Ошибка профессора Преображенского
Почему повесть Булгакова до сих пор так актуальна в России
Высокий, статный, эффектный брюнет – профессор Преображенский. Но где же убеленный сединами мэтр? А вот этот здоровяк – Шариков? Где плюгавенький человечишко? А нету. Спектакль «Собачье сердце» (16+), премьера которого состоится 11 и 12 июня в Приморском академическом театре имени Горького, оставляет стереотипы по поводу великого произведения Булгакова за бортом и ищет истину. Вместе со зрителями.
Альтернативная реальность, очень знакомая
Режиссер спектакля Сергей Руденок, уже поставивший на сцене театра спектакль «Ковбой. Король. Великолепный» (16+), говорит, что много лет знал, про что будет делать «Собачье сердце», если предложат осуществить такую постановку. И вот…
– Главный режиссер театра имени Горького Ефим Звеняцкий очень серьезно относится к выбору репертуара, – рассказывает Сергей Руденок. – Мы долго искали с ним пьесу, просмотрели немало вариантов, но все было не то. А однажды Ефим Семенович вдруг сказал: «Собачье сердце» бы поставить, такой актуальный материал». Я вздрогнул: у меня в голове давно уже живет мысль о Булгакове, я всегда знал, про что и как поставлю «Собачье сердце», если получится. Так вот все и совпало.
Мы с Ефимом Семеновичем сразу же решили уйти от привычных штампов и реалий: кожаные куртки, красные косыночки, 20-е годы, историческая реконструкция… Это уже было сделано, и замечательно сделано, великим Бортко в сериале с Евстигнеевым. И не надо пытаться с ним соревноваться. Еще во время первых обсуждений будущего спектакля мы с Ефимом Семеновичем сошлись во мнении, что материал надо осмыслять через день сегодняшний, это была главная задача. Сейчас нужны другие смыслы. На эту задачу работал и художник-постановщик спектакля Андрей Климов, и музыка под нее подбиралась, и костюмы придумывали.
Да, я долго искал ту точку, которая выстроит всю структуру спектакля, искал решение. Пока не пришла мысль: ведь мы, по сути, сегодня живем внутри ток-шоу. Вот ведущие, вот публика, вот ассистент стоит с табличками за кадром и показывает, что нужно изобразить: вот мы все дружно сочувствуем, вот мы все разгневаны, а вот поднимается табличка «аплодисменты». Так и нашлось решение.
Я дал спектаклю подзаголовок «Альтернативная реальность». Но думаю, что можно было дать и такое определение: «Ошибка профессора Преображенского». Глобальная ошибка. Ошибка в ответе на вопрос: эволюцией или революцией должно двигаться человеческое общество? Где та грань, за которой уже невозможно дожидаться эволюционного финала? Повесть Булгакова «Собачье сердце», как и все его произведения, полна загадок. В ней многое зашифровано, ведь творил писатель в сложные времена…
Заданные в повести вопросы были актуальны вчера, актуальны они сегодня и не потеряют своей остроты завтра. Особенно в России, которая постоянно живет в состоянии социального эксперимента. Да и в мире тоже, вы только посмотрите, что творится… Вот и задумаешься, почему в который раз люди берутся, образно говоря, за скальпель и начинают кромсать – пациентов или страну – в попытке преобразовать все исключительно из лучших побуждений. И в итоге натыкаются на то, что получается монстр, который начинает пожирать своих создателей и все вокруг.
Кстати, вы же помните, что профессор Преображенский вовсе не стремился создать искусственного человека, превратить пса в хомо сапиенс. Он занимался «улучшением человеческой породы», евгеникой, а эксперимент с Шариком и Климом Чугункиным просто завершился не так, как предполагал Преображенский. И он очень быстро понял свою ошибку. Не зря его слова о милейшем псе, который превратился в чудовище, звучат так горько. Доброе, честное, чистое собачье сердце Шарика не допустило бы того, на что оказался способен Клим Чугункин…
Шариковым впору малиновые пиджаки
Сергей Руденок многое повернул в «Собачьем сердце» не так, как мы привыкли или ожидаем. Актер Андрей Касницкий – красивый молодой мужчина – играет профессора Преображенского. Шарикова – большой, крупный Денис Неделько. А доктора Борменталя, которого мы традиционно представляем как юного ученика, глядящего в рот умудренному жизнью корифею, играет Сергей Гончаров. В версии режиссера он военный врач, побывавший на войне и много повидавший. Что тоже не противоречит, кстати, Булгакову, ведь стоит только вспомнить, в какое время происходит действие пьесы. 20-е годы, еще не отгремели крестьянские бунты, только-только завершилась Гражданская война. Разве не мог прийти на кафедру к гениальному профессору именно молодой малоопытный врач?
– Никакого образа убеленного сединами мэтра – Преображенского! – говорит режиссер. – Я глубоко убежден, что можно быть мудрым, понимать жизнь и при этом не быть старым. Разве гении обязательно старики?
И Денис Неделько потому выбран на роль Шарикова. Мелкая, гадкая душонка необязательно должна жить в маленьком, тщедушном теле. Сколько угодно примеров тому, как подлая сущность прорывается в эффектных, статных людях высокого роста… Да вы вспомните лихие 90-е. Разве тогда не всплыли на поверхность сотни и тысячи спортивно сложенных, крупных мужчин, которые по сути были Шариковыми? Здоровенные детины в «Адидасах» и малиновых пиджаках…
Профессор Преображенский в моем понимании – рыцарь. Он чувствует свою ответственность за Дарью Петровну, за Зину, за своих пациентов. Именно поэтому, осознавая нарастающее давление на свой мир, он все равно не уезжает, хотя его готовы принять в любой стране. Он понимает, что совершил ошибку, и пытается ее исправить. И ему вроде бы даже удается…
Но Булгаков понимает: ту ошибку, что совершила страна, Россия, и не в 1917-м даже году, а раньше, когда появились все те люди, которые были готовы пустить под нож весь мир, разрушить до основания, – вот ее уже не исправить никак…
Сергей Руденок уверен, что зритель вместе с автором, с Михаилом Булгаковым, будет искать ответ на вопрос «эволюция или революция?» и найдет его в спектакле.
– Знаете, автор и режиссер всегда находятся в некоем диалоге во время работы над спектаклем, и режиссер всегда несет ответственность лично перед автором, – говорит Сергей. – Ни перед кем отчитываться, уверен, он не обязан – только своим сердцем перед автором. Если режиссер чувствует, что не погубил, не исковеркал произведение, то все складывается правильно. С «Собачьим сердцем» все именно так.
Кстати
С постановкой «Собачьего сердца» связана почти мистическая история. 15 мая режиссер и актеры, исполняющие главные роли, поехали в один из городских питомников для животных, чтобы снять видеоролик для рекламы спектакля.
– И там в вольере мы увидели самого настоящего Шарика, – говорит Сергей Руденок. – Вот один в один. И глаза такие же. Тоскливые, измученные. Оказалось, что это молодая бездомная собака, которую в питомник привезли, чтобы провести стерилизацию и потом снова выпустить – в никуда… Пока мы снимали ролик, она так на нас смотрела – сердце сжималось. Когда мы уезжали, то написали в соцсети пост о ней в надежде, что найдутся добрые руки, которые заберут собаку, что она найдет дом. А потом вспомнили, что именно 15 мая – 130-летие Михаила Булгакова. Ну как тут не поверить в мистические совпадения?..
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
Фото:
Алексея ВОРОНИНА, с сайта gorkytheater.ru