Следствие ценой в 100 тысяч
Попытку «отжать» кафе расследуют более пяти лет
В 100 тысяч рублей, взысканных с государства, Приморский краевой суд оценил неэффективную работу правоохранительных органов по резонансному уголовному делу.
Оно было возбуждено по заявлению гражданина РФ Армена Мкртчяна, собственника кафе «Вечерний Ереван» во Владивостоке. Его многолетняя тяжба со следователями отдела полиции № 1 по городу Владивостоку стала примером того, как не должны работать следственные органы УМВД России по Приморскому краю.
Уходи или выкупай
Три года назад газета «Владивосток» уже рассказывала о попытке рейдерского захвата вышеназванного кафе на улице Фадеева, в районе ТЭЦ-2 (см. номер «В» за 23 марта 2018 года, публикация «Покушение на «Вечерний Ереван»). Напомним, что придорожную точку общепита, принадлежащую Армену Мкртчяну, мошенники хотели присвоить по поддельным документам.
Об этом хозяин кафе случайно узнал в сентябре 2015 года, когда к нему пришли люди в форме сотрудников полиции и предложили ему покинуть помещение. Они предъявили копии документов, в которых было указано, что «Вечерний Ереван» в период с 2006 по 2013 год был перепродан аж четыре раза! Последним покупателем и, соответственно, собственником недвижимости значился некий Шприцман Сергей Николаевич*.
Мкртчян съезжать отказался: он никому свое кафе не продавал и никаких договоров не подписывал. Визитеры ушли, пообещав Армену «большие проблемы», если он будет артачиться. Незнакомцы затем приезжали от Шприцмана еще несколько раз, требуя у Мкртчяна освободить помещение подобру-поздорову, но их просьбы вежливо отклонялись.
В сентябре 2015 года Мкртчян обратился в отдел полиции № 1 МВД по городу Владивостоку с заявлением о возбуждении уголовного дела «по факту высказывания в его адрес Шприцманом Сергеем Николаевичем угроз физической расправы, совершения в отношении него мошеннических действий и попытки завладения кафе-бара «Вечерний Ереван».
В ходе предварительного следствия экспертиза установила, что подпись в самом первом договоре купли-продажи от 20 ноября 2006 года выполнена не Мкртчяном Арменом Наполеоновичем, а неустановленным лицом. Более того, данные паспорта продавца кафе, указанные в договоре, не соответствовали данным паспорта Мкртчяна.
Также выяснилось, что кафе «Вечерний Ереван» не могло быть продано в 2006 году, поскольку здание сгорело дотла 31 января 2005 года из-за неосторожного обращения с обогревательными приборами, а восстановлено было только в 2010 году. Это был еще один признак возможного мошенничества с документами купли-продажи.
Тем не менее в период с сентября 2015 года по апрель 2018 года сотрудниками полиции 12 (!) раз принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Которые, в свою очередь, отменялись надзирающим прокурором как необоснованные. Впоследствии суд признает действия органов предварительного расследования недостаточно эффективными.
Не расследование. А игра в пинг-понг
Уголовное дело по признакам мошенничества в крупном размере все-таки было возбуждено 26 апреля 2018 года – спустя более двух с половиной лет после регистрации в ОП-1 заявления о преступлении. В мае того же года Армена Мкртчяна признали потерпевшим по данному уголовному делу.
После чего предварительное следствие вновь приостанавливалось девять раз «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Хотя в своем заявлении Мкртчян указал фамилию предполагаемого организатора его проблемы – Сергея Шприцмана, который свободно гулял по Владивостоку. Надо ли говорить, что и эти постановления следователей ОП № 1 были отменены прокурором «в связи с невыполнением следственных и процессуальных действий, направленных на принятие по уголовному делу законного и обоснованного решения»? Как сказал бы по этому случаю Михаил Жванецкий: «Тщательнее надо работать, ребята!»
Позже суд установит: при отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а впоследствии – постановлений о приостановке производства по уголовному делу прокурором и руководителями следственных органов давались указания о необходимости проведения конкретных следственных действий, которые почему-то не выполнялись. Это стало основанием для последующей отмены постановлений о приостановлении производства по уголовному делу.
Получалась своеобразная игра в пинг-понг между прокуратурой и полицией: кто кого быстрее утопит в бюрократическом документообороте. Или кто первый махнет рукой на это расследование.
Минфин отдувается за МВД
Когда в ноябре 2020 года производство по уголовному делу было в очередной, десятый раз приостановлено все по той же причине – «в связи с неустановлением лица», Армен Мкртчян обратился с жалобой в Приморский краевой суд на нарушение разумных сроков следствия. В качестве компенсации за свои мытарства он попросил сумму с шестью нолями.
На тот момент общая продолжительность расследования уголовного дела, исчисляемая со дня подачи заявления о преступлении в ОП № 1, составляла 5 лет 2 месяца и 10 дней. Суд, изложив хронологию расследования, установил, что после возбуждения уголовного дела были выполнены не все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого. То есть следствию не было необходимости дожидаться, когда же наконец будет установлено и задержано «неустановленное лицо», чтобы продолжить работу. Неужели следователи могли не знать эти процессуальные нюансы?
После тщательного рассмотрения заявления потерпевшего Фемида приняла его сторону, правда, с оговоркой. Решением Приморского краевого суда от 3 февраля 2021 года административное исковое заявление Армена Мкртчяна было удовлетворено частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ – за счет средств федерального бюджета – в пользу заявителя взыскана компенсация за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок в размере 100 тысяч рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
«Вечерний Ереван» – не единственная жертва?
Не согласившись с таким решением, Министерство финансов РФ оспаривало его в Пятом апелляционном суде общей юрисдикции. Финансисты просили отменить судебный акт о взыскании компенсации и принять новый – об отказе в удовлетворении заявленных Мкртчяном исковых требований в полном объеме.
По мнению министерства, органы следствия регулярно проводили все необходимые мероприятия. Поэтому не было периодов необоснованного и длительного бездействия, равно как и затягивания сроков расследования. Что касается затяжного уголовного досудебного судопроизводства, то оно обосновано «объективной необходимостью выяснения всех фактических обстоятельств уголовного дела и направлено исключительно на его расследование».
Тем не менее судебная коллегия Пятого апелляционного суда общей юрисдикции оставила без изменений решение Приморского краевого суда, а апелляционную жалобу Министерства финансов РФ – без удовлетворения. Поскольку сочла выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на материалах дела.
Отсюда два вопроса. Первый: вернет ли УМВД РФ по Приморскому краю в бюджет 100 тысяч рублей, которые госказна потеряла из-за неэффективной работы следователей ОП № 1 по Ленинскому району города Владивостока? И второй: когда наконец будет поставлена точка в уголовном деле, возбужденном по заявлению Армена Мкртчяна еще в 2015 году?
Кстати, по словам источника в компетентных органах, хозяин кафе «Вечерний Ереван» не единственный, кто попал в круг интересов мошенников с недвижимостью, фигурирующих в этом уголовном деле. Их жертвами уже стали около 50 жителей Владивостока: владельцы квартир, офисных зданий, земельных участков. Которые также лишились своей собственности по аналогичной схеме – с использованием многоступенчатой реализации недвижимости.
Сергей КОЖИН
* – имена и фамилии некоторых персонажей изменены
Фото:
автора, Алексея ВОРОНИНА