Дожить до сноса или переезжать?
Жильцам аварийного дома предлагают ждать до 2030 года
Трехэтажный дом № 8в на улице Семеновской выглядит вполне надежно и не портит вид города – к саммиту АТЭС его обшили сайдингом. Но, как говорится, не верь глазам своим: в реальности у здания 1918 года постройки давно сгнили стены и перекрытия.
И хотя жильцы добились признания дома аварийным, сроки его расселения и сноса остаются крайне туманными. Из-за своей ветхости строение может в одночасье сложиться как карточный домик, став братской могилой для своих обитателей.
Спасение за счет жильцов
В мае 2018 года собственник квартиры № 69 на втором этаже Алена Славская, к своему ужасу, обнаружила пролом в полу, в перекрытии между первым и вторым этажом. В любой момент балки вместе с полом могли рухнуть на жильцов расположенной ниже квартиры № 66. Находиться в обреченном помещении стало опасно, и женщина с несовершеннолетним сыном срочно переехала на съемную квартиру, где и проживает в данный момент. Однако ее соседи, среди которых семьи с малолетними детьми, пенсионеры, женщина-инвалид (ее муниципальная квартира расположена на втором этаже. – Прим. автора), по-прежнему живут в страхе за свою жизнь в ожидании разрушения здания. У них нет средств на аренду жилья, а маневренный жилой фонд администрации Владивостока не может предложить им ничего достойного.
В том же 2018 году комиссия из управляющей компании «ИнРос», на тот момент обслуживавшей дом, обследовав квартиры № 66 и № 69, резюмировала: дальнейшее проживание в них – угроза для жизни жильцов. Позже аналогичное заключение сделают три независимых лицензированных эксперта – в июне 2018 года, марте 2019 года и июле 2020 года. Более того, все эксперты пришли к единому мнению, что проведение мероприятий по капитальному ремонту в данном здании нецелесообразно, поскольку потребует разборки деревянных элементов конструкции. При этом их повторное применение невозможно ввиду значительной деформации и ветхости. Иными словами, эти трухлявые балки годятся только для печки. Отсюда однозначный вывод: «жилой дом, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Семеновская, 8в, – аварийный и подлежит сносу». Примечательно, что жильцы сами заказывали и оплачивали проведение экспертиз, чтобы документально узаконить невозможность проживания в аварийном доме.
Добавим, что во многих квартирах, а их здесь 12, полы имеют ощутимый уклон к центру строения, двери в комнаты закрываются с перекосом, а внутренние стены покрылись трещинами, которые с каждым днем увеличиваются. Во многих местах из-за повышенной влажности многослойная штукатурка на стенах обвалилась, обнажив почерневшую вековую дранку.
Ждите 2030-го. Или сносите сами
После нескольких месяцев хождения Алены Славской по кабинетам управления жилищного фонда мэрии, изучения документов межведомственной комиссией администрация Владивостока распоряжением № 613-р от 14 июля признала ее квартиру непригодной для жилья. С чем ее, наверное, можно поздравить. Хотя поначалу комиссия, несмотря на уже имевшиеся заключения двух экспертов, настаивала на том, что жить в квартире № 69 можно, правда, потребуется капитальный ремонт. После признания помещения непригодным для жилья чиновники администрации посоветовали Славской собрать нужные справки и получить статус малоимущей, чтобы можно было встать в очередь на получение муниципального жилья по найму. Что женщина и сделала.
Бег по кабинетам и сбор документов Алена Валерьевна называет «хождением по мукам». Этот процесс отнял у нее немало времени и средств, а результат оказался нулевым: через полгода администрация города отменила все свои ранее изданные распоряжения по ее квартире, потому что она не муниципальная, а в собственности у Славской.
Однако в начале 2021 года администрация Владивостока признала аварийным весь трехэтажный дом на улице Семеновской, 8в, определив его под снос распоряжением № 13-р от 14 января 2021 года. Управлению содержания жилищного фонда поручено осуществить снос в установленном законом порядке. С того дня прошло уже шесть месяцев, но, как рассказали корреспонденту «В» жильцы многострадального здания, за это время никто из них (кроме Славской) не был извещен о существовании данного документа. Об упомянутом выше распоряжении граждане, по их словам, узнали из Интернета.
Как выяснилось, чиновники не удосужились уточнить, сколько в этом доме муниципальных квартир и сколько – в частной собственности. Поэтому некоторым жильцам пришлось документально подтверждать свою регистрацию и фактическое расположение своей квартиры в доме № 8в на улице Семеновской. А это трата времени на муторный сбор справок и документов; материальные и моральные затраты.
К сожалению, многоквартирный дом № 8в на улице Семеновской не попал в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владивостокского городского округа на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением администрации города Владивостока от 10 сентября 2019 года № 3283. Тем не менее собственники квартир в этом доме вправе требовать их изъятия путем выкупа согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
В мае этого года Алена Славская обратилась в администрацию города с предложением заключить с ней соглашение об изъятии ее жилплощади для муниципальных нужд, коль скоро у нее нет законной возможности встать в очередь на получение муниципального жилья. На что получила ответ со ссылкой на статью 32 Жилищного кодекса РФ и на разъяснения постановления пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».
Чиновники не отрицают, что квартира Славской может быть выкуплена, как и квартиры других собственников. Но при условии, что жильцы по предварительному требованию муниципалитета либо снесут свой аварийный дом, либо произведут его реконструкцию в разумный срок и за счет своих собственных средств до 31 декабря 2030 года. И только в том случае, если жильцы не выполнят эти требования, орган местного самоуправления может принять решение об изъятии (выкупе) каждого жилого помещения в таком доме.
Иными словами, матери-одиночке Славской и ее соседям – собратьям по несчастью отведено девять лет на выполнение явно невыполнимого задания. Во-первых, где они возьмут деньги, чтобы нанять рабочих на снос дома? И разрешит ли прокуратура самостийный демонтаж здания? Кроме того, почему именно девять лет, а не 10 лет или 15, если конкретный «разумный срок» не указан ни в 32-й статье Жилищного кодекса РФ, ни в вышеназванном постановлении пленума Верховного суда РФ? Не потому ли, задают вопрос люди, что главы администрации города и их заместители так надолго в «Сером» доме не задерживаются и к 31 декабря 2030 года в мэрии не останется никого из тех, кто принимает решения сегодня? Как сказал бы мудрый Ходжа Насреддин: либо ишак сдохнет, либо падишах умрет.
«Нужно вытаскивать людей из трущоб»
Как прокомментировали «В» в администрации Владивостока, финансирование процесса расселения дома зависит от правительства России и Фонда поддержки развития ЖКХ.
– В данный момент правительство Приморья реализует первый этап программы. К сожалению, озвученный адрес в нее не входит. Вошли дома, признанные аварийными ранее. После завершения этого этапа будет решаться вопрос финансирования для следующего, – отметили в пресс-службе мэрии.
Добавим, что в рамках проведенной в мае корректировки краевого бюджета часть расходов на расселение аварийных домов, планируемая на 2022–2023 годы, была перенесена на 2021 год. Логика подобного решения состоит в том, чтобы скорее завершить реализацию первого этапа программы расселения и приступить к следующему. Возможно, что в него включат и многострадальный дом на Миллионке.
Сами жильцы дома № 8в на Семеновской рассказали корреспонденту «В», что они не требуют скорейшего расселения. Но просят администрацию Владивостока уменьшить «разумный срок» до реального – с девяти до 1,5-2 лет. Тем более что президент Владимир Путин, выступая на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в конце 2020 года, призвал «закрыть позорную страницу» и как можно скорее переселить людей из ветхого жилья.
– Нужно людей вытаскивать из трущоб. И делать так, чтобы у нас не росли новые трущобы, чтобы объемы аварийного жилья не увеличивались, – подчеркнул глава государства.
Согласитесь, слова, не требующие пояснений.
Что касается аварийного дома № 8в на улице Семеновской, то для него девять лет – это срок. И нет гарантии, что здание, непригодное для проживания, за это время не сложится как карточный домик и не похоронит под завалами своих обитателей – как собственников жилья, так и хозяев муниципальных квартир.
Сергей КОЖИН
Фото автора