Лучше жить при свете и в тепле, чем мерзнуть у холодной батареи...

На улице холод - для энергетиков горячая пора. Разве может быть иначе в стране, где значительная часть территории находится в зоне вечной мерзлоты? Вот и в этом году синоптики грозят необычайно сильными морозами. Но смогут ли на этот раз согреть души россиян такие же замерзшие и голодные энергетики - неизвестно. Уже который год они обеспечивают бесперебойное энергоснабжение в России на пределе возможностей. Теперь ситуация и вовсе ухудшилась.

27 окт. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №483 от 27 окт. 1998

На улице холод - для энергетиков горячая пора. Разве может быть иначе в стране, где значительная часть территории находится в зоне вечной мерзлоты? Вот и в этом году синоптики грозят необычайно сильными морозами. Но смогут ли на этот раз согреть души россиян такие же замерзшие и голодные энергетики - неизвестно. Уже который год они обеспечивают бесперебойное энергоснабжение в России на пределе возможностей. Теперь ситуация и вовсе ухудшилась.

Главное - предотвратить самоотключение станций. Иначе замороженные города станут страшной явью

При нынешнем положении вещей энергетики фактически дотируют различные отрасли экономики. Ежемесячно при условии 100-процентной оплаты продукции в РАО “ЕЭС России” должно поступать в среднем 10-12 млрд. рублей за поставленные потребителям энергию и тепло. А в действительности, по подсчетам экономистов компании, ежемесячные поступления составляют “живыми” деньгами менее 2 млрд. рублей. Это при том, что для расчетов по обязательствам РАО “ЕЭС России” необходимо как минимум 7,5 - 8 млрд. рублей. В том числе около 4 млрд. на налоговые платежи, 2-2,5 млрд. рублей - для расчетов с поставщиками топлива, 1,6 млрд. - это расчеты по зарплате.

Цифры говорят сами за себя.

На сегодня задолженность электроэнергетикам составляет 123,5 млрд. рублей. При этом за восемь месяцев текущего года потребители оплатили около 80 процентов реализованной продукции. Из них деньгами - в среднем 14,7 процента (в отдельных энергосистемах этот показатель еще ниже: например, в АО “Сахалинэнерго”, АО “Колэнерго”, АО “Карелэнерго” он составляет всего 2 проц., в АО “Магаданэнерго” - 4 проц.). Остальная оплата осуществляется в лучшем случае векселями и взаимозачетами, в худшем - бартером.

Главный же должник за свет и тепло, за вынужденно “бескорыстный” труд сотен тысяч людей - государство, которое должно оплачивать поставку энергии в организации, финансируемые из бюджетов всех уровней. Бюджетникам принадлежит почти половина общей суммы задолженности за электроэнергию.

Поскольку эта “безвозмездная” работа продолжается в течение долгого времени, у энергетиков есть только один путь, чтобы удержать всю энергосистему страны в рабочем состоянии, - отключения. На сегодня в России полностью отключена электроэнергия на 12351 предприятии из 107893 российских предприятий-неплательщиков.

К сожалению, те, кто отключил рубильник, и оказываются крайними в этой цепочке неплатежей и финансовой неразберихе. Именно на головы энергетиков обрушится гнев населения, когда оно окажется без тепла и света. Крайние меры (тем более что в подобных ситуациях страдают и те, кто не платит, и те, кто платит) расцениваются исключительно как прихоть работников ТЭЦ.

На самом деле невидимое миру, но так всем нужное электричество - это такой же товар, как, например, мебель, одежда, станки, как колбаса, в конце концов. На производство электроэнергии также затрачиваются труд, человеко-часы, сырье, происходит амортизация оборудования. Психически здоровому покупателю никогда не придет в голову попросить продавца в магазине подарить ему понравившийся сервиз. Телефонные разговоры беспрекословно оплачиваются, поскольку с АТС шутки плохи. Но почему-то пользоваться электроэнергией и не платить за нее - это для некоторых стало нормой, даже чуть ли не поводом для бахвальства.

Подобное мировоззрение было бы не столь вредоносно, если бы так считали отдельные несознательные квартиросъемщики (население как раз наиболее дисциплинированная категория потребителей). Беда в том, что немалая часть руководителей, расписывая статьи расходов и доходов своих предприятий, полагает, что плата за электроэнергию - это нечто излишнее, почти признак роскоши. Зачем платить за свет, если лампочка и так горит? В умах современников неистребима уверенность, что зимой электричество не может быть отключено потому, что этого не может быть никогда. Но, как говорят, бесплатный сыр бывает в мышеловке.

Сегодня вопрос не в том, хотят или не хотят энергетики по-прежнему заниматься благотворительностью и отапливать жилье россиян бесплатно. И не о том речь, что сами они подчас мерзнут в своих квартирах и не получают зарплату месяцами. Энергетики просто не в состоянии должным образом подготовиться к отопительному сезону главным образом потому, что нет денег на приобретение топлива в достаточном количестве. Износ оборудования на ряде станций уже превысил 50 проц. Говорить о темпах и качестве ремонта можно только с болью. Например, такой факт: во Владивостоке 17 километров труб магистрального паропровода пришли в негодность по причине ветхости, два километра из них взрывоопасны, то есть должны быть заменены при любых условиях. Однако заменены лишь 500 метров: в АО “Дальэнерго” нет ни труб, необходимых для ремонта, ни денег на их приобретение. Практически по всем энергосистемам ремонтные работы зимой - это латание дыр.

И вот здесь-то таится главная опасность: ТЭЦ или тем паче АЭС - сложнейший, совершеннейший технический механизм. Электростанции в России проектировались и строились для работы в суровых климатических условиях, для нормального функционирования им необходимы газ, уголь, мазут, а не солнечные зайчики. Тем более не объяснения, что нет денег на покупку топлива. И если человека обмануть можно, то обмануть машину нельзя. При опасном несоблюдении режимов работы техника - независимо от действий оператора на станции - спасает себя от разрушения и самоотключается.

На совещании в РАО “ЕЭС России” по подготовке к зиме было выдвинуто основное требование: ни при каких условиях не допустить полной выработки топлива. Энергетикам предложено идти на любые, самые жесткие меры: в соответствии с постановлением правительства отключать неплательщиков, ввести более жесткий порядок ограничений по отгрузке топлива в энергосистемы. Главное - сохранить станции в рабочем состоянии, предотвратить возможные самоотключения сложнейшей техники. Потому что за этим следуют холодные квартиры, остановленные предприятия, замороженные города. А ликвидировать подобные последствия энергетикам уже придется со спасателями из МЧС.

Автор: Пресс-служба РАО "ЕЭС России"