Азис Киргизской ССР, большую часть жизни он прожил на Дальнем Востоке – сюда его пригнал ветер романтики. Сначала поселился на Сахалине, потом – в Приморье. Его биография многогранна и даже обладает изрядной долей авантюризма, как у героев книги «Белый клык» Джека Лондона – любимого писателя Мертке.
В своей жизни Романыч не гнушался никакой работы. Каждая новая запись в его трудовой книжке, каждая страничка биографии – это отдельная история, достойная если не повести, то рассказа. Например, в 42 года Мертке открыл в столице Приморья питомник охотничьих и ездовых собак, первый и единственный на Дальнем Востоке. Появление питомника он связывает со своим увлечением охотой.
– Я стал охотником в 13 лет благодаря своему деду, передавшему в наследство отцу немецкое ружье «Зауэр», три кольца. Еще мальчишкой я понимал, что оружие не должно лежать в сейфе под замком, оно должно стрелять, – вспоминает Виктор Романович.
Свое первое ружье он приобрел на Сахалине в начале 80-х годов, уже будучи взрослым. Это был гладкоствольный раритетный ИЖ-18-ММ двенадцатого калибра 1932 года выпуска. Владельцем нарезного оружия он стал уже в Приморье. Сначала купил «Соболь», затем «Вепрь» и «Тигр». Потом появились импортные стволы – «Браунинг», «Майнлихер Скаут», «Бенелли» и «Хетлер Кох». Чтобы стать законным владельцем шести карабинов и четырех гладкоствольных ружей, он получил лицензию на коллекционирование оружия. Потому что закон разрешает иметь только пять карабинов и пять гладких стволов.
Как ни странно, но при таком внушительном арсенале Виктор Мертке считает, что свободный доступ к оружию в магазинах надо ограничить, а продажу нарезного оружия вообще запретить.
– Помните слова главного героя фильма «Крокодил Данди»: «Не убивай то, что не собираешься съесть»? Я подхожу к охоте только с этой стороны. Мне, например, нравится мясо косули, оленя, изюбря, поэтому я охочусь на этого зверя. Мясо медведя заражено процентов на пятьдесят, им особо не насладишься. И вообще, если я уважаю косолапого, зачем я буду его убивать? Принципиально не стреляю медведей и волков. Хотя волк у нас вне закона, и на него не нужна лицензия, и премию за него дают, рублей 500. Но я к этому зверю отношусь как к такому же охотнику, как и я, как к коллеге и конкуренту. Охота загонами пошла от волков, это они научили нас добывать трофеи, и мы должны благодарить их за это, а не убивать, – убежден Романыч.
Рыбачат не удочкой, а мозгами
Рыбалка – еще одна страсть многогранного Романыча, которой он увлекся примерно пять лет назад. Срок небольшой, тем не менее премудростям и тонкостям рыбной ловли он уже научил не один десяток, если не сотню любителей этого вида активного отдыха. По его словам, в магазине можно купить дорогие снасти и приманку и не поймать ни одного достойного хвоста. Если не знаешь рыбацких премудростей. Что, кстати, часто случается с начинающими рыбаками.
– Если я чем-то увлекаюсь, то вникаю в эту тему с головы до пяток. В рыбалке есть такие хитрости, которым нигде не научишься, которые я сам выдумал, сам доходил, как и на что успешно ловить рыбу, – говорит Виктор Романович.
В прошлом году благодаря своим знаниям и, разумеется, удаче Мертке стал победителем краевых соревнований «Сима-2020». В этом повезло меньше – на состязаниях в честь Дня рыбака во Владивостоке он не попал в число лидеров. А все потому, что не поймал свою любимую японскую лакедру, на которую рассчитывал…
Здесь нужно сказать, что каждый год в Безверхово съезжаются многочисленные друзья-приятели Мертке, которые везут своих друзей, чтобы отведать лакедру, приготовленную Виктором Романовичем. Он говорит, что никакого особого секрета у него нет. Приправы и специи – это, конечно, немаловажно, но главное, как эту рыбу правильно приготовить и подать. Для этого нужны время и опыт, который, как говорится, не пропьешь.
– Чтобы правильно приготовить уху, надо рыбу обдать кипятком, перед тем как бросить ее в котелок. Тогда весь ненужный белок свернется и уха станет вкуснее. Бульон будет прозрачным и без явного преобладающего запаха рыбы. Можно еще кинуть пару морковок, но потом ее убрать. Перец добавляют в конце, – советует Романыч.
Удача не любит пьяных
Романыч – категорический противник алкоголя на рыбалке и на охоте. Он убежден, что человек должен изначально решить: либо ты приехал кушать водку, либо добывать зверя или рыбу. Иначе удача от тебя отвернется. А это очень капризная дама, которая, как и все женщины, не терпит нетрезвых мужчин.
– Даже если капитан катера трезвый, а рыбаки расслабляются, то никакой рыбалки не будет. Зачем выходить в море бухими, да еще с пузырями? Я с такими людьми рыбачить не желаю. Мне приятны рыбаки, у которых горят глаза, которые настроены на результат. Правда, честно говоря, таких в последнее время очень мало. Я не понимаю людей, которые летят ко мне на рыбалку в бизнес-классе и в первый же вечер садятся за стол с алкоголем. А нам в пять утра уже нужно быть в море на точке, чтобы что-то поймать. Но мой гость просыпается в восемь часов, да еще с больной головой. Конечно, мы выходим в море, но уже ничего не поймаем. Потому что рыба всегда кормится утром и вечером. Она уже наелась, и ей не нужны ваши дорогие блесны и приманка. Мое правило для рыбалки и для охоты единое: за стол садиться только тогда, когда что-то добыл или поймал, – говорит Романыч.
В сентябре он планирует организовать в Безверхово семинары для всех, кто хочет научиться премудростям рыбалки и охоты. Романыч не жадный и готов поделиться секретами мастерства – чтобы люди получали удовольствие от своего увлечения, а не головную боль после вечернего застолья.
Лакедра на гриле – рецепт от Романыча
Одно дело – выловить рыбу, другое – ее вкусно приготовить. И здесь у Романыча есть свои секреты, которыми он охотно делится с нашими читателями.
– Я готовлю лакедру на гриле, делаю из нее строганину и другие блюда. Это очень вкусная рыба, но ее приготовление зависит от способа поимки. Когда ты ее тащишь, у нее закипает кровь. Перед тем как с лакедрой что-то сделать, надо дать ей остыть в ведре с холодной морской водой. Затем, пока она живая, надо правильно надрезать жаберные языки, подрезать хвост и держать рыбу вниз головой, чтобы стекла кровь. И только потом ее можно разделывать. Тогда ее мясо будет очень вкусным и качественным. Если этого не сделать, то мясо будет невкусным. У лакедры желудок всегда набит разлагающейся рыбой или кальмарами. Соки от разложения попадают в ее кровь, поэтому мясо лакедры, если не выпустить кровь, будет кислить и невкусно пахнуть. Кто этого не делает, тот совершает большую ошибку и напрасно губит ценную рыбу, – такой совет дает Романыч рыбакам и кулинарам.
Сергей КОЖИН
Фото предоставлено Виктором МЕРТКЕ